Никто не называет хлеб макаронами: как антитабачный закон отразится на здравоохранении и бюджете, - У.Жоомартов

Tazabek - Закон о борьбе с курением прочит всем гражданам Кыргызстана здоровое будущее без сигарет, а инициаторы активно убеждают, что борются с «продавцами смерти» - табачными компаниями ради здоровья нации.

Тем не менее эти благие намерения не так однозначны, как это выглядит на первый взгляд. Авторы антитабачного законопроекта и его сторонники приводят аргументы якобы в пользу здоровья населения и пополнения бюджета Кыргызстана, на самом деле ставят под удар здоровье, бюджет, и легальный рынок.

Сами не знают, чего хотят

Инициаторы проекта закона собрали на его страницах буквально всё: фискальное регулирование, техническое регулирование, правила торговли, ограничения и запреты. Но, к сожалению, все это направлено против бизнеса, а не на борьбу с курением и профилактику никотиновой зависимости, о которых в документе почти ничего не сказано.

При этом, статистика говорит, что в Кыргызстане процент курильщиков составляет 25,4%, а помочь этим людям с никотиновой зависимостью, по мнению разработчиков закона, можно только разрушая легальный бизнес.

Коротко говоря, предлагаемый закон - это попытка приравнять стики для электронных систем нагревания табака к обычным сигаретам. Поднимаются вопросы в дальнейшем брать с них акцизный налог в штуках, а не по килограммам. Только тогда при чем тут здравоохранение, если акцент делается исключительно на финансовых выгодах?

Стики - что это на самом деле?

Если же все таки начать разбираться в вопросе, откроется множество нюансов, не учитываемых законопроектом. Стики и сигареты - это принципиально разные продукты, начиная с их состава и производства, и заканчивая способом употребления.

Да, макароны и хлеб сделаны из муки, но макароны надо предварительно сварить, а хлеб уже готов к употреблению, потому как это два разных продукта; для них разные стандарты и регламенты, что не вызывает ни у кого вопросов. Эта простая аналогия наглядно показывает, что и электронные никотинсодержащие устройства не могут классифицироваться как обычные сигареты.

Сигарета горит при температуре от 600 до 800 градусов, при этом выделяя более 6000 опасных продуктов горения, провоцирующие рак горла, легких и сердечно-сосудистые заболевания.

В стике же, нагреваемом специальным устройством при невысоких температурах, количество испаряемых веществ до 95% ниже, чем в сигарете, благодаря отсутствию процесса горения. Это позволяет значительно снизить вред от курения как для самого курильщика, так и для окружающих.

И как в итоге регулировать продажи?

Учитывая все характеристики электронных никотинсодержащих продуктов и степень риска для здоровья, которая принципиально отличается от обычных сигарет, развитые страны регулируют обе категории по разному. К примеру, власти Великобритании признают электронные сигареты лучшей альтернативой обычным сигаретам и резюмируют, что переход на вейпы способствует отказу от курения. В США системы нагревания табака типа IQOS маркируются как продукт с пониженным воздействием химических веществ на организм человека. Таким образом, санитарные органы США признают принципиальное отличие между сигаретами и электронными системами и дают недвусмысленно понять курильщику в пользу какого продукта стоит делать выбор. Аналогичный подход к регулированию существует в Нидерландах, Новой Зеландии.

Для инновационной никотинсодержащей продукции необходим отдельный документ, в котором более подробно будут описаны все аспекты - способы идентификации, технические требования к производству, транспортировке, хранению с учетом особенностей именно этого продукта.

Сторонники принятия закона указывают на упущенную выгоду и приводят не подкрепленные фактами подсчеты потенциальных доходов, с формулировкой «по некоторым источникам».

Однако официально поставлять стики на рынок Кыргызстана начали только в мае 2021 года. Поэтому говорить об упущенной выгоде государственного бюджета нельзя, так как легального продукта не было на рынке, а все что было – контрабанда, и доходы от нее шли в карманы перекупщиков из Казахстана и России. Теперь бюджет страны начал пополняться за счет налоговых поступлений от официального присутствия продукта на рынке. Но новый законопроект может и этому положить конец.

Борьба с курением – это стратегия в здравоохранении большинства стран, но настораживает тот факт, что здоровью нации в документе почти не уделено внимания. Из 25 статей закона лишь одна говорит об «Организации профилактической, консультативной помощи лицам с табачной (никотиновой) зависимостью, информированию о вреде потребления табака, никотина и воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье». И то с отсылками на подзаконные акты кабинета министров, которых еще нет.

Все остальные статьи направлены на «борьбу» с легальным бизнесом, и речь не об иностранных табачных производителях, а об отечественных предприятиях торговли - малом и среднем бизнесе, который буквально выживает в условиях пандемии и кризиса. Торговые точки будут вынуждены потратиться на приобретение дополнительного оборудования или вовсе отказаться от продаж сигарет. Рестораторы потеряют доходы и станут объектом для регулярных проверок и административных штрафов, а курильщики продолжат курить в подпольных заведениях.

Следует учитывать, что стоимость специального торгового оборудования, позволяющего хранить табачную продукцию и только по просьбе покупателя демонстрировать ее, составляет – более 33,5 тыс. сомов. И соответствующими шкафами будет производиться за счет самих магазинов, а это дополнительные финансовые затраты для владельцев небольших магазинов формата «у дома».

Более того, пространство торговой площади в большинстве магазинов составляет менее 10 кв м., что фактически не позволяет установить специальное торговое оборудование без вытеснения другой продукции повседневного спроса. При этом, около 25% дохода небольших торговых точек зависит от реализации табачной продукции, а каждая мелкорозничная точка создает рабочие места для 2–3 человек, на иждивении которых находятся их семьи. Данные прямые затраты несомненно негативно отразятся на деятельности малого бизнеса.

Кроме того, необходимо учитывать и увеличение текущих расходов предприятий розничной торговли на поддержание прайс-листа в актуальном состоянии и увеличение времени транзакций по продаже продукции покупателю (падение общей пропускной способности торговой точки), что в свою очередь сказывается на величине оборота торговой точки и, соответственно, в конечном итоге на налоговых поступлениях.

Запрет на выкладку табачных изделий может также стимулировать незаконную торговлю, и потребители будут приобретать продукцию в нелегальных местах, что так же негативно отразиться на продажах в торговых точках.

Таким образом, введение норм по запрету выкладки табачной продукции в торговом объекте может способствовать сокращению легально реализованной табачной продукции и, в свою очередь, негативно отразиться на бюджетных поступлениях от акцизов и последующих расходах государства, необходимых для борьбы с распространением нелегальной табачной продукции и ее последствиями.

При этом, если здраво оценить последствия принятия такого закона, то станет ясно, что он тормозит вопросы здравоохранения. В своем последнем отчете ВОЗ признает, что в мире насчитывается более миллиарда курильщиков. И эта цифра ненамного изменилась с 2007 года. Но есть пример Японии. С 2011 по 2019 год продажи сигарет в этой стране резко упали. И как показали результаты исследования Американского онкологического сообщества, основную роль в сокращении курения сыграли именно системы нагревания табака - IQOS.

Если «борцы» за здоровый образ жизни дождутся принятия нового закона в надежде на здоровую нацию, то курильщики скорее всего так и не расстанутся со своей привычкой. Альтернативные продукты, вейпы и стики снова уйдут в тень, предприниматели лишатся возможности продавать востребованный товар легально, а бюджет потеряет налоговые поступления.

Улугбек Жоомартов, врач-хирург, преподаватель КГМА.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: