PR-менеджер AUCA Динара Орозбаева: Мне нравится открывать таланты в других

PR-менеджер AUCA Динара Орозбаева: Мне нравится открывать таланты в других — Tazabek

Tazabek - Профессия пиарщика настолько многогранна, что порой трудно сказать, чем же именно они занимаются. Они как разведка – их служба, на первый взгляд, не видна. Но при первой же возникшей непредвиденной или опасной ситуации, при первом же поползновении на репутацию компании руководство сразу же обращается к пиар-службе.

AUCA решил вывести этих людей «из тени» и показать, кто стоит за успехом людей и компаний. Наша сегодняшняя собеседница — пиарщик, можно сказать, от рождения Динара Орозбаева.

– Как и с чего началась ваша карьера в PR, ведь начинали вы свой трудовой путь с телевидения?

– Вообще у меня диплом товароведа. То есть я работник сферы торговли и попутно консультант. Нас учили как продавать товар. Можно сказать, что именно тогда я получила первые навыки эффективного пиара (смеется). Уже с первого курса, с 17 лет, совмещала учебу в университете с работой на ТВ. Сначала была стажером, потом менеджером на КТР (ныне - ОТРК) в молодежной программе. Мне посчастливилось работать и учиться у креативщиков того времени. Я искала людей для массовки для передачи «Стороны» , составляла сценарий, придумывала темы для выпусков, находила героев и экспертов и многое другое. Уже с 17 лет я училась работать с людьми. Я очень благодарна той команде – они научили меня основам работы на ТВ, в PR, искусству общения.

Таким образом я проработала три года, доросла до главного менеджера молодежных программ, помощника продюсера. В начале 2000-х начала работать с молодыми политиками, которых мы приглашали на ТВ. Стала создавать сюжеты, готовить телеинтервью с известными людьми. Параллельно писала статьи в газеты.

Я с детства мечтала о такой жизни – быть публичным человеком, приносить пользу обществу. Я знала, что у меня будет такая жизнь. Когда у меня в детстве спрашивали, кем я буду, когда вырасту, всегда отвечала: «Я буду деловой женщиной». О чем в детстве мечтала, то и произошло.

Проработав на телевидении 8 лет, решила испытать себя в другом качестве – прошла по конкурсу в ЕБРР. Два года проработала кредитным экспертом по специальности. Практиковалась в Казахстане. После меня направили работать в Жалал-Абад. Очень скучала по друзьям в Бишкеке, по телевидению.

Увидев объявление о вакансии главного менеджера в информационный блок «Ала-Тоо», отправила резюме. И прошла! Я тут же бросила банк – расчеты оказались слишком скучны и однообразны для меня. Вернулась в Бишкек. В «Ала-Тоо» я поработала три года. Потихоньку, через героев своих сюжетов, стала консультировать компании как лучше работать со СМИ и так далее. Так с журналистики переключилась на пиар. После работала в Жогорку Кенеше консультантом депутатов, пресс-секретарем в НИСИ, сейчас возглавляю пиар-отдел АУЦА.

«У меня получается мотивировать других людей»

– Что вам интересно в вашей работе? Что у вас, на ваш взгляд, лучше всего получается?

– У меня очень много знакомых, друзей, единомышленников, в том числе и за рубежом. Мой круг общения – все коммуникабельные, разносторонние, интеллигентные, образованные люди. Работа в пиар – это значит, что ты постоянно с кем-то встречаешься, общаешься, договариваешься. Ты – рекламщик, журналист, редактор, дизайнер, SMMщик, имиджмейкер, стилист, психолог и социолог в одном лице. Однако при этом пиарщик ими не является. Он как бы над ними всеми. Он должен разбираться во всех перечисленных областях, чтобы уметь дать направление работы каждому, дать конкретное задание или совет. И чтобы все это «играло» на компанию.

Моя работа трудная, но очень интересная. Этим она мне и нравится. Может быть, поэтому настоящих PR-специалистов мало. Это больше, чем работа. Это моя жизнь, и я ее люблю. Благодаря своей работе я нашла единомышленников и друзей, создала свою команду, имею то окружение, которое меня устраивает.

– Вокруг вас всегда много молодежи. Вы им помогаете, поддерживаете, взращиваете из них профессионалов. Многие из ваших подопечных сейчас сами работают в СМИ и PR, организуют мероприятия, владеют собственным бизнесом…

– Мне нравится, что у меня есть возможность помогать другим – делом или советом. С годами у меня стал глаз наметанный – я вижу талантливых ребят и кто из них может вырасти в будущем. Вообще вижу способности других людей. Считаю, что если замечаешь способности, искорки в ребенке, молодом или взрослом человеке, то надо помочь. Необязательно деньгами.

Поговори, удели время и внимание, выслушай его идеи, познакомь с нужными людьми, поддержи словом, делом, просто улыбкой. Подтолкни ребенка к достижению своей мечты. Мотивируй, чтобы он не сдавался, не опускал руки и продолжал делать то, что ему нравится. Смотришь – и уже через год-два это взрослый, самостоятельный человек, у которого есть цель в жизни и к которой он целенаправленно идет.

Без ложной скромности у меня очень хорошо получается мотивировать других людей, стимулировать, побуждать их к действию. И я буду это делать и дальше. Пускай этот ребенок или человек не вспомнит меня потом, мне это и не нужно, я радуюсь, если он добивается успеха в жизни.

Многие из этих ребят сейчас работают в хороших местах. И они помнят меня. Ни на один праздник я не остаюсь без внимания – меня засыпают поздравлениями, звонками, подарками. Вот это – богатство, о котором я мечтаю. Мне не нужны хоромы и миллионы. Мне достаточно любви и уважения моих ребят, коллег, друзей, родных и близких. Вот этим ценны моя работа и жизнь.

«Честный пиарщик – это возможно»

– Что для вас PR?

– Умение раскрыть хорошую сторону – человека, компании, страны.

– У медали есть обратная сторона. Не все в человеке, компании и тем более стране хорошо. Многие считают пиарщиков беспринципными людьми, готовыми на все ради денег, в том числе и обманывать потребителей.

– Профессиональный PR-специалист должен знать абсолютно все о том продукте или компании, которую пиарит. В том числе и недостатки, которые он тем не менее пытается скрыть, минимизировать, приукрасить (смеется). Отсюда недоверие к представителям этой профессии. Но обманывать – нельзя. Я противник такого подхода. Лучше работать над ошибками и стремиться их исправить. У каждого пиарщика должен быть свой стиль, свое «я», свое лицо. Я считаю, что у меня есть свое лицо, авторитет. И я не хочу терять их из-за денег.

– Должен ли PR-специалист быть публичной личностью или он должен оставаться в тени?

– Считаю, что он должен уметь пиарить в том числе себя. Обычно пиарщики – публичные люди. Они, конечно, хотят, чтобы их знали. Знали, какие кампании они организовывали и проводили. И чтобы затем люди обращались к ним с новыми заказами. Если пиар-кампания хорошая – к эксперту снова обратятся. Если нет – нет. Хотя бы по этой причине не стоит никого обманывать. «Сарафанное радио» быстро разнесет о вас информацию – как хорошую, так и плохую. Речь идет уже о вашем имидже, добром имени.

«Мы – уникально коммуникабельные люди»

– Что же нужно знать и уметь делать представителю вашей профессии?

– Пиарщик должен уметь выстраивать в голове целую стратегию. Рождать буквально на ходу ролик или видеосюжет, пресс-релиз или новость, которые были бы в русле концепции развития компании. Уместить суть целой статьи в одном ярком, емком предложении – слогане. Увидеть постер во всех красках задолго до его создания.

Пиарщик – это творческий человек и в то же время трезво мыслящий прагматик. Он должен знать языки. Уметь подавать информацию. Быть стрессоустойчивым и оптимистичным. Уметь выбирать из множества вариантов самые выигрышные. Знать не только, ЧТО сказать, но и КОМУ и КАК. И самое главное – уметь общаться и налаживать хорошие взаимоотношения с разными типами людей. Особенно с руководством компании, где он работает. На лету ухватывать суть желаний людей. У пиарщика должны быть колоссальные связи – во всех сферах деятельности. Это просто уникально коммуникабельные люди. Причем нужно не только налаживать, но и продолжать поддерживать эти связи, сохранять их.

– Как же это сделать?

– Быть другом. Искренним, настоящим, душевным. Чтобы тебе доверяли. Нужно вызывать доверие. И оправдывать его своей работой. Это будет непросто сделать. Профессию пиарщика в первую очередь связывают с деньгами и обманом, хитростью, выгодой. Когда меня ближе узнают, мы становимся друзьями. И уже потом помогаем друг другу за просто так.

«Буду писать мемуары и учить других»

– Женщинам работать в пиаре проще, чем мужчинам, как думаете?

– Не последнюю роль, помимо профессиональных качеств, играет внешность пиарщика. Все знают, что встречают по одежке. Внешность пиарщика должна быть презентабельной. И, конечно, женщине это дается проще. И работается проще, особенно с мужчинами (смеется). Красивая женщина уже привлекает внимание и запоминается. И если уж PR-специалист не модельной внешности, то желательно быть харизматичной. Если не харизматичной, то стильной. И главное - нужно быть личностью.

– Думали, чем будете заниматься через 5-10 лет?

– У пиарщика недолгий век – 5-10 лет работы. А потом он уступает место другим – более молодым и креативным. Сам выбирает свою нишу. Может, открою школу пиара для молодежи. Буду делать то же, что делаю сейчас, также хочу помогать молодым пробиваться в жизни, только на более масштабном уровне. Или создам консалтинговую компанию – буду консультировать, только уже за деньги. Может, буду путешествовать и писать мемуары (смеется). Посмотрим. Планов много.

– Охарактеризуйте себя в нескольких словах.

– Я работяга, не боюсь любой работы. Не боюсь ответственности.

«Мое хобби – социальные проекты»

– Ваше хобби?

– Организация социальных проектов. Таких, например, как продвижение спорта в стране, поддержка спортсменов. Уже дважды, в 2014 и 2015 годах, организовала Sports Awards – церемонию награждения отечественных спортсменов, отмечая их вклад в кыргызстанский спорт.

– Почему именно социальных, а не бизнес-проектов?

– Потому что каждый бизнес должен быть социально ответственным. Почему сейчас во всем мире – на Западе, в Казахстане, в России, постепенно и у нас набирают силу именно социальные проекты? Потому что нельзя все время думать только о деньгах, о потреблении. Пришло время задуматься и о людях. Нужно поддерживать нашу молодежь, чтобы у нее был стимул развиваться самой и развивать родную страну. Я горжусь своей страной, людьми, работой, возможностями, которые у нас имеются. Просто считаю, что нашим людям нужно помочь – словом или делом, подтолкнуть, приободрить, показать пример.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: