Онлайн-конференция Tazabek: Замминистра экономики Д.Ибраев ответил на вопросы читателей

18:50, 8 января 20148 441
Tazabek - ИбраевЗаместитель министра экономики Данил Ибраев ответил на вопросы читателей в ходе онлайн-конференции Tazabek.

Заместитель министра Д.Ибраев курирует вопросы торговли, услуг, развития конкуренции и бизнес-среды.

Вопрос от REO: 1) В рамках борьбы с коррупцией предъявляются обвинения о завышении стоимости контракта. Кем, когда и какие установлены нормы прибыли при продаже или перепродаже товаров? Если нет, то какая работа ведется МЭКР в этом направлении? Когда будут приняты новые СНИПы взамен советских?

2) Что мешает правительству ограничить пользование служебным транспортом, а точнее персональными машинами рабочим временем с 8:30 до 17:30 часов только в рабочие дни? Что делает Министерство для того, чтобы чиновники не использовали служебный транспорт в личных целях на благо собственной семьи? Почему правительство не запретит приобретать служебный транспорт с объемом двигателя более 2,4 куба?

3) Почему при приобретении газа, ГСМ на государственные нужды или при продаже электроэнергии заключается межправсоглашение, а при покупке угля для ТЭЦ, считайте на государственные нужды, правительство обращается к частникам и перекупщикам, что мешает приобретать уголь у РК через тот же KEGOC?

Ответ: 1) Действительно, за период, когда я был руководителем антимонопольного органа, за это время нами были выявлены факты необоснованности цен контрактов на образовательные услуги. Если я не ошибаюсь, но студентам были возвращены порядка 2 млн сомов. На сегодняшний день вопросы согласования и контроль за тарифами находятся у антимонопольного органа, что является конфликтом интересов. Получалось так, что ответственность за правильность тарифов была распределена между антимонопольным органом, соответствующим министерством и ВУЗом. Мы сейчас говорим о том, что ответственность будет лежать на соответствующем министерстве, а антимонопольный орган будет проверять правильность исполнения. В то же время мы сейчас подготовили проект постановления правительства, который направлен на соответствующие министерства и ведомства, в котором внесены изменения и в то же время ужесточается методика ценообразования платных образовательных услуг. В этой методике мы убираем все двоечтения и непонятные для простого человека вещи. Мы четко прописываем, из чего состоит тариф. Тариф составляется затратным методом, там нет рентабельности. Я уверен, что в ближайшее время данное решение будет принято.

2) Данный вопрос не относится к Министерству экономики, но в то же время в соответствии с постановлением правительства от 30 декабря 2011 года №767, существуют ограничения по использованию служебного транспорта. В вышеуказанном постановлении предусмотрено ограничение по объему двигателя. То есть двигатель должен быть объемом не более 2,7 кубометра. Насколько я понимаю, опять же эти функции не за Министерством экономики КР. Все машины, которые имеют объем больше, либо были закуплены до принятия этого постановления, либо были получены на грантовой основе. На сегодняшний день закупать машины выше 2,7 куба запрещено.

3) Если говорить о ГСМ, то делается следующее. Государство не закупает у другого государства ГСМ, а Кыргызстан договаривается с Россией о беспошлинном ввозе данных нефтепродуктов в КР. Министерство экономки ежегодно совместно с Министерством энергетики составляет индикативный баланс по основным видам нефтепродуктов для определения внутренней потребности республики в данных продуктах.

Что касается газа, то в Кыргызстан газ завозится согласно договоренности нашим монополистом «Кыргызгазом» со странами экспортерами, где оговариваются объемы и цены поставок.

По электроэнергии, действительно, заключается межправсоглашение, это в основном с Казахстаном, по объему и цене, по которому они принимают нашу электроэнергию.

Вопрос правильности закупок энергосистемой угля, в том числе на ТЭЦ Бишкека и Оша, Минэкономики не регулируется и, насколько мне известно, должен проходить на тендерной основе.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от doolothan: Я читала, что в России на саммите руководителей Антимонопольных органов австрийцы признали Ваш доклад как лучший среди стран СНГ. Что с реформами, которые Вы предлагали, как вы их реализовали и что происходит сейчас?

Ответ: Действительно, когда в Киеве проходил саммит, если можно сказать, руководителей антимонопольных ведомств, в начале кыргызскую сторону воспринимали очень небрежно, если так можно сказать. Но благодаря нашей открытости с одной стороны, с другой стороны правильности обозначения точек дальнейшего развития в наших докладах, в том числе развития антимонопольного законодательства стран СНГ и антимонопольных органов, в том числе и для стран СНГ, начиная со второго дня нас стали воспринимать очень благожелательно. И даже были учтены некоторые наши инициативы по прослеживанию основных продуктов потребления с точки производства, если эта точка находится в другой стране до момента продажи уже непосредственно на национальных рынках, по лекарственным препаратам, по регулированию естественных монополистов. Мы выстроили очень хорошие отношения с ФАС России (Федеральная антимонопольная служба), которая в свою очередь помогла обучить, т.е. провести повышение квалификации наших 20 сотрудников. Также нам было обещано предоставление оборудования, в том числе для следственных мероприятий, также в части возможности создания открытых государственных закупок и во многом другом мы нашли понимание наших коллег со стран СНГ. В этом совещании участвовали представители конкурентных ведомств европейских стран, которые на очень высоком уровне отозвались о наших предложениях.

Что касается реформ, которые я начинал в антимонопольном органе, то в этой части хотелось бы сказать, что мы прорабатывали такие вопросы, как:

- реформирование платных образовательных услуг;

- регулирование общественного транспорта;

- реализация закона о конкуренции;

- по активизации работы по выявлению сговора или антиконкурентных соглашений;

- по методике мониторинга;

- по переходу от тарифного регулирования к рыночным методам регулирования и т.д.

Данные вопросы в рамках антимонопольной политики, которые находятся за Министерством экономики, мы будем дальше продолжать.

Так, на сегодняшний день мы подготовили проект решения правительства о платных образовательных услугах, в соответствии с которым мы предлагаем внести изменения в методику ценообразования на платные образовательные услуги. Убираем оттуда двоечтения и такие вопросные моменты непонятности, если так можно выразиться, то есть мы ужесточаем эту методику по ценообразованию. В то же время мы предлагаем уйти от практики ежегодного вхождения ВУЗов в антимонопольный орган по ежегодному согласованию тарифов. Согласно прогнозным данным, повышаем ответственность соответствующих министерств, например, Министерства образования, Министерства здравоохранения, если это касается КГМА, которые будут утверждать этот тариф, но контрольные функции останутся за антимонопольным органом. В то же время, если примется соответствующее решение правительства, то уйдут конфликты интересов, это антимонопольный орган, который с одной стороны согласовывал, а с другой стороны проверял.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от baktybeek: Каким образом Вы хотите поднять экспортный потенциал? Об этом часто говорят, но до сегодняшнего ничего не делают.

Ответ: Что касается экспортного потенциала, на сегодняшний день Министерством экономики в рамках тех же вопросов по вступлению в Таможенный союз и во исполнение Национальной стратегии устойчивого развития, разработана стратегия развития экспорта Кыргызской Республики на период 2014-2017 годов. Проводится работа по определению основных секторов вплоть до разбивки по определенным видам товаров по их конкурентоспособности в других странах.

Так, определены следующие высокоэкспортные отрасли — туризм, плодоовощной, текстильный сектор, бутилированная вода, мясное производство, молоко и молочные продукты, а также есть секторальные стратегии — торговое финансирование, упрощение торговли, менеджмент качества, торговой информации и продвижения.

По стратегии развития экспорта на 2014-2017 годы Министерство экономики подготовило проект решения правительства об утверждении данной стратегии, который находится в Аппарате правительства.

Хотелось бы сказать, что нами отрабатываются действия по признанию наших сертификатов в других странах мира, по уменьшению вмешательства со стороны государства в бизнес-среду, упрощению налогового и таможенного администрирования и созданию коридора по свободному прохождению товаров в другие страны без препон.

Нами разрабатываются наименования товаров, которые имеют высокую конкурентоспособность, эта работа ведется и, я уверен, скоро мы дадим дополнительную информацию по нашим достижениям.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от moussa: У нас имеется действующее предприятие по изготовлению запасных частей для энергосистемы, сопутствующих снижению технических потерь. Уже 20 лет поставляем запчасти. Изготавливаем из лома, алюминия и меди путем плавки и литья. Неоднократно обращались в министерство о включении нас в список предприятий, имеющих право поставлять изделия без тендера, потому что мы единственные поставщики. Зачем проводить тендер непонятно. В список включены предприятия, не работающие и имеющие только бумагу, печать и компьютер. Зачем нам такое министерство, которое не решает насущные задачи? Ваша мотивация?

Ответ: В целях поддержки национального производителя правительством было принято постановление №231, в котором предоставлены исключительные права для продажи госучреждениям товаров без проведения тендеров. Побуждения по принятию данного постановления правительства были, на взгляд Минэкономики, очень хорошие. Однако, на наш взгляд, само данное решение правительства требует доработки, там не определены критерии по включению в реестр и есть некоторые моменты двоечтения при проведении государственных закупок.

На сегодняшний день разработана новая редакция закона о государственных закупках, которая находится на рассмотрении Жогорку Кенеша. После принятия данного закона Минэкономики совместно с Минфином будет, я думаю, проработано либо внесение изменений, либо новое решение правительства по поддержке национальных производителей. Я уверен, что это будет в ближайшее время, после чего данный производитель может обратиться к нам, и мы рассмотрим целесообразность включения данного предприятия в данный реестр.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от barabashka: Насколько развито производство халал-продукции в Кыргызстане? Имеются ли статистические данные по данному виду продукции? Какие проблемы имеются по данному вопросу?

Ответ: Я уже ранее проинформировал по вопросу халал-индустрии. На сегодня в связи с тем, что сама система производства не полностью налажена, то и статистика не ведется.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от AnukMonik: Как Министерство экономики относится к введению временной таможенной пошлины в 15% на золотосодержащую руду? Расскажите подробнее о вопросе строительства завода по переработке руды.

Ответ: На сегодняшний день есть тенденция по вывозу руды и концентратов с содержанием драгоценных металлов, в этой части Министерство экономики видит более целесообразным первичную переработку в Кыргызстане, что создаст рабочие места, налоговые поступления и т.д.

В этом направлении создана экспертная группа, которая проводит оценку влияния данной пошлины на развитие горной промышленности, а также оценивает возможности строительства перерабатывающих заводов.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от AoranRamsey: В каком объеме и куда в этом году был осуществлен импорт и экспорт мяса? Какие страны являются основными партнерами по импорту и экспорту продукции?

Ответ: По официальным данным, импортные поставки за 10 месяцев 2013 года мяса и мясных субпродуктов составили 45 тыс. 136,6 тонны на сумму 62,9 млн долларов. Основные страны-импортеры мяса — это США (26 тыс. 857,3 тонны на 34,8 млн долларов) и Китай — 14 тыс. 994,4 тонны на сумму 22,1 млн долларов.

По официальным данным, экспорт мясопродуктов составил 51,5 тонны на сумму 150 тыс. долларов.

Следует отметить, что кроме мяса и мясопродуктов из КР экспортируется и живой скот. За 10 месяцев вывезено 19 тыс. 716 голов живого скота. В основном он экспортируется в Казахстан — 8917 голов и в Таджикистан — 7185 голов. Этот небольшой объем в большей степени связан с тем, что Казахстан ввел запрет на ввоз животноводческой продукции из КР. Имеются случаи контрабандного вывоза сельхозпродукции, в том числе живого скота.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от kayrat.kg: Многим мы неоднократно предлагали хорошие проекты, но не слышат. Можем ли мы к вам прийти?

Ответ: Если речь идет об инвестиционном проекте и поиске потенциальных инвесторов, то наш сайт позволяет зарегистрировать данный проект. База данных инвестиционных проектов размещается на нашем сайте и в дальнейшем продвигается дипломатическими представительствами КР за рубежом и представляется на различных инвестиционных форумах и встречах.

В свою очередь Министерство экономики при необходимости может оказать консультативную поддержку и содействие. Если есть необходимость для обсуждения данного проекта лично со мной, то, пожалуйста, мой служебный номер (0312) 620541 или в Минэкономики, 3 этаж, 325 кабинет.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от AoranRamsey: В каком объеме и куда в этом году был осуществлен импорт и экспорт молока? Какие страны являются основными партнерами по импорту и экспорту продукции?

Ответ: Согласно официальным данным, за 10 месяцев 2013 года импорт молока и молочных продуктов составил 7 тыс. 764 тонны на общую сумму 13,2 млн долларов. Основные страны-импортеры молочной продукции — это Россия, откуда импортировано 4 тыс. 728 тонн на сумму 9 млн долларов, что составляет 61% от всего импорта молочной продукции. Из Украины импортировано 2 тыс. 369 тонн на сумму 3,1 млн долларов, что составляет 31% от общего объема.

Что касается экспорта молока и молочной продукции, то всего экспортировано 9 тыс. 967 тонн на сумму 11,1 млн долларов. Экспортировано в основном в Казахстан в объеме 9 тыс. 93 тонны на сумму 8,6 млн долларов или 91% от общего объема.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от rafik: Данил — зять Керексизова Ташкула, вот и вся фишка его.

Ответ: Нет, это не так.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от Da_budem_my: Почему, например, министр сельского хозяйства Ч.Узакбаев уже второй месяц не появляется на работе? Зачем такой министр?

Ответ: У Министерства экономики нет полномочий по отслеживанию местонахождения членов правительства.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от Cuyun: Скажите, пожалуйста, имеют ли право собирать деньги с учеников школ? Сейчас в школах Жалал-Абада требуют с каждого ученика по 800 сомов.

Ответ: В соответствии со статьей 17 закона «Об образовании» дополнительные образовательные услуги обучающихся и воспитанников осуществляются в образовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования на добровольной основе в случае, если услуга включена в государственный реестр сверх установленных стандартов и согласована с антимонопольным органом, то сумма, скорее всего, является законной. Если же у вас есть сомнения, то вы можете написать письмо в антимонопольный орган или к нам в Министерство экономики. В соответствии с законом «Об общественных объединениях» при школах могут создаваться попечительские комитеты из родительского комитета, которые могут создать общественные фонды и собрать деньги для поддержки школ. Нужно разобраться, на что собираются 800 сомов и узнать, насколько это затратно.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос ATM123: 1) С точки зрения Минэконома, какими видами деятельности выгодно заниматься на сегодняшний день в КР? Учитывая вашу должность, какими видами деятельности Вы рекомендуете заняться, чтобы предприниматель мог получить наибольшую выгоду? Каких видов деятельности не хватает КР для оптимального развития экономики?

2) Ваша последняя прочитанная книга?

3) Насколько Минэконом тесно сотрудничает с Кыргызпатентом, учеными-изобретателями и Академией наук?

4) Как Вы считаете, с точки зрения Минэконома, справедливо ли то, что швейники платят всего 12% СФ? А как же другие работающие кыргызстанцы? Почему нет для них поощрений? Почему у нас нет градации уменьшения налогов и страховых взносов, если человек зарабатывает больше денег? Почему я, зарабатывая 1000 долларов в месяц, должна отдавать около 445 долларов СФ и ГНС? А таксисту (и многим другим) при таком же ежемесячном доходе достаточно купить патент за 500 сомов и заплатить 500 сомов в СФ? Где справедливость? Свою зарплату не скрываю и осуществляю все выплаты из принципа, потому что иначе наша страна не будет развиваться. Но очень обидно становится, когда госчиновники и политики, живущие на наши налоги, ведут себя недостойно. Обидно, когда государство не относится ко всем одинаково. Я ведь не виновата, что грамотно выбрала свою профессию и постоянно работаю над собой, чтобы мои услуги дорого стоили. Разве я виновата, если работаю больше чем другие и соответственно получаю больше?

Ответ: 1) У нас сейчас рыночная экономика и сказать, какими видами деятельности можно заниматься сложно, потому что там есть ряд составляющих. Это финансовые возможности, это специальность и талант, в каком направлении он есть у того или иного человека и т.д. Но если говорить о том, какие преимущества есть в Кыргызстане для занятия различными видами деятельности, то, я думаю, что большое будущее и большая востребованность будет в части туризма.

Как вы видите, зимний туризм очень хорошо развивается в Кыргызстане. У нас есть немало горных склонов, на которых можно создать горнолыжные базы. Что касается крупного финансирования, то, я думаю, что большая возможность будет в гидроэнергетике, в крупных сельхозкорпорациях, где объем земель будет более 10 тыс. гектаров. Конечно же, можно делать и свой продукт на площади в 20-30 соток. Все зависит от подхода. Хороший пример мы видим в Таласской области по выращиванию фасоли.

Есть возможности и в сфере услуг, например, гостиничный бизнес. На сегодняшний день благодаря тому, что Кыргызстан сделал «открытые двери» (безвизовый режим для развитых стран мира), статистика показывает, что идет увеличение количества туристов и потенциал достаточно большой. Это и развитие сферы услуг, общественное питание или еще что-то в этом смысле в части прибрежных зон к туристическим местам. Также я думаю, что у нас достаточно выгодно будет заниматься переработкой сельскохозяйственной продукции. Можно перечислять много направлений. Также много сказать о строительстве ГЭС как малых, так и крупных.

Я думаю, что очень хорошо будут развиваться авиаперевозки, можно создавать логистические центры, в том числе базы по дальнейшей продаже продуктов сельского хозяйства. Если есть возможности и есть специализация, то и в горнодобывающей отрасли можно добиться хороших результатов. Все зависит от человека, от его финансовых возможностей и от приближенности к источниками финансирования.

Что касается оптимального развития экономики КР, то, наверное, в полном смысле этого слова такого развития нет ни в одной стране мира, есть стремление к этому. По-моему мнению, самое главное — это с одной стороны уход от различных барьеров, правильное администрирование налоговых и таможенных сборов, государственное вмешательство только в случае стимулирования тех или иных отраслей экономики, определения стратегических проектов по развитию КР (гидроэнергетика, туризм, легкая промышленность и т.д).

2) Конечно же, нужно читать классику, это понятное дело, К сожалению, получается так, что я больше нахожусь в интернет-пространстве, где идет сбор информации из тех или иных источников. Мне очень нравится читать легкие книги, когда есть время. Я не очень люблю смотреть телевизор, хотя это тоже расслабляет.

Последняя прочитанная мною книга — это Media Sapiens Сергея Минаева.

3) Что касается новых изобретений, то нужно сказать, я думаю, что экономика Кыргызстана не использует полностью потенциал наших изобретателей. В то же время очень многие изобретения являются номинальными, потому что, если говорить о сфере электроники, механики и даже экономики, то нужно иметь очень большую базу, чтобы в нынешнее время изобрести что-то «взрывное». Я думаю, что изобретения в части гидроэнергетики, в части, возможно, каких-то лекарственных товаров на основе национальных минералов — это потенциал. К сожалению, этот потенциал пока не особо используется. Я думаю, что мы должны дойти и до этого уровня, когда изобретения смогут дать всплеск в развитии той или иной отрасли или в улучшении того или иного продукта. В то же время сейчас Минэкономики начата такая работа, как подключение наших национальных институтов, в том числе и по проведению анализов. Мы сейчас прорабатываем вопрос по размещению тех или иных законов в наших научных институтах, благодаря чему поднимается уровень наших специалистов. Мы также хотим, чтобы в этих институтах наши специалисты читали соответствующие лекции. Я думаю, что это будет дорога в двух направлениях.

4) Что касается социальных взносов, то в этом направлении, конечно, реализация вопроса находится за Социальным фондом. Что касается налоговых преференций, то данный вопрос на сегодняшний день находится в ведении Министерства финансов.

Но хотелось бы отметить, что сейчас разработан Налоговый кодекс, в соответствии с которым, например, будет уменьшена ставка НДС с 20% до 12%, будет снижение ставок единого налога для лиц, работающих по упрощенной системе налогообложения, — с 10% до 6%, освобождение от уплаты предприятий по переработке сельхозпродукции (конечно, в случае переработки собственной продукции), освобождение от налога на прибыль и НДС товарно-сервисных кооперативов. В то же время уменьшиться вдвое количество налогов — с 16 до 8. Я думаю, что Налоговый кодекс будет более понятный в этом плане.

Если говорить по поводу налогообложения и других видов налогов, то Минэкономики рассматривает вопрос с той стороны, чтобы была более упрощенная система, которая бы стимулировала отрасли экономики. Мы должны стимулировать потенциально значимые отрасли, где есть большой оборот. Легпром на сегодняшний день является одной из таких отраслей. Я думаю, что также будет стимулирование мелкотоварного производства, чтобы оно укрупнялось и тогда оно будет конкурентоспособным.

Вопрос градации, я думаю, мы будем изучать совместно с теми ведомствами и министерствами, за которыми это закреплено, потому что это не в меньшей степени влияет на развитие экономики, в том числе на привлечение инвестиций.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от beybars: Уважаемый Данил, скажите, пожалуйста, с Вашей стороны какие проводятся мероприятия по регулировании цен на рынках? Вы знаете, какие цены на рынках города и по республике на разные продуктов питания? Как вы реагируете на растущие цены и что вы делаете для этого? Какие механизмы имеются у Вас для регулирования цен? Как можно получить финансовую поддержку для продвижения новых проектов? Можно ли получить подобную поддержку? Если да, то куда можно обращаться?

Ответ: В соответствии с приказом Министерства экономики утвержден список социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров. В него вошли 14 продовольственных и 5 непродовольственных наименований товаров.

Мы на еженедельной основе отслеживаем цены на рынках по всем регионам. Для примера, по состоянию на 26 декабря по сравнению с прошлой неделей повышение розничных цен, например, на зерно продовольственной пшеницы наблюдалось на 0,57%, на рис — на 0,49%, на масло сливочное — 0,6%. То есть мы на постоянной основе отслеживаем и в случае резкого повышения цен мы направляем соответствующую информацию как в регионы, так и в антимонопольный орган, в правительство, после чего принимается соответствующее решение.

Что касается самого регулирования, я ранее отметил, какими способами это происходит: согласно закону о конкуренции, закону о вливании или выкидывании товаров из фонда государственных материальных резервов, повышении или понижении пошлин, разрешении на ввоз или вывоз товаров.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от reafty: У государства есть намерения поддержать социальное предпринимательство: налоговые льготы, кредиты с низкими ставками, улучшение законодательной базы?

Ответ: Как вы знаете, 18 декабря 2013 года Жогорку Кенеш принял программу по переходу КР к устойчивому развитию на период 2013-2017 годов, где были выдвинуты определенные инициативы по поддержке и развитию предпринимательства. Были пересмотрены виды деятельности, осуществляемые на основе добровольного и обязательного патента. Разработаны нормативно-правовые акты, исключающие дублирование НДС и налога с продаж. Также разработаны проекты решений по пересмотру налоговых преференций и приняты соответствующие меры по снижению процентных ставок на банковские кредиты, по прогнозным данным, до 16,5%.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от asilbeko: Как лично Вы оцениваете работу Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР? Является ли данный совет действительно эффективной площадкой для диалога бизнеса и государства?

Ответ: Благодаря той площадке, которую создает Совет по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР, бизнес имеет возможность на постоянной основе встречаться с соответствующими ведомствами с одной стороны и выдвигать свои предложения по бизнесу, чтобы они могли эффективно развиваться. Уверен, что это направление будет наращиваться и приносить соответствующие плоды.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от doolothan: Вы — один из первых, кто начал говорить об инвестициях и необходимости проведения государственной политики по привлечению инвестиций. Но как создали «Максовскую ЦАРИИ», Вас выкинули. Не думаете ли Вы, что вами попользуются в Министерстве экономики и также выкинут?

Ответ: Я по своей сути не являюсь политиком. Я себя считаю управленцем. Вопрос эффективности моей деятельности за моими непосредственными руководителями. Если эффективности, по их мнению, будет недостаточно, то, возможно, так и будет. В то же время хотелось бы сказать, что я всегда стараюсь отстаивать свои принципы. С одной стороны за это ценят, с другой стороны за это увольняют. На сегодняшний день ту работу, которую я веду в рамках Министерства экономики, одобряют. Куда или откуда завтра меня отправят... Будем надеяться, что я буду оценен.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от merry: На рынке существуют много товаров с наименованием «халал». Действительно ли они соответствуют исламским стандартом?

Ответ: Что касается халал-индустрии, к сожалению, мы развиваемся слишком медленно. Учитывая экспортный потенциал Кыргызстана в этом направлении, мы сейчас активизировали эту работу, т.е. усилился технический комитет, который работает над техническим регламентом по сертификации, обработке и хранению халал-продукции. Туда включены такие лица, как директор Центра права религии и политики, профессор Мадридского университета, представитель госкомиссии по делам религии, представители испытательных комиссий, специалисты стандартизации и метрологии, представители бизнеса из отрасти халал-продукции.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день на основе Малазийского стандарта разработан и принят в качестве Национальный стандарт КМС 1224:2011 «Халал продукция, общее руководство по производству, изготовлению, обработке и хранению». Сейчас активизировали работу по определению национального стандарта по процедуре сертификации халал-продукции.

По нынешней ситуации с продукцией, на которой стоит отметка «продукция халал», я думаю, надо проводить работы в плане прослеживаемости этой продукции и правильности, так скажем, кормления тех животных, из которых делается данная продукция, правильности забоя. Правильность согласно тем исламским принципам по изготовлению и соприкосновению с теми животными, материалами.

Чтобы мы могли производить соответствующие халалности продукцию, надо сделать немало соответствующих действий, потому что халал-продукция — это правильный забой по исламским принципам, но там стоит вопрос о том, чтобы в продукции не было ГМО, чтобы соответствовала санитарным нормам и т.д.

Я думаю, эту работу будем активно проводить, и будут активные действия по созданию лабораторий, которые будут определять соответствие халал-стандартам, надзорные функции. Все этот обсуждается с нашими партнерами из Турции, Малайзии, Кувейта, Катара по поводу обмена опытом и возможности создания испытательных лабораторий, центров по правильности производству халал-продукции.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от Aidarbegi: Здравствуйте! Вопрос не к вам, а к министру. Раньше работал заместителем Панкратов, который отвечал за работу лицензионного отдела, все вопросы решались без задержек и денег. Но как назначили Данила Ибраева, работники отдела, ссылаясь на нового замминистра, начали вымогать деньги у коммерсантов, которым нужны разрешительные документы. Может быть, отдел прикрывается его именем или...?

Ответ: То, что касается выдачи лицензии на ввоз и вывоз для участников внешнеэкономической деятельности, данный вопрос, вопрос выдачи лицензий на сегодня является коллегиальным. При этом он имеет 3 этапа: 1) участники внешнеэкономической деятельности или лицензиат, согласно установленному Жогорку Кенешем перечню документов, присылают в Министерство экономики заявку, после чего этот пакет документов на втором этапе передается соответствующим министерствам, которые являются экспертами в данной области для того, чтобы они дальше дали заключение о целесообразности такого экспорта и импорта. Только после заключения Министерства экономики коллегиальным образом методом прямого голосования дается лицензия.

Хотелось бы отметить, что мы сейчас полностью уходим от заявительного контакта, то есть, когда идет подача документов, либо их получение, лицензиат подает в электронном формате через единое окно, находясь в офисе, соответствующие документы, зарезервированные электронной подписью. Данный пакет документов в электронном виде поступает в Министерство экономики и сразу отсылается соответствующему эксперту. Также они [эксперты] в электронном виде отсылают свое согласие о целесообразности такого вывоза или ввоза товара, в свою очередь мы в электронном виде опять же, пройдя процедуру коллегиального голосования, выдаем либо отказываем в выдаче данной лицензии, которая также в электронном виде отправляется лицензиату, то есть на тот адрес, с которого он оправил данную заявку. В то же время, если лицензиату необходима лицензия в бумажном виде, он будет получать ее не у специалиста, который занимается этим делом, а строго в общем отделе. Я думаю, бумажная составляющая — ее необходимость почти отсутствует.

Что касается того, что пишется, то я прошу данную информацию направлять нам, мой прямой рабочий телефон 312 620541, либо при нас есть ОНС, написать туда, либо в Антикоррупционную службу. И мы, поверьте, в ближайшее время разберемся с этими фактами, если они есть, и соответствующие сотрудники будут привлечены к уголовной ответственности.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от manasmanas: Здравствуйте. Кыргызстан в лице Минэкономики настаивает на получении денежной компенсации при вступлении в Таможенный союз. Российская сторона выступает против. Если стороны не придут к компромиссу, как будет Минэкономики действовать дальше? Ведь если откажут в преференциях, то есть ли смысл продолжать переговоры?

Ответ: Смысл переговоров заключается в том, чтобы Кыргызская Республика отстояла свои национальные интересы. И, как вы знаете, президентом республики эта позиция четко и жестко была заявлена при участии глав-государств стран ТС.

Сейчас кыргызской стороной еще раз внесена на рассмотрение наполненная национальными интересами дорожная карта, основными пунктами которой являются:

- создание фонда или института по поддержке стран, которые входят в Таможенный союз.

- преференции по определенной группе товаров, на которые на определенное время, порядка 7 лет, таможенные пошлины должны быть отличными от таможенных пошлин в Таможенном союзе.

- оказание политического содействия со стороны стран Таможенного союза по созданию трудоемких производств на территории КР.

- мероприятия по присоединению Кыргызской Республики к соглашениям по вопросам регулирования трудовой миграции. Нужно отметить, что данное соглашение должно обсуждаться не в рамках Таможенного союза, а в рамках единого экономического пространства, что является следующим этапом интеграции. Но Кыргызская Республика настаивает, чтобы именно в рамках дорожной карты присоединения к Таможенному союзу этот вопрос был решен.

Также в дорожную карту включен вопрос по проведению мероприятий по техническому оснащению и инженерному оборудованию соответствующих участков границ Кыргызской Республики с третьими странами. Также в дорожной карте есть вопрос переходного периода по вступлению в силу технических регламентов ТС, также включен вопрос создания центра безопасности пищевой продукции и испытанию в КР и полноценной отработки вопросов на кыргызско-казахстанской государственной границе, то есть уход от таможенного контроля в отношении товаров, которые перемещаются из КР на территорию государств членов Таможенного союза. На сегодняшний день, как было высказано президентом КР, также и правительство Кыргызская Республика стоит на той позиции, что интеграционный процесс должен происходить четко с учетом национальных интересов.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от tikenek: Здравствуйте! Антимонопольный комитет часто ничего не может сделать с ценами на рынках или на услуги, и говорит, что у него нет таких полномочий. Он может только рекомендовать. Может быть, Министерство экономики может разработать соответствующие законопроекты по усилению контрольных функций. А то цены на рынках Бишкека иногда, по словам продавцов, зависят от митингов в Оше, хотя никакой связи и нет.

И второй вопрос — моя сестренка пишет курсовую о бизнес-сфере Кыргызстана и пользуется вашим сайтом. Она жалуется, что информации мало и она устарела. При этом показала мне анализ от 1970 года. Я, думаю, что это просто техническая ошибка — 1970. Но информации действительно мало. Как вы намерены развивать сайт?

Ответ: 1) Да, что касается возможностей антимонопольного органа и регулирования на рынках республики цен, нужно сказать, что мы перешли на рыночную экономику. Но реалии нынешней ситуации показывают, что этот метод не всегда закрывает возможность спекуляции, антикоррупционных действий, злоупотребления возможностей, в том числе антимонопольных. На сегодня разработан закон «О конкуренции», согласно которому по ряду видов продуктов питания в случае, если в течение месяца рост преодолеет 25%, то правительство имеет право ввести госрегулирование сроком не более 90 дней.

В этот перечень вошли мука пшеничная, хлеб подовой, молоко, масло растительное, масло животное, мясо, сахар-песок, рис и макаронные изделия. Нужно сказать, что есть нетарифные методы регулирования. Есть возможность повлиять на сущность рынка. Антимонопольный орган должен мониторить, нет ли на рынке сговора, использования рыночной силы.

Также со стороны правительства есть вхождение на рынок через фонд госматрезервов. Есть возможность разбронировать в фонде те или иные виды продуктов с учетом выбрасывания их на рынки республики. Такими методами правительство уже пользовалось. На рынках страны появилась мука из фонда, когда мировые цены дали рост, по всей стране была одна цена, в какой-то степени сдержали цены на муку. Также есть введение защитных мер, есть механизм по введению таможенных пошлин.

2) Сайт министерства или ведомства является его лицом, мы проводим работы, учитывая и эти замечания. На сегодняшний день их нет. Информационная составляющая на постоянной основе обновляется. Сейчас нами в рамках дальнейшей реализации электронного правительства разработана и начинает действовать система по получению разрешений на ввоз и вывоз товаров, которые регулируются правительством. Охвачено 11 ведомств. Я уверен, следующим этапом будет электронное правительство.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от ATM123: 1) Сообщите, пожалуйста, имеет ли право госучреждение, находящееся на хозрасчете, в рабочее время не выполнять свои прямые функции (они являются монополистом), то есть не предоставлять свои услуги, ссылаясь на то, что у них проводятся проверки со стороны контролирующих органов или они меняют мебель?

2) Почему госучреждения не согласовывают стоимость своих услуг с лицами, которые пользуются их услугами? Почему для них достаточно лишь пройти согласование с антимонопольным комитетом? А что делать, если стоимость услуг завышена, даже по сравнению с другими странами СНГ, а антимонопольный комитет об этом не знает, просто элементарно из-за недостатка информации?

3) Кому жаловаться, если госучреждение (монополист) вовремя не оказывает услуги, превышая законом установленные сроки в 2-10 раз, ссылаясь на свои бесконечные проверки со стороны контролирующих органов и некомпетентность персонала?

4) Почему от компаний требуют предоставлять информацию на кыргызском языке для потребителей, но при этом в госучреждениях нет грамотных переводчиков? Сотрудники почти всех госучреждений, в том числе и в Нац.ком. по госязыку допускают много грубых ошибок в переводах текста. Прежде чем вводить какие-то требования, нужно же подготовится к этому, а не угождать правительству и т.п., защищая свое кресло.

5) Сдавая различные анализы и обращаясь к врачам частных медцентров, столкнулась с тем, что никто не дает мне документов об оплате. В регистратуре дают бумажку со штампом «Оплачено», которую потом забирает у нас врач. Лаборатория Бонецкого, единственные кто дал мне кассовый чек и документ с пояснением, какой их услугой я воспользовалась. Ни в клинике репродуктивного здоровья, ни в медцентре КГМА мне на руки не давали квитанции об оплате. Дали лишь бумажку со с штампом «Оплачено», которую забирал врач. В другие частные медцентры я обычно не обращаюсь.

Ответ: 1) Здесь есть такой момент, если касаться именно законодательства о защите прав потребителя, то согласно закону о защите прав потребителя, продавец или та организация, которая предоставляет те или иные услуги, в том числе платные государственные, должны предоставлять эти услуги строго в соответствии с выставленной табличкой по времени (с какого момента он предоставляет эти услуги). Если меняется ситуация или его возможности по предоставлению этих услуг, он должен заведомо уведомить потребителя этих услуг. Конечно, за исключением форс-мажорных ситуаций. Скорее всего, здесь идет нарушение закона о защите прав потребителя. В данном случае есть три возможности. Согласно законодательству, на антимонопольный орган возложены функции по защите прав потребителя. Кроме этого, есть общественные организации по защите прав потребителя и при необходимости человек может обратиться в суд.

Что касается согласования государственных платных услуг, согласно закону есть соответствующий реестр, в котором четко определены те услуги, которые государственные органы могут предоставлять, в том числе и на платной основе. То есть, если эта услуга вошла в этот реестр, то соответственно, эту услугу государство имеет право предоставлять. Что касается ценообразования на эту услугу, то согласно закону о предоставлении государственных платных услуг, тариф устанавливает антимонопольный орган. По ценообразованию действует принцип себестоимости, то есть затратный метод. Как раз таки этим занимается антимонопольный орган, то есть он рассматривает соответствие оказываемых услуг этим государственным органом соответствующим затратам, то есть там не стоит вопрос о получении прибыли, там стоит вопрос затратной составляющей. Конечно, затратная составляющая на территории КР, правда это в редких случаях, может быть выше, чем в каких-либо других странах. Поэтому, если у того, кто написал это письмо, есть какие-то сомнения, он может обратиться в антимонопольный орган или к нам, мы еще раз рассмотрим эту составляющую.

2) В данном случае, если опять же стоит вопрос о государственных платных услугах, то предоставление этих государственных платных услуг как раз таки соприкасается с законом о защите прав потребителей. Согласно чему, нужно обращаться в антимонопольный орган.

3) Действительно, на сегодняшний день есть некоторые сложности по качеству оформления, в том числе документов особого значения, в связи с некоторой неграмотностью и нарезанием государственного языка. В настоящее время, и президентом это было озвучено, проводится муссированная работа по наращиванию качества и знания государственного языка. Я уверен, что в ближайшее время в этом плане качество будет намного лучше.

4) То, что касается предоставления платных медицинских услуг, в том числе и со стороны частных медицинских центров, то опять же в соответствии с положением о сооплате за медицинские услуги определен порядок внесения и возврата сооплаты, где предусмотрено, что квитанция об оплате возвращается пациенту. Насколько нам известно, действительно, такие факты есть. На сегодняшний день этот вопрос обсуждался. Я думаю, что на заседании секретариата совета обороны будет представлен доклад таких фактов.

____________________________________________________________________________________________

Вопрос от gydra: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вот при Бакиеве Вы были его общественным помощником, были в хороших отношениях и с Жанышем и с Ахматом. ГКНБ это хорошо помнит. Как Вам удалось сохранить свои позиции?

Ответ: Я никогда не был общественным советником ни у Курманбека Бакиева, ни у Ахмата, ни у Жаныша Бакиевых. В соответствии с внесенным предложением со стороны федерального учреждения Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в 2007 году, тогда президентом К.Бакиевым было принято решение после встречи с руководителями Курчатовского центра РФ и вышел указ о назначении меня полномочным представителем президента по вопросам инвестиционного сотрудничества. Это все есть в документах. Данная должность была создана для реализации ряда проектов со стороны Курчатовского центра, одним из которых была реабилитация хвостохранилищ на основе новых методик по выделению реактивных составляющих и был еще проект по газификации угля. Нами была сделана презентация о проектах, но из-за отсутствия финансирования и, возможно, неполноценного интереса это было приостановлено.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: