Теперь чиновники смогут покупать виски и колу через госзакупки, когда захотят — рассказываем почему
Предыстория: Садыр Жапаров подписал закон о госзакупках: Закупки госкомпаний и их дочек теперь не будут регулироваться |
В середине апреля президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал законопроект «О государственных закупках». Эксперты выяснили, что документ является довольно перспективным, ведь рабочая группа учла все пожелания общественности. Тем не менее, в нем есть одна большая проблема – из перечня закупающих организаций исключили все компании и акционерные общества, в которых доля государства превышает 50% и больше процентов. Например, это самые большие государственные компании страны, как Megacom, Международный аэропорт «Манас» и ГП «Кыргыз Темир Жолу». Теперь отслеживать, как они расходуют бюджетные средства, которые в ином случае могли бы пойти на зарплаты учителей и врачей, будет сложно. В Кыргызстане станет трудно узнать, как и на что тратятся 30% бюджетных денег, вращающихся в госзакупках, сходятся в прогнозах эксперты.
Также страна опустится в рейтинге бюджетной прозрачности от International Budget Partnership* в разы. И если пока что Кыргызстан занимает в нем 30 место из 120 позиций, то через два года он может «свалиться» на последние строчки, учитывая, что с начала пандемии наблюдается негативная тенденция.
Tazabek решил разобраться в ситуации. Для этого мы использовали открытые данные и поговорили с экспертами. Оказалось, что бюджетная прозрачность действительно снизится, пока перспективы развития конкурентоспособных госзакупок так и остаются туманными.
*International Budget Partnership - международная неправительственная организация, состоящая из экспертов в сфере госзакупок и бюджетной политики. Занимается составлением рейтинга бюджетной прозрачности, состоящим из трех компонентов: уровень прозрачности, участие граждан в бюджетном процессе и надзор за бюджетом.
Запретили, потому что опозорились
Главной проблемой нового закона о госзакупках, как эксперты, так и отдельные депутаты считают вывод из него акционерных обществ, доля государства в которых превышает 50%. Главная их претензия заключается в том, что госкомпании не должны тратить бюджетные деньги по собственному усмотрению и без контроля. На одном из слушаний в Жогорку Кенеше (ЖК - далее) депутат Дастан Бекешев сказал, что из закона нельзя убирать не только госкомпании, но и Администрацию президента и Управление делами главы государства.
«Конечно, глядя на это и другие ведомства захотят, чтобы их убрали из госзакупок. Пусть все госорганы проводят госзакупки. Сколько туалетной бумаги закупает управделами, сколько водки они закупали. После этого случая управделами президента пришли к нам и попросили внести поправки, потому что опозорились <...> Это деньги из бюджета. Если уберем ГП «Кыргыз Темир жолу», либо аэропорт «Манас», то они смогут по 3 раза делать один и тот же ремонт», - пояснил он.
Позже, в интервью Tazabek Дастан Бекешев рассказал, что после принятия законопроекта отследить, как акционерные общества с госдолей будут проводить закупки, станет невозможным.
Подобная политика правительства может отразиться не только на росте коррупционной составляющей, но и инвестиционной привлекательности. По словам юриста Нурбека Токтакунова, иностранный бизнес обращает внимание именно на рейтинг бюджетной прозрачности, выбирая в какие страны вкладывать деньги.
Есть и другое мнение. Некоторые депутаты считают, что госкомпании уступают частным компаниям при участии в госзакупках. Чтобы повысить их эффективность, в новом законе их не будет. Они смогут заключать тендера напрямую и без конкуренции со стороны частников. Однако, контроль со стороны гражданского общества над ними потерян.
При этом в комментарии Tazabek замминистра финансов Улугбек Календеров поясняет, что в законопроекте все-таки учитываются механизмы контроля госкомпаний. Для этого другому ведомству - Минэкономики поручили разработать специальное типовое положение.
«Конечно, акционерные общества с госдолей более 50% не выведены полностью. Для них разработают новый порядок проведения госзакупок», - говорит он.
Но с ним не согласно экспертное сообщество. По словам директора общественного объединения «Социум» Батмы Эстебесовой, Минэкономики никогда ранее не занималось разработкой подобного рода законопроектов, и в этом кроются риски.
«Я не знаю, как это будет выглядеть. В Минфине говорят, что это не их компетенция, и они за это не отвечают. Они разработали какие-то временные правила. Но для нас же, общества, нет открытого окошечка, чтобы мы могли следить за расходованием средств. <...> Госники, акционерные общества и прочие муниципальные институты очень хотят проводить госзакупки безотчетно», - рассказывает она.
Также неизвестно и на какой площадке госкомпании будут проводить закупки, считает эксперт и глава ОО «Партнерская группа «Прецедент» Эдиль Эралиев.
«Насколько я знаю, там типовое положение есть, и оно заставляет их публиковать договора постфактум. То есть можно будет в этой части отслеживать трату бюджетных денег, но как - тоже непонятно. То есть сам процесс и то, как акционерные общества будут закупать, у кого закупать, по какому методу будут закупать - неясно. Мы этого не увидим», - говорит он.
Заинтересовать население
На прозрачность бюджета влияет и вовлеченность населения в процессы формирования бюджетной политики Кыргызстана и госзакупок. Следует отметить, что большинство государственных компаний и учреждений являются убыточными и дотируются из бюджета. При отсутствии прозрачности существует риск коррупции и неэффективных расходов. Открытость проведения госзакупок позволяет обществу следить за тем, на что уходят налоги: на фуршеты госведомств, либо на школы, больницы и детские сады.
С 2015 года экспертное сообщество делает упор на просвещение жителей страны, и, в частности, регионов. По их мнению, люди должны знать о закупках госкомпаний, а также о том, что построят в их городе или селе на государственные деньги. С этим согласен и депутат ЖК Дастан Бекешев.
«По-нормальному должно быть так: каждый налогоплательщик знает, сколько он отчисляет в бюджет, и куда деньги уходят», - говорит он.
Положение дел в стране пока что далеко от идеала. Например, согласно индексу, подготовленному International Budget Partnership совместно с ОО «Партнерская группа «Прецедент», вовлеченность населения Кыргызстана в процесс формирования бюджетной политики оценивается в 26 баллов из 100 возможных. Это средний показатель. Например, вовлеченность казахстанцев оценивается в девять баллов из 100 возможных, россиян в 26 баллов, а грузин в 44 балла. При этом Грузия занимает первое место в рейтинге бюджетной прозрачности.
В новом законе о госзакупках большое внимание уделяется именно вовлеченности населения в процессы приобретения теми или иными госкомпаниями самых разных товаров. По крайней мере, так считают в Минфине.
«Хотелось бы даже больше активных встреч с гражданами и закупающими организациями проводить для конструктивной работы на высоком уровне», — говорит замминистра финансов У.Календеров.
С ним не соглашаются эксперты.
«Сложно сказать, что Минфин проводит встречи. Раньше с Коалицией за бюджетную адвокацию встречался министр Алмаз Бакетаев, но теперь он занят. Но в целом они открыты. Я бы сказал, что они может и не проводят встречи в той мере, в которой нужно, не прислушиваются к организациям гражданского общества в той или иной мере, но они всегда открыты к диалогу», - рассказывает Э.Эралиев.
«В Минфине говорят, что рады вовлеченности общественности в процесс формирования бюджетной политики. Но тот же Минфин не предлагает конкретных действий по взаимодействию с гражданами. Мы же предложили создать площадку для переговоров. Да, принял министр предложение, но есть многие вещи, которые не от него зависят», - считает Б.Эстебесова.
По ее словам, чтобы вовлекать население в процесс госзакупок и формирования бюджетной политики, экспертам надо проводить лекции и посещать сельские комитеты, а также органы местного самоуправления.
«Мы должны обучить граждан, как пользоваться порталом государственных услуг и как применять инструменты по отслеживанию бюджетных денег. Есть портал и IT-инструменты, способы обращения в местные органы самоуправления с запросами. Когда мы людям это объясняем, они начинают понимать, кто на самом деле хозяин, и что от формирования бюджетной политики зависит качество их жизни», - добавляет она.
По мнению эксперта Э.Эралиева, знать процесс госзакупок – это одно, а понимать, когда и на каком этапе вносить свои предложения и как анализировать сам бюджет, - другое.
«Этих знаний у гражданского общества нет. Поэтому их вовлеченность как раз ниже. Жители могут обратиться в местный кенеш, айлы окмоту, напрямую в Минфин, если хотят участвовать в бюджетном процессе. Например, айыл окмоту формирует бюджет, а местный кенеш его утверждает», — говорит он.
На фоне отсутствия инструментов контроля за госзакупками акционерных обществ с госдолей свыше 50%, слабых навыков среди населения, необходимых для формирования бюджетной политики и отслеживания денег налогоплательщиков, все эксперты сходятся во мнении, что коррупционные риски в Кыргызстане увеличатся, а уровень бюджетной политики страны снизится во всех независимых рейтингах.
Также, они считают, что закон о госзакупках в нынешней редакции противоречит политике президента Кыргызстана Садыра Жапарова и кабмина. При этом тучи над прозрачностью бюджетной политики страны сгущаются.
Авторы: Виктор Негода, Маден Усманов
Дата-редакторы: Андрей Дорожный,
Айзада Токтогулова, Чолпон Узакбаева
Редактор текста: Светлана Ахметшина
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
Читайте по теме:
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.