Бесплатная юридическая клиника АУЦА помогает гражданам решить проблемы, а студентам — углубить знания, - директор Н.Исаева

Tazabek - юрклиникаЧисло лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, неуклонно увеличивается в силу различных причин: рост криминальных преступлений, правонарушений в гражданском обороте, нарушений работодателями трудового и гражданского законодательств в отношении наемных работников и т.д. В результате страдает в большей степени малоимущее население, не имеющее возможности оплатить услуги квалифицированных адвокатов. Для многих клиентов юридическая консультация — это единственно возможное средство доступа к правовой помощи. Не только из-за безвозмездности оказываемых услуг, но и потому, что в других местах (в госорганах, адвокатуре) людям по объективным причинам не могут уделить много времени и внимания. При консультации же много времени уделяют именно обстоятельному подробному разговору с клиентом. Опыт живого общения с «носителем социальной проблемы» часто открывает глаза на истинную природу права и смысла профессии. Одной из таких общественных приемных является юридическая клиника при Американском университете в Центральной Азии. На вопросы ответили директор юридической клиники АУЦА Нуриля Исаева и старший преподаватель, арбитр Международного Третейского суда Сагын Омуралиев.

- Нуриля, расскажите, пожалуйста, в каком году была создана юридическая клиника при АУЦА и с какой целью?

- Юридическая клиника является учебной дисциплиной, разработанной в 2003 году специально для студентов старших курсов программы АУЦА «Международное и бизнес-право» и предназначенной для достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения.

Основными целями являются: первое — совершенствование форм и методов обучения, второе — преодоление в учебном процессе разрыва между практическим и теоретическим юридическим образованием, третье — выработка у студентов профессионально значимых качеств и навыков и четвертое — правовое просвещение местного населения.

- Скажите, кто преимущественно обращается в вашу клинику?

- Основными клиентами юридической клиники являются социально незащищенные группы населения, а именно малоимущие, пожилые люди, безработные, люди с ограниченными возможностями, а также студенты и преподаватели АУЦА.

- Какие услуги оказывает юридическая клиника?

- В рамках юридической клиники студенты-юристы под контролем практикующего юриста предоставляют гражданам консультации по различным правовым вопросам на бесплатной основе. Консультации предоставляются по следующим направлениям: гражданское, трудовое, семейное, жилищное, административное право, международное частное право, коммерческое право и право социального обеспечения. Наши консультации не ограничиваются только разъяснением положений законодательства Кыргызской Республики. Наши студенты также могут успешно защищать права и интересы граждан в судебных органах Кыргызстана.

Студенты работают под контролем руководителя — куратора. Процесс обучения строится следующим образом: студентом ведется сбор и анализ информации, детальное изучение правовой проблемы, поиск возможных решений, подготовка и оказание консультации. Основная роль куратора заключается в корректировке действий студентов, а не в инструктировании, что и как надо делать. Студент самостоятельно через собственные действия должен понять, что было ошибочно, а что верно. Обращение же к эксперту возможно лишь для проверки юридической грамотности предлагаемой консультации.

Один из экспертов, который курирует работу студентов, старший преподаватель, арбитр Международного Третейского суда Сагын Омуралиев также ответил на несколько вопросов.

- Как построен график работы студентов?

- Один раз в неделю для студентов проводятся теоретические занятия «Юридическая клиника» (лекции), которые ведёт юрист-практик, имеющий опыт работы в юридической компании. С понедельника по пятницу в свободное от учёбных занятий время студенты осваивают профессию юриста в клинике на практике. Согласно графику с 12:05 до 16:45 каждый студент два раза в неделю дежурит 40 или 80 минут в зависимости от учебной нагрузки. В это же время, т.е. с 12:05 до 16:45, в клинике каждый день находится соответствующий преподаватель — куратор, который наблюдает, как работает студент с клиентом, и как он/она ведет дела.

- Расскажите, как работают учащиеся, по сколько дел ведут?

- Дежурный студент принимает клиента, ведёт с ним предварительную беседу, выясняет имеющуюся правовую проблему, регистрирует клиента в компьютерной базе данных. Затем студент даёт ему на ознакомление и подпись уведомление, в котором описываются условия работы и принципы юридической клиники. Далее данное дело рассматривается дирекцией клиники и распределяется уже конкретному студенту в зависимости от нагрузок, возможно, тому же студенту, который зарегистрировал дело во время дежурства. В среднем каждый студент ведёт от 2-х до 4-х дел в зависимости от сложности и длительности рассмотрения, подготовки документов и возможного участия в судебных процессах.

- Ваши студенты не рассматривают уголовные дела. Почему?

- Наши студенты пока ещё не имеют высшего юридического образования и диплома юриста и, соответственно, лицензии адвоката. По уголовным делам интересы сторон могут представлять только лицензированные адвокаты, а студенты могут представлять стороны только в качестве представителей и только по гражданским делам.

- Бывают ли ваши студенты на слушаниях представителями своих клиентов?

- Да. При необходимости и по просьбе клиента по отдельным делам студенты могут получить нотариально заверенную доверенность от клиента/клиентов и защищать их интересы как с самого начала судебных тяжб, так и в начавшихся судебных слушаниях. Были случаи, когда студенты участвовали во всех трёх судебных инстанциях (районный/городской суд; областной суд; Верховный суд) и выигрывали все процессы.

- Расскажите про меру ответственности ваших подопечных.

- Во-первых, все студенты оказывают юридические услуги бесплатно, поэтому в клинику в основном обращаются малообеспеченные слои населения, и наша помощь для этих людей немаловажна.

Во-вторых, по итогам семестра за освоение теоретических материалов и практическое активное/неактивное участие в деятельности клиники по работе с клиентами, а также качество ведения дел преподавателями-кураторами выставляются оценки. Это большой стимул для студентов — оценки.

- Назовите количество рассмотренных и тех дел, которые находятся сейчас на стадии рассмотрения.

- С начала осеннего семестра в производстве юридической клиники находится 30 дел, в том числе несколько сложных, так называемых «длящихся» с весеннего семестра дел. Несколько дел уже завершены, и по ним сданы отчёты.

- Расскажите про клиентов, какие люди к вам обращаются?

- Как я отметил ранее, в основном к нам обращаются малообеспеченные слои населения, поскольку они не могут нанимать юристов, которым надо платить, и зачастую большие деньги. Но было несколько случаев, когда обращались и состоятельные бизнесмены, которые знают цену зарабатываемым деньгам и оплате труда квалифицированных юристов. Студенты оказывали правовую помощь и таким клиентам. Среди дипломированных практикующих юристов есть немало так называемых «чёрных адвокатов», которые только выманивают деньги у клиентов, умышленно затягивая их дела. Есть и такие горе-юристы, которые работают, как говорится, «и вашим, и нашим», т.е. на два фронта, получая мзду с обеих сторон.

- Среди клиентов, наверное, встречаются и агрессивные?

- Юрист — профессия очень сложная. Привлекая студентов в юрклинику, мы даём им понять, что в будущем им придётся работать с разными клиентами — богатыми и бедными, с разной психологией, физиологией, воспитанием и образованием. Все клиенты не могут быть одинаковыми и, так сказать, «шёлковыми». За время моего кураторства в течение последних нескольких лет в клинику обращались и психически больные люди, официально состоящие на учёте в соответствующем диспансере. Агрессивные, готовые кинуться с кулаками на студентов и на куратора, а также жалобщики на имя президента АУЦА. С каждым подобным случаем мы, преподаватели, тщательно анализируем ситуацию и делаем соответствующие выводы.

- Как в таких случаях ведут себя студенты, и какой для них это опыт?

- Политика нашего университета — не только дать студентам высококачественные знания (а это действительно так по сравнению с другими вузами нашей страны), но и воспитать в них уверенность в себе, не теряться в сложных ситуациях и, владея собой, контролируя свои действия, находить правильное решение. Они не боятся трудностей, уже сейчас адаптируются в далеко не простой политико-экономической ситуации как в мире, так и в нашей стране. В основном с такими клиентами они ведут себя очень грамотно и адекватно. В конце концов есть мы, преподаватели, с достаточным жизненным и практическим опытом. Мы своих студентов в обиду не даём, постоянно поддерживаем их и помогаем. Например, одна из студенток отказалась работать с одним из вышеупомянутых клиентов с психическим отклонением, и мы её не осудили, а поручили дело другому студенту.

- Вы можете сказать, что ваши студенты дают профессиональную консультацию?

- Студенты старших курсов, можно сказать, готовые юристы. В большинстве своем они — очень добросовестные, инициативные ребята, очень скрупулёзно подходят к проблемам своих клиентов и зачастую с большим профессионализмом решают их юридические проблемы. Большую роль в этом играют хорошая техническая оснащённость университета, шикарная библиотека, обширная база данных по нормативно-правовым актам не только Кыргызстана, но и других государств. И самое главное — это очень прогрессивная система образования, а также отсутствие коррупции среди преподавателей и студентов.

- Как оценивается работа студентов, как-нибудь поощряется?

- По итогам работы с каждым клиентом студенты пишут промежуточное (если это «длящееся» дело) или окончательное юридическое заключение. Оно изучается преподавателями и по итогам теоретических (лекционных) занятий, а также практической работы с клиентами в клинике выставляется окончательная оценка.

- Насколько студенты заинтересованы в том, что делают, есть среди них особенно талантливые?

- Как и везде, среди студентов есть и «передовики», и «слабаки». Подавляющее большинство понимает, что впереди их ждёт очень сложная жизнь, и если получишь слабые знания, то останешься у подножия горы, которую покоряешь, а не на её вершине. Кроме того, все они (их родители либо родственники) платят за учёбу большие деньги, поэтому стараются учиться хорошо. Знания и образование — это тоже товар. «Слабаков» сразу видно: по их отношению к клиенту клиники, защите их интересов, подготовке юридических документов. Такие студенты не совсем успевают и по другим дисциплинам. Но подавляющее большинство — это хорошие студенты!

- Ваши планы по развитию юридической клиники?

- Наша клиника одна и работает по разным направлениям гражданского законодательства. Я стажировался в нескольких вузах США (в том числе в прошлом году 4 месяца в Колумбийском университете, Нью-Йорк), Великобритании, Венгрии, Турции, где при одном университете создано несколько самостоятельных юридических клиник, которые работают по конкретным направлениям: по правам человека, семейно-брачным отношениям, по проблемам несовершеннолетних и т.п. Так, в университете им. Вашингтона в г. Сент-Луис, штат Миссури, США, студенты помогают клиентам даже по уголовным делам и официально участвуют в судебных процессах. Полагаю, что и наш университет в недалёком будущем создаст такие же юридические клиники.

- По вашему мнению, наши вузы дают качественное юридическое образование?

- В стране около полусотни вузов при 5-миллионном населении, и в некоторых из них имеются юридические факультеты. В большинстве своем, особенно на юридических факультетах, уровень преподавания, конечно, слабый. Плюс, как я уже отмечал, имеет место коррумпированность преподавательского состава. Можно представить, какие юристы будут выпущены из стен таких университетов — потенциальные «чёрные адвокаты».

- Чем может похвастать АУЦА?

- Это единственный в своём роде вуз во всей Центральной Азии (недаром и название такое - АУЦА), который вот уже 20 лет готовит высококвалифицированных специалистов, выпускники которого нарасхват во всех направлениях политики и экономики не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами. Все дело в современной цивилизованной системе образования, высококлассном профессорско-преподавательском составе (большинство преподавателей — с передовым западным образованием), высокой технической оснащённости. Здесь всё предназначено для студента плюс, повторюсь, отсутствует коррумпированность.

- Каким видите будущее АУЦА?

- Будущее прекрасное, поскольку это самый востребованный и престижный вуз в Центральной Азии. Совсем скоро будут сданы в эксплуатацию новые корпуса и кампусы университета, что очень обнадёживает весь наш многонациональный коллектив, настоящих и будущих студентов, для которых АУЦА — Alma Mater. Выпускники, которые работали в консультации, обычно легко устраиваются на работу и демонстрируют свою практическую подготовку работодателям.

Директор юридической клиники Нуриля Исаева, подводя итоги деятельности службы, отметила, что к 20-летнему юбилею АУЦА достигнуты определенные успехи.

- За 10 лет своего существования юридическая клиника успешно справляется с поставленными задачами, а именно: благодаря особенности деятельности клиники, которая предполагает работу студента-юриста с реальными клиентами над настоящими жизненными ситуациями, студенты получают возможность овладеть такими практическими навыками будущей профессии, как интервьюирование, консультирование, ведение переговоров, правовая оценка дела и правовой анализ, выработка позиции, аргументация и критическое мышление, юридическое письмо, судебное представительство.

Эффективность работы можно определить по тому, что многие наши клиенты повторно обращаются к нам или советуют нас своим близким и друзьям. Более того, многие местные государственные учреждения и суды направляют граждан в нашу клинику для получения квалифицированной юридической помощи.

В планах у нас — постоянное улучшение качества предоставляемых нами услуг.

Беседу вела Динара Орозбаева.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: