Битва за реэкспорт и «закрытый» Китай — Выиграли ли грузоперевозчики от членства Кыргызстана в ЕАЭС?

Публикации более 1 года. Обратите внимание
Tazabek - Грузоперевозки — это товарные жилы, которые являются основой торговли каждой из стран. Они обеспечивают круговорот товаров, который затем называют громкими словами «экспорт» и «импорт». Наличие белорусской молочной продукции, российской древесины, армянских напитков — это результат деятельности как местных, так и иностранных грузоперевозчиков.
Но в каких условиях работают транспортные компании и их сотрудники, которые доставляют грузы? Что для них изменилось с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, одной из задач которого было обеспечение свободы перемещения товаров между странами? Устранены ли барьеры и препятствия? Решены ли многолетние проблемы? Открыты ли новые возможности?
За ответами на эти вопросы Tazabek обратилось к грузоперевозчикам. Но для начала цифры...
С момента вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз в 2015 году показатели грузоперевозок в союзе выросли. Из года в год динамика перевозок показывала улучшающиеся результаты. Исключением стал 2020 год, когда пандемия внесла свои коррективы во все процессы жизнедеятельности государств не только союза, но и мира.
Если сравнить объем грузов в 2015 году и объем в 2019 году, то рост составит более 11,2%. Из-за пандемии в 2020 году показатели упали на 5,9% по сравнению с 2019 годом.
В целом же в разрезе по странам ЕАЭС доли каждый год остаются примерно одинаковыми. Самыми крупными игроками были и остаются Россия и Казахстан, которые делят между собой более 90% всех перевозимых грузов ЕАЭС: Россия — более 60%, Казахстан — более 30%. Надо сказать, что остальные страны ЕАЭС делят между собой даже не 10% грузов, речь идет о гораздо более скромных объемах: Беларусь — более 3%, Кыргызстан — 0,3%, Армения — 0,1%.
Кыргызстан стоит на предпоследнем месте из всех стран ЕАЭС по объему перевозимых грузов, но с момента вступления в союз объем этих товаров постепенно увеличивался — незначительный, но постепенный рост. Как и во всех других странах ЕАЭС Кыргызстан столкнулся с множеством проблем в пандемию, из-за которой объем грузов сократился с 34,2 млн тонн до 26,8 млн тонн.
Такой результат был ожидаем, так как в период закрытых границ, жестких ограничений в передвижении и карантинных мероприятий, деятельность во всех отраслях была практическим остановлена. Даже то, что кыргызстанские перевозчики смогли заниматься поставкой продуктов из Казахстана, России и других стран, уже плюс со стороны членства в ЕАЭС.
К слову, тогда некоторые перевозчики сообщали, что в пандемийный период госорганы союзных стран решали ряд проблем гораздо быстрее, оперативнее и качественнее, чем в обычное время. Это облегчало трудности и без того сложной работы перевозчиков.
Однако следует понимать, что экстренные ситуации — это всегда особенное время, когда каждая из сторон готова идти на определенные компромиссы. В простое, не обремененное необходимостью принятия быстрых решений время, страны-соседи продолжают защищать собственный рынок, выстраивая барьеры.
Так как же изменилась жизнь грузоперевозчиков после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз? Удалось ли странам-союзницам выполнить обещание, данное еще перед созданием союза, и обеспечить свободу передвижения товаров в евразийском пространстве?
Полная версия новости по подписке
Наземные грузы: Борьба за реэкспорт В сфере грузоперевозок, совершаемых кыргызстанскими компаниями, львиная доля приходится на автомобильный транспорт.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.