• 12:58
  • 18 февраля 2018
  • Вс
  • 68,17    85,45    1,21    KZT 0,21

Почему Жогорку Кенеш отклонил законопроект, вводящий понятие бессрочности права на частную собственность?

Tazabek - Депутаты Жогорку Кенша 15 февраля отклонили законопроект «О неприкосновенности частной собственности», инициированный депутатам Айдаровым С.А., Арапбаевым А.А., Асылбаевой Г.К., Бабановым О.Т., Жеенчороевым М.К., Иминовым Ф.А., Исмаиловой А.Ж., Казакбаевым Р.А., Омурбековой А.С., Ормоновым У.З., Султанбековой Ч.А., Сыдыковым Б.У., Толоновым Д.Э., Тулендыбаевым П.Р., Турускуловым Ж.К., Чудиновым И.В., Турсунбековым Ч.А.

Данный законопроект был направлен на усиление неприкосновенности частной собственности в стране.

Как пояснялось, инициирование такого отдельного закона о неприкосновенности частной собственности нецелесообразно, поскольку вопросы собственности регламентированы Конституцией КР и Гражданским кодексом КР.

Комитет ЖК по экономической и фискальной политике в своем заключении от 23 января 2018 года рекомендовал Жогорку Кенеша отклонить данный законопроект «О неприкосновенности частной собственности» во втором чтении.

Отдел правовой экспертизы Аппарата ЖК в своем заключении от 21 июля 2016 года №6-19482/16 отмечал, что статьями 10,14 и 15 законопроекта регламентированы нормы, предусматривающие вопросы признания недействительности акта государственного органа и органа местного самоуправления, возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления или их должностными лицами, а также обжалования решений государственных органов и органов местного самоуправления, что не соответствуют требованиям норм закона «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

Также, частью 3 статьи 15 законопроекта предлагается освобождать от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на решения государственных и иных органов, граждан, действие (бездействие) их должностных лиц, приведших к нарушению его прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности, что также не соответствует требованиям закона «О государственной пошлине», нормы которого не предусматривают освобождение от физических и юридических лиц от уплаты государственной пошлины при вышеуказанных обстоятельствах.

Частью 3 статьи 17 законопроекта регламентирована норма, согласно которой собственник вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации и реквизиции имущества, находящегося в частной собственности.

Принятие судом заявления собственника об обжаловании решения о национализации и реквизиции имущества находящегося в частной собственности является основанием для приостановления национализации и реквизиции имущества собственника.

Однако, частью 3 статьи 12 Конституции КР установлено, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, применяемых его изъятием, при этом условия и порядок проведения национализации устанавливаются законом.

Национализация имущества осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, обороноспособности КР, говорится в заключении.

Также статьей 24 законопроекта предусмотрены нормы, которыми устанавливается, что частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна, а результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат.

Собственностью приватизированных предприятий признается движимое и недвижимое имущество (за исключением объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законом).

А также не допускается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правоохранительными органами, а также судом по имуществу.

Предлагаемые нормы не соответствуют требованиям статьи 37 закона «О приватизации госсобственности в КР, где установлено, что в случае если приватизация госимущества осуществлялась с нарушением положений законодательства и иных нормативных правовых актов КР, а также условий договоров купли-продажи госимущества, правительства КР, уполномоченный государственный орган в сфере управления госимуществом, покупатели имущества, органы прокуратуры КР вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, устранении нарушений законодательств КР о приватизации и привлечении к ответственности виновных лиц.

Договоры купли-продажи государственного имущества, не содержащие его количественного выражения, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовых последствий.

Споры о признании сделок приватизации государственного имущества недействительными рассматриваются в судах и порядке и сроки, предусмотренные процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Осуществление приватизации государственного имущества способами, отличными от способов, установленных данным законом, не допускается, а соответствующие сделки приватизации государственного имущества признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовых последствий.

По статье 25 законопроекта, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории КР правом собственности наравне с гражданами КР, руководствуются законодательством КР, вступившим в установленном законом порядке в силу, международными договорами, участницей которых является КР.

Однако, по статье 5 Земельного кодекса КР, иностранных лицам предоставление и передача в собственность сельскохозяйственных угодий не допускается, если иное не предусмотрено данной статьей, говорится в заключении.

Переход иностранному лицу земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке универсального правопреемства влечет последствия, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 37 Земельного кодекса КР.

Иностранным лицам, иностранным юридическим лицам земельные участки в черте населенного пункта могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования или передаваться в собственность в случае обращения взыскания по ипотечному кредиту с обязательством последующего отчуждения земельного участка в течение двух лет с момента возникновения права собственности в порядке, установленном законодательством КР о залоге.

Иностранным лицам земельные участки вне населенных пунктов, за исключением сельскохозяйственных угодий и земель, предоставляемых для пользования недрами, могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования правительством КР. В остальных случаях земли вне населенных пунктов иностранным лицам предоставляются, передаются, переходят в порядке универсального право преемства в срочное (временное) пользование.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, за исключением кайрылманов, не могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования земельные участки, находящиеся на приграничных районах.

Земли сельскохозяйственного назначения, переданные в собственность иностранным банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям при обращении взыскания на земельный участок, подлежат отчуждению указанными субъектами в течение двух лет с момента возникновения права собственности в порядке, установленном законодательством о залоге.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 37 этого же Кодекса, если наследником сельскохозяйственных угодий является иностранное лицо, оно обязано в течение одного года с момента возникновения права на земельный участок произвести его отчуждение гражданину КР.

В случае, когда иностранным лицом не произведено отчуждение права на земельный участок, перешедшего по наследству в сроки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, отчуждение производится в порядке, предусмотренном статьей 283 Гражданского кодекса КР. В то же время, статьей 283 Гражданского кодекса КР установлено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение трех лет с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в вышеуказанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи суммы, либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

Отдел специализированных видов экспертиз Аппарата ЖК в своем заключении от 22 июля 2016 года №6-19529/16 также предлагает по законопроекту обратить внимание на часть 5 статью 17, которая дублирует отдельный раздел ГК КР (Наследственное право) и часть 3 статьи 17 предлагают доработать в части включения в основании приостановления национализации имущества собственника и актов прокурорского реагирования, так как по статье 35 закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», акты прокурорского реагирования могут служить основанием для приостановления, отмены либо признания утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента.

Также отмечено, несоответствие статьи 25 законопроекта нормам статьи 37 Земельного кодекса Кыргызской Республики.

Кроме этого, по части 3 статьи 115 закона «О Регламенте ЖК КР», проведение парламентских слушаний по проектам законов, об обеспечении конституционных прав, свобод и обязанностей граждан является обязательным.

Правительство КР постановлением от 12 декабря 2016 года № 656 посчитало нецелесообразным принятие данного проекта закона, так как предмет урегулирования данного проекта закона уже урегулирован законодательством КР . Так, к примеру, статьи 9,20-22 дублируют статьи 11,289 и 292 ГК КР соответственно. В случае принятия проекта закона, он будет дублировать вышеназванные нормативно-правовые акты КР, говорится в заключении.

Комитет по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в своем заключении №6-22592/16 от 27 сентября 2016 года по проекту закона Кыргызской Республики «О неприкосновенности частной собственности» отметил следующую позицию Аппарата президента КР.

В статье 1 Гражданского кодекса установлено, что «гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности». Наряду с этим, в Гражданском кодексе отражены понятия и содержание права собственности, основание его приобретения и прекращения, основные способы защиты права собственности. И нормы Гражданского кодекса, в соответствии с требованиями законодательства КР, регламентирующего иерархию нормативных правовых актов, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законом.

В этой связи предложения редакции законопроекта приводит к размыванию значимости права собственности закрепленного в Гражданском кодексе.

Положения статей 3, 5 и 6 дублируют нормы статей 222-224 Гражданского кодекса.

Отдельные положения статей 3, 7, 9 и 26 проекта закона носят декларативный характер и содержат отсылочные нормы.
По статьям 10, 13, 14, 15, 17, 19, 24 и 25 данного законопроекта имеются замечания, которые необходимо устранить.

В целом, инициирование отдельного закона о неприкосновенности частной собственности нецелесообразно, поскольку вопросы собственности регламентированы Конституцией КР и Гражданским кодексом КР.

В Комитет поступило от Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию Жогорку Кенеша поступило письмо-ответ с Генеральной прокуратуры (вх.№12-1704/17 от 14 марта 2017 года) о нецелесообразности принятия данного проекта закона.

Кроме этого, общественный фонд «Центр правовых исследований» в лице директора Умралиева Т.Д. направил в ЖК заключение правовой экспертизы №12-7933/16 от 28.03.2016 года, где отмечается, что следует доработать статью 17 и 19 проекта закона, где регламентированы основания для изъятия собственности и его стоимости.

В части 1 статьи 12 Конституции КР отмечено, что «в Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.».
Равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности говорит о необходимости разработки проекта закона по вопросам защиты собственности применительно ко всем субъектам, без отдельного регулирования защиты исключительно «права частной собственности».

В ходе обсуждения данного закона проекта в первом чтении 3 ноября 2016 года ЖК письменных замечаний и предложений от депутатов не поступило.

В Комитет поступило письмо-обращение инициативной группы по защите частной собственности за №12-1625/17 от 25 января 2017 года с предложением отклонить рассматриваемый проект закона.

30 января 2017 года от соинициатора, депутата ЖК Г.Асылбаевой поступило письмо, что данный проект закона следует доработать, в связи с этим его рассмотрение решением комитета от 31 января 2017 года было отложено на более поздний срок.

6 апреля 2017 года от соинициатора, депутата ЖК Б.Сыдыкова поступило письмо об отзыве данного проекта закона в целях его доработки.

В связи этим, отдел комитета обратился в юридический отдел Аппарата ЖК относительно дачи заключения по вопросу вышеуказанного отзыва при рассмотрении проекта закона во втором чтении, на что юридический отдел Аппарата ЖК ссылается на пункт 5 статьи 48 закона «О Регламенте ЖК КР», где отмечено, что инициатор проекта закона вправе отозвать либо отказаться от участия в инициировании проекта закона до его принятия в первом чтении, о чем письменно уведомляет Торага. Если проект закона внесен группой депутатов, он может быть отозван с согласия всех инициаторов.

Комитет отмечал, что данный проект закона не доработан во втором чтении и на основании вышеуказанных заключений рекомендовал Жогорку Кенешу отклонить.

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Нынешние годовые подписчики имеют право продлить подписку по прежней цене в 3980 сомов. Для этого необходимо авторизоваться на сайте.
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: Мобильное приложение Tazabek для Android Мобильное приложение Tazabek для iOS
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Комментарии в выходные дни и ночное время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
X
Для размещения комментария авторизуйтесь
Популярные
Закрыть  Закрыть

up

×