Защита местных производителей или лобби — Почему цены на прилавках торговых сетей могут взлететь?

17:47, 1 июня 2013682

Tazabek - Часто ли вы задумываетесь, из чего складывается цена на товар на полках прилавков в торговых сетях.

Мы привыкли сравнивать цены в магазинах и на базарах, оценивать влияние на них экономического кризиса, сбоя поставок, инфляции, курса доллара, мер правительства и прочих факторов.

Обычному покупателю не так уж важно залезать в дебри ценообразования торговых сетей. Но, как оказалось, изменение правил работы торговых сетей может существенно поднять цены на товары на полках этих сетей прямо на ровном месте.

Не так давно Ассоциация развития агропромышленного комплекса разработала законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Министерстве экономики и коммерции. Документ этот как раз таки направлен на изменение этих самых правил игры между торговыми сетями и поставщиками.

Как утверждают специалисты, с принятием данного законопроекта торговые сети будут вынуждены поднять цены на товары.

Tazabek решил разобраться, почему так может произойти.


Снижение вознаграждения


Поставщики хотят снизить уровень допустимого законодательством вознаграждения с 10% до 5% от стоимости размещаемого в сетях товара. Свое желание они объясняют тем, что при существующем уровне не все местные производители могут присутствовать в крупных торговых сетях.

Со стороны этот довод кажется весьма убедительным. Каждый гражданин заинтересован в поддержке местного производителя и от разнообразия продукции на прилавках в выигрыше остаются и продавцы, и покупатели.

Однако предлагаемые поправки коснутся не только местных производителей, но поставщиков импортной продукции. Тогда в чем выгода для местных поставщиков?

Данное нововведение не учитывает «внутреннюю кухню» торговых сетей.

Чтобы понять, к чему это приведёт, нужно знать бизнес-модель крупных торговых сетей:

Общий уровень маржи (общая наценка) составляет примерно 23%, из которых 10% - это вознаграждение и остальные 13% - это обычная наценка. Сети несут расходы (аренда магазинов, заработная плата, налоги, охрана, амортизация, проценты по кредитам и прочее) в размере 22% от оборота.

В итоге данная бизнес-модель позволяет сетям зарабатывать менее 1% чистой прибыли от оборота (при норме в других странах 2-3%).

Если законодательно снизить уровень вознаграждения, выплачиваемого торговой сети с 10% до 5%, то крупные торговые сети можно закрыть как абсолютно неэффективный и нерентабельный бизнес.

«Но у сетей есть другой выход – поднять цены для покупателей на 5%. Тогда изменится обычная наценка магазина с 13% до 18%. Это повлияет на рост цен, иначе сети не смогут выживать. Понятно, что поток покупателей в торговых сетях сократится, так как цены станут выше. Люди уйдут на рынки, где не всегда торговля осуществляется легально. Соответственно, товарооборот торговых сетей будет сокращаться, а вместе с ним и налоговые отчисления от этих сетей в государственный бюджет», - поясняет специалист в области торговли.

По данным Государственной налоговой службы, за 2021 год отчисления в бюджет только от двух крупных торговых сетей составили 1 млрд 67,2 млн сомов.


Привязка сроков оплаты за товары к срокам годности на них


Торговые сети обычно заключают договора с поставщиками. Эти правоотношения регулируются Гражданским кодексом ст.480. В Ассоциации развития агропромышленного комплекса хотят изменить эту норму и привязать выплаты за товары поставщиков не к договорным условиям, а к срокам годности товаров.

К примеру, если поставщик поставил товар, и его срок годности указан до 15 мая, то 15 мая торговая сеть должна будет выплатить деньги. В настоящее время сети выплачивают деньги каждому поставщику с определенной периодичностью — кому-то раз в две недели, кому-то раз в месяц, согласно договору. Это делается для того, чтобы можно было контролировать и регулировать оборотный капитал, а сам поставщик знает, когда он получит деньги.

Поставщики по-сути этим изменением в законодательстве хотят, чтобы сети им чаще выдавали деньги.

В торговых сетях Tazabek объяснили, что эта норма исключает возможность переговоров, а закон закрепляет принудительно эту привязку, не учитывая то, что не всегда из оборотных средств можно быстро вытащить деньги, а сроки годности некоторых скоропортящихся продуктов доходят до 3 дней.


Запрет на возврат товара торговыми сетями


Запрет возврата товара торговыми сетями автоматически перекладывает расходы на утилизацию на торговые сети. Логично, что тогда сети начнут продавать только самые ходовые товары, чтобы, возможно, минимизировать свои финансовые потери от их утилизации.

«Сейчас поставщик знает, что ему нельзя отправлять в сети товар с истекающим сроком годности, потому что ему оформят возврат. А если закон позволит поставщикам не забирать возвраты, то существует риск, что они начнут намеренно отгружать товары в сети с неподходящими сроками годности», - объясняет специалист в области торговли.

Получается, что предлагаемые нормы не направлены на упрощение конкуренции и нуждаются в пересмотре, как минимум.


Нужно ли вообще регулировать торговые сети?


На полях дискуссий Евразийской экономической комиссии не раз вставал вопрос о саморегулировании отношений поставщиков и торговых сетей в рамках ЕАЭС.

В ходе обсуждения вопросов на совещаниях Коллегии странам-участницам была предоставлена сводная таблица антимонопольных требований к деятельности торговых сетей на территории стран ЕАЭС.

Анализ показал, наиболее жесткие требования к торговым сетям предусмотрены в России, Беларуси и Кыргызстану.

В Казахстане и Армении такие требования к торговым сетям наиболее мягкие (отсутствуют запреты на возвраты, ограничения размера ретро-бонуса и т.д.).

При введении жестких требований в отношении торговых сетей Беларусь и Россия исходили из того, что фактически торговые сети в этих странах являются монополистами рынка, занимая не менее 70% его доли и могут влиять на его развитие.

В Кыргызстане торговые сети занимают не более 10% рынка, что не сопоставимо с долей рынка торговых сетей в России и Беларуси.

Фактически, сетевой бизнес в Кыргызстане находится только в зачаточном состоянии и занимает лишь 10% от всего рынка.


Рентабельность торговых сетей


Рентабельным сетевой ритейл в Кыргызстане сложно назвать. Нормой считается уровень рентабельности по чистой прибыли в 2-3% от оборота. В Кыргызстане этот показатель едва дотягивает до 1%. Из-за убыточности в последние 5 лет закрылись Beta Stores, «Боорсок», «7 дней», «Суперарзан».

Основная причина низкой рентабельности или вовсе убыточности сетей проста. Крупные сети одни их немногих, кто работает «по-белому»: электронный документооборот, онлайн-ККМ, все поставки строго по налоговым счет-фактурам.

«С аргументом, что в сетях мало продукции местного производства, можно еще поспорить. Обратите внимание на полки с молочной и колбасной продукцией. Доля отечественных товаров на них по этим категориям товаров превышает 80%. Ко всему прочему торговые сети сотрудничают с местными производителями и государством и во время шоковых потрясений, таких как дефицит сахара или растительного масла, потребителям продают товары по ценам, в разы меньше рыночных», - говорит специалист в области торговли.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком