Если изменения неизбежны, то лучше начать самому, — Марат Тазабеков о смене модели развития Tazabek

18:04, 24 октября 2016Обновлено в 17:46, 3 ноября 201614 327
Tazabek - Агентство экономической информации «Tazabek» с 1 ноября внедряет систему подписки, закрывая часть своих материалов. О причинах такого шага и ожидаемых последствиях, а также об общей ситуации с онлайн медиа рассказывает учредитель АКИpress Марат Тазабеков.

- Какова нынешняя ситуация с онлайн медиа?

- Онлайн медиа теснят печатные СМИ. Аудитория, доходы и влияние печатных СМИ продолжают уменьшаться, читателей все больше не устраивает технология доставки и способ потребления бумажного контента. Онлайн медиа также «поедают» традиционные радио и телевидение. К примеру, сейчас все имеют каналы на YouTube. Если раньше, скажем, было 10 ТВ-каналов, то сейчас тысячи каналов, студий, которые делятся своим контентом, а чаще чужим контентом под видом своего. Происходит распыление информации и расщепление аудитории. Все несут свой кусочек контента в Интернет – он позволяет распространять информацию проще и быстрее всего. Поэтому глобальные игроки, такие как Google, Facebook, YouTube и прочие становятся монстрами. Ценность традиционных местных медиа, которые добывают первичный контент, нивелируется, потому что то, что было уникальным событием 5 минут назад, через 10 минут распространяется на сотнях носителях и по всему миру.

Миллиард человек становятся ньюс-мейкерами и одновременно средствами массовой информации. Популярные люди начинают выполнять роль традиционных СМИ, с сопоставимыми с ними размерами аудитории и влиянием. В итоге в новостной сфере царит мешанина из проверенной и непроверенной информации, достоверных данных, официоза, слухов и пиара.

Эта мешанина и есть тот новый порядок, он уже сложился и является фактом. Далее эти черты будут проявляться еще более отчетливо, иногда даже гротескно.

- Как выживать местным СМИ на фоне глобальных игроков?

- Львиную долю рекламных доходов Интернета в зоне kg зарабатывают глобальные игроки, такие как Google, Facebook, You Tube, Yandex и т.д. С ними беспомощно не только правительство Кыргызстана, но и Евросоюз и Россия. Эти глобалы с суммарной капитализацией под триллион долларов зарабатывают десятки миллиардов долларов в год. Но при этом они экстерриториальны, с наднациональной де-факто юрисдикцией. Они ничего не платят в бюджет стран, зарабатывая в данном случае на нашем пусть и небольшом рынке. А у нашего правительства руки коротки, да и воля нужна. Все местные компании производители контента платят налоги и отчисления, их администрируют и проверяют. И при этом продукт их труда бесплатен для всех. Но зарабатывают-то те транснациональные гиганты. Речь не идет об освобождении от налогов, как сейчас это повсеместно практикуется у нас. Забавно наблюдать, как богатейшие люди Кыргызстана, провозглашая защиту национальных интересов, освобождают от налогов свои группы товаров и виды деятельности, и тем самым подрывают основу суверенитета любой страны — государственный бюджет. В нашем случае нужно создать равные условия и подумать о том, как заставить IT-гигантов платить налоги с заработанных на нашем рынке денег.

Пока эта проблема даже не ставится в повестку дня. Но если исчезнут местные производители новостей, то о Кыргызстане будут судить по новостям в интерпретации иностранных источников информации. Впрочем, разве это не происходит сейчас? Не доставало для полного абсурда, чтобы и сами кыргызстанцы узнавали о том, что происходит в собственной стране с подачи зарубежных СМИ.

- Так как теперь предлагается доступ к материалам «Tazabek» по подписке, Вы не боитесь потерять какую-то часть своих читателей?

- Вначале мы потеряем часть своих читателей. Но это не критично, естественно, и на этот счет мы не строим иллюзий. Сейчас при свободном доступе к новостям «Tazabek» его аудитория – 200 тыс. уникальных пользователей в месяц, в день – около 25-30 тыс. уникалов. Правда, за «Tazabek» стоит семья «АКИpress» с 2-миллионной месячной аудиторией и 20 миллионами прочитанных страниц. Кроме того, для читателя 75% новостей «Tazabek» останутся по-прежнему в открытом доступе.

- Почему вообще было принято такое решение?

- Есть смысл перейти на новую модель. Почему именно сейчас? Потому что, наверное, пора – изданию «Tazabek» уже пять лет. Все это время он работал по модели, которая изначально была заложена в «АКИpress». То есть в её основе – свободные новости, массовая аудитория, большой трафик и приход рекламодателей. Эта модель, при которой рекламодатели оплачивали фактически предоставление бесплатного доступа к новостям для читателей. Но статус-кво теперь другой. Информация живет буквально секунды в виде эксклюзива, потом она разлетается по тысячам разных платформ. Нивелируется труд людей, которые заняты добыванием качественного первичного контента. Все предпочитают перепродавать, перепечатывать или интерпретировать уже имеющуюся новость. В профессии теряется смысл быть лучшим, трудолюбивым и обстоятельным, поскольку выгодно быть более вертким, шустрым и сенсационным. И это отражается на качестве первичного контента. Однако если в сфере экономических новостей не будут работать профессионалы с адекватной компенсацией, имеющие опыт работы более 10 лет, то в итоге и качество новостей останется на уровне полуслухов... Поэтому я уверен, что будут очень интересные долговременные последствия нашего шага. Ради них все и замыслено.

IMG_6243

- У Вас есть определенные ожидания от введения подписки?

- Да. Мы меняем цель: самым ценным становится подписчик «Tazabek». В первые годы будут, главным образом, компании, организации, ведомства. Конечно, даже если сделать плату в 1 тыйын, сама необходимость процедур оплаты и получения доступа уже отсечет часть читателей, независимо от цены. Кого-то из чувства протеста и привычки к бесплатности, других — из-за технического барьера или неудобств. Если мы еще дополним фактор цены, скажем 300 сомов в месяц за безлимитный пакет, он тоже повлияет на часть читателей.

- Какими видите результаты данного шага?

- Потеря читательской аудитории будет незначительной, поскольку 75% или каждые три из четырех новостей ленты будут по-прежнему открытыми. Читателя, в первую очередь корпоративного – из бизнеса или экономических ведомств, должна зацепить какая-то информация один раз, второй, потом на пятый раз назреет потребность и он решит подписаться. Чтобы это случилось с конкретным читателем на пятый раз, нужно, чтобы «Tazabek» сгенерировал пятьсот интересных материалов. А для этого без изменения работы сотрудников «Tazabek» не обойтись.

Потребуется какое-то время на то, чтобы они перестроились. Изменения в их мышлении будут основаны не на каких-то указаниях их начальства, а от того, что жить уже будут в другой экосистеме. Каждый из них прежде чем начать писать новость или обзор, будет соизмерять «затраты-отдачу»: нужно ли это читателю или нет, чем его материал будет отличаться от других СМИ, т.е. какова будет добавленная стоимость?Когда в мышлении сотрудников «Tazabek» изменятся цели, тогда неизбежно появятся результаты. Появится совершенно другая картина новостей на сайте.

С внедрением подписки появится прецедент в kg зоне. Не бывает бесплатного качественного ( в данном случае финансового, экономического и бизнес) контента и он должен оплачиваться. Кстати, в Кыргызстане достаточно компетентных людей, носителей ценной информации. Мы приглашаем их выставлять свои работы касательно экономики, финансов и бизнеса на «Tazabek» через систему подписки, определять ее стоимость и получать за это оплату. Почему бы не попробовать людям зарабатывать при помощи своих знаний и квалификации?

IMG_6265

- А чем была обоснована предлагаемая ценовая политика подписки?

- Исходим из того, что первыми заинтересуются корпоративные подписчики, которым информация нужна для их профессиональной деятельности. Стоимость платного контента для них доступна. Что касается частных лиц, за 300 сомов в месяц читатель получает полный доступ к новостям и архивам «Tazabek». Тем, кто хочет вначале попробовать, он может заплатить 100 сомов и получить суточный доступ к 100 новостям.

Что в итоге получит читатель? В первое время это где-то около 100 закрытых материалов в месяц, потом эта цифра вырастет. Планируется ежедневная публикация до 20 материалов по подписке. В месяц это будет где-то 400-500 новостей, обзоров и лонгридов.

- Каковы отличия между внедряемой и предшествующей моделью работы?

- Сейчас «Tazabek» работает на скорость и старается присутствовать везде. Нужно очень быстро успеть обработать информацию, поскольку работали в старой парадигме: быстрота, бесплатный доступ к новостям и нацеленность на массовую аудиторию. С момента получения первичной информации и до ее выставления на ленту речь идет о минутах, и часто в погоне за скоростью мы упускаем добавить стоимость. Сейчас одним из ключевых критериев станет добавленная стоимость: история вопроса, кого-то опросить, копнуть поглубже, связать несколько сюжетных линий. Порой не хватает времени на то, чтобы покопаться в собственном архиве, который накопился просто огромный. Там очень много бесценной информации. Но нужны специфические навыки, с ними нужно научиться работать.

- На каком месте находится зарабатывание денег при таком подходе?

- Не на первом, это точно. Может, где-то на пятом. Сейчас гораздо более важен фактор времени. Нужна решимость начать, не испугаться неопределенного и неизведанного, выйти из зоны привычности и комфорта.

Еще важно научиться предлагать рынку качественную информацию по системе подписки. Чтобы сотрудники небольшой фирмы, большой корпорации или государственного экономического ведомства сказали своим шефам, что информация «Tazabek» им необходима для работы. Как токтомы-эдвайзеры, но только стоит в десятки раз дешевле. Мы готовы к тому, что период, когда деньги за контент покроют наши расходы, займет 4-5 лет. Поэтому нужно быстрее начать, чтобы использовать имеющееся пока время и наработать собственный опыт ошибок и успехов, с одной стороны, а с другой стороны, сформировать устойчивую привычку у аудитории к подписке.

Наверное, люди, задумывающиеся о завтрашнем дне, нас поймут. Другие ожидают, что у нас не получится и время для закрытия контента еще не наступило. Так что, если не получится, у них будет отличный повод убедиться в собственной прозорливости: «Да, мы это знали изначально».

Но вот что будет, если получится?

- То есть возможно, что в перспективе другие проекты последуют по модели «Tazabek»?

- Да, но только некоторые. Там, где потребуются большие трудозатраты и имеется устойчивый платежеспособный спрос. Есть парочка кандидатов на эту роль... Если изменения неизбежны, то лучше начать самому.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком