«Вспоминая V созыв ЖК»: На какие законопроекты президент КР налагал вето?

09:30, 14 июля 20158 555
«Вспоминая V созыв ЖК»: На какие законопроекты президент КР налагал вето? — Tazabek

Tazabek - Tazabek представляет список «ветированных» законов, принятых Жогорку Кенешем V созыва в период с декабря 2010 года по 10 июня 2015 года в экономической сфере.

Президентом Кыргызстана с 3 июля 2010 года до 1 декабря 2011 года была Роза Отунбаева.

С 1 декабря 2011 года по сегодняшний день президентом КР является Алмазбек Атамбаев.

1. «О внесении изменений в закон КР «О налоговых консультантах»», принятый ЖК 10 марта 2011 года.

Предлагалось, что аттестационная (квалификационная) комиссия создается уполномоченным налоговым органом КР из специалистов уполномоченного государственного органа в сфере финансов, уполномоченного государственного органа в области экономического регулирования, Палаты налоговых консультантов. Участие в работе аттестационной комиссии является оплачиваемым. Плата членам комиссии производится за счет средств, полученных от лиц, допущенных к экзаменам.

Согласованная редакция гласит: «Аттестационная (квалификационная) комиссия создается профессиональной организацией налоговых консультантов с участием представителей бизнес-ассоциаций, учебных заведений, органов местного самоуправления, уполномоченных государственных органов в сфере налогов, таможенного дела, а также уполномоченного государственного органа, имеющего функции фискальной политики.

Профессиональная организация налоговых консультантов - общественное объединение налоговых консультантов и (или) их ассоциация (союз).».

ЖК принял согласованный вариант 22 декабря 2011 года. Президент наложил вето, затем была создана согласительная группа, сформировавшая итоговый вариант.

Президент подписал 28 января 2012 года.

2. «О внесении изменения и дополнения в закон КР «О недрах», принятый ЖК 15 апреля 2011 года.

Предлагалось, что предоставление права пользования недрами осуществляется путем проведения конкурса и прямых переговоров.

Конкурсы должны были объявляться и проводиться по золоторудным, нефтяным, газовым и другим объектам общегосударственного значения по решению правительства Кыргызстана. Условия конкурса и выявление его победителя определяются межведомственной конкурсной комиссией с обязательным представительством в ней Жогорку Кенеша, специально назначаемой по каждому конкретному объекту.

Предоставление права пользования недрами путем прямых переговоров должен был осуществляет государственный орган по недропользованию, определяемый правительством КР, по заявкам физических и юридических лиц. В случаях, касающихся объектов стратегического сырья: радиоактивных и драгоценных металлов, нефти и газа, право пользования недрами предоставляется исключительно по согласованию с профильным комитетом ЖК.

3. «О внесении изменения в закон КР «О Счетной палате», принятый ЖК 22 апреля 2011 года.

Данный законопроект исключал норму, предоставляющую право президенту КР формировать штатную численность Счетной палаты КР.

Предусматривалось, что штатная численность Счетной палаты формируется с согласия профильного комитета ЖК по представлению председателя Счетной палаты. Структура и штатное расписание Счетной палаты утверждаются председателем Счетной палаты в пределах утвержденного бюджета и штатной численности.

4. «О внесении изменения в Налоговый кодекс КР», принятый ЖК 24 июня 2011 года.

Предлагалось предусмотреть ответственность должностного лица органов налоговой службы:

1. Должностное лицо органов налоговой службы, виновное в нарушении налогового законодательства КР, несет ответственность в порядке, установленном настоящим кодексом и иными законодательными актами КР.

2. Должностное лицо органов налоговой службы, совершившее противоправные действия и/или бездействие при проведении проверок, не вправе занимать какую-либо должность в органах налоговой службы в течение 3 лет после установления его вины в судебном порядке.

3. Убытки, причиненные налогоплательщику, включая упущенную выгоду, в результате неправомерных действий и/или бездействия должностных лиц органов налоговой службы, нарушивших права налогоплательщика, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими должностными лицами предусмотренных настоящим кодексом обязанностей по отношению налогоплательщикам, подлежат возмещению этими должностными лицами в порядке, установленном законодательством КР.

В согласованном варианте исключены слова «этими должностными лицами», «, но в размере не ниже суммы неправомерно начисленного налога».

28 июня 2012 года ЖК принял законопроект, президент подписал 25 июля 2012 года.

5. «О закрытом акционерном обществе «Пятый канал», принятый ЖК 24 июня 2011 года.

Предлагалось национализировать ЗАО «Пятый канал» и преобразовать в государственный телевизионный канал, покрывающий всю территорию КР, освещающий государственную информационную политику, направленную на обеспечение информационной безопасности и защиту информационного пространства страны.

22 сентября ЖК одобрил законопроект, несмотря на возражение президента.

Президент Роза Отунбаева 17 октября направила официальное письмо торага Жогорку Кенеша Ахматбеку Келдибекову, где отмечала, что 24 июня 2011 года

ЖК принял вышеуказанный закон о национализации канала.

«Данный закон был возвращен мною в ЖК КР с возражением для повторного рассмотрения, так как в соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции КР по проекту закона правительством не был определен источник финансирования. Однако, ЖК КР, не согласившись с возражением и не получив заключение правительства КР, одобрил указанный закон в ранее принятой редакции (постановление ЖК КР от 22 сентября 2011 года №1037-V) и 4 октября 2011 года направил его на подпись президенту КР. В связи с вышеизложенным на основании части 3 статьи 81 Конституции КР воздерживаюсь от подписания представленного закона», - поясняла Р.Отунбаева.

6. «О внесении дополнений и изменения в закон КР «О недрах», принятый ЖК 21 октября 2011 года.

Законопроект позволял всем заинтересованным лицам, в том числе ЖК, местной государственной администрации и органам местного самоуправления иметь право на ознакомление с условиями предоставления недр в пользование и с его результатами, что обеспечит прозрачность заключаемых соглашений и выдачу лицензий.

После возражения президента была исключена норма, по которой ЖК контролировал исполнение настоящего закона, заслушивал отчет и давал оценку правительству КР по использованию и охране недр.

2 марта 2013 года ЖК принял закон, президент подписал 13 апреля 2012 года.

7. «О внесении дополнений в закон КР «О неналоговых платежах», принятый ЖК 18 ноября 2011 года.

Законопроектом предлагалось ввести:

Платеж на развитие местных сообществ

Плательщиками платежа на развитие местных сообщества являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющая деятельность в КР через постоянное учреждение, индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку (добычу) полезных ископаемых.

Платеж на развитие местных сообществ взимается от:

1) выручки без учета НДС и налога с продаж, полученной от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате добычи полезных ископаемых;

2) объема реализованной продукции в натуральном выражении.

Размер платежа на развитие местных сообществ устанавливается в размере 2% от поступлений, указанных в части второй настоящей статьи.

Сроки внесения платежа на развитие местных сообществ аналогичны срокам уплаты роялти.

Суммы платежей зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту осуществления разработки (добычи) полезных ископаемых.

Президент вернул закон в связи с тем, что:

- структура предлагаемого «отчисления» соответствует определению и элементам «налога», предусмотренным статьями 19 и 32 Налогового кодекса КР;

- в соответствии со статьей 6 Налогового кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплатить налог, не предусмотренный данным кодексом, а также взнос или платеж, обладающий признаками налога, либо установление или введение в действие в ином порядке, чем это определено кодексом;

- частью 6 статьи 5 Налогового кодекса запрещается включать в иные законодательные акты нормы, регулирующие налоговые правонарушения;

- статьей 309 Налогового кодекса уже установлен такой вид налога как роялти, налоговой базой которого также является выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;

- к вопросу введения дополнительных видов налогов или платежей в такой отрасли как недропользование следует подходить осторожно, с оценкой возможных негативных последствий инвестиционной привлекательности республики.

ЖК 10 мая 2012 года принял данный законопроект, преодолев вето президента. Закон подписан 20 июня 2012 года.

8. «О внесении изменения в Налоговый кодекс КР», принятый ЖК 9 февраля 2012 года.

Законопроект предусматривал ответственность должностных лиц органов налоговой службы, совершивших противоправные действия и/или бездействие при проведении проверок.

Президент предложил пересмотреть новую норму Налогового кодекса, согласно которой: убытки, причиненные налогоплательщику в результате неправомерных действий и/или бездействия должностных лиц органов налоговой службы, нарушивших права налогоплательщика, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими должностными лицами предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей по отношению к налогоплательщикам, подлежат возмещению этими должностными лицами в порядке, установленном законодательством КР, но в размере не ниже суммы неправомерно начисленного налога.

По мнению президента, данная норма не соответствовала принципу ответственности государственного органа за неправомерные действия (бездействие) государственных служащих, установленному Конституцией КР, гражданским законодательством и законодательством о государственной службе.

В согласованном варианте исключили слова «этими должностными лицами», «, но в размере не ниже суммы неправомерно начисленного налога».

ЖК принял закон 28 июня 2012 года, президент подписал 25 июля 2012 года.

9. «О внесении дополнения в закон КР «О нефти и газе», принятый ЖК 9 февраля 2012 года.

Предлагалось наделить правительство КР правом запрета экспорта нефти, газа и продуктов их переработки с указанием сроков и причин.

В возражении президента говорилось, что для обеспечения внутреннего рынка топливом необходимо, чтобы у правительства были правовые механизмы для запрета экспорта мазута, в противном случае, отсутствие у правительства рычагов воздействия может привести к нехватке данного топлива для ТЭЦ городов Ош и Бишкек.

10 мая 2012 года ЖК принял возражение президента, 29 мая он был подписан.

10. «О холдингах», принятый ЖК 9 февраля 2012 года.

Законопроект предусматривал закрепление базовых унифицированных понятий и принципов, устранение правовых пробелов, противоречия между нормами гражданского, антимонопольного (конкурентного), налогового законодательства, регулирующих отношения с участием интегрированных предпринимательских объединений.

В возражении президент отмечал, что неясна экономическая и юридическая целесообразность принятия закона «О холдингах». Основанием для возражения послужило концептуальная несовместимость принятого закона с законодательством республики.

10 мая 2012 года ЖК согласился с возражениями президента.

11. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР» (в Налоговый кодекс, закон «О введении в действие Налогового кодекса КР», Кодекс об административной ответственности, законы «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», «О лицензировании», «О кредитных союзах», «О микрофинансовых организациях в КР»), принятый 24 мая 2012 года.

Предлагалось для ограничения случаев злоупотреблений по проведению проверок, (например, в случаях подачи заявления на проведение проверки налогоплательщиком, перед ликвидацией) установить твердые сроки. То есть, если налоговый орган не примет решение о проведении проверки в течение 15 дней и не приступит к внеплановой проверке в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения налоговым органом оснований для проведения внеплановой проверки, задержка по проведению проверки будет считаться произошедшим по вине налогового органа и соответственно виновные лица, должны нести дисциплинарные меры наказания.

В своем возражении президент посчитал, что со вступлением в силу данного закона ухудшится пенсионное обеспечение инвалидов и участников Гражданской, Великой Отечественной войн, военнослужащих, принимавших участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и других странах, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, участников баткенских событий, лиц принимавших участие при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, вдов или вдовцов военнослужащих, погибших в Гражданской, Великой Отечественной войнах, в связи с прекращением поступления обязательных страховых взносов от указанных лиц (возможные потери бюджета Социального фонда были оценены в 632,2 млн сомов).

Также президент предложил ЖК вернуться к вопросу о целесообразности освобождения от НДС импорта рыбных кормов и посадочного материала, а также базовых станций сотовой связи (в связи с недопоступлением таможенных платежей и ощутимыми потерями доходов республиканского бюджета от указанного освобождения, а также созданием необоснованных конкурентных преимуществ для отдельных импортеров перед отечественными товаропроизводителями).

В согласованном варианте указали, что доходами, не облагаемыми подоходным налогом, являются: суммы, полученные в виде призов от участия в международных конкурсах, фестивалях, а также суммы, полученные в виде премий, присужденных международными организациями (фондами).».

ЖК принял согласованный вариант закона 27 сентября 2012 года. Закон президент подписал 6 октября 2012 года.

12. «О внесении изменений в закон КР «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами КР», принятый ЖК 13 декабря 2012 года.

Законопроект был направлен на предоставление гражданам КР (физическим лицам и государственным служащим КР) возможности исполнить незаявленные обязательства по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных ими по 31 декабря 2012 года включительно, без уплаты названных налогов, отчислений и иных обязательных платежей, путем добровольного декларирования вышеуказанных доходов и имущества.

В случае добровольного декларирования государство гарантировало физическим лицам и государственным служащим:

- запрет на проведение любых видов проверок в отношении их финансово-хозяйственной деятельности за период по 31 декабря 2012 года включительно;

- запрет на проведение в их отношении процессуальных действий, в том числе по осуществлению уголовного преследования или применению мер административной, трудовой и дисциплинарной ответственности, на основании информации, полученной в процессе проведения декларирования;

- освобождение от обязанности предоставления информации об источниках происхождения декларируемых доходов и имущества;

- обеспечение конфиденциальности (тайны);

- неприменение впоследствии дискриминационных мер в отношении налогообложения, уплаты таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей декларантам.

Президент в возражении сказал, что согласно принятому закону, на проведение всех мероприятий, связанных с легализацией доходов и имущества, отводится чуть больше 2 месяцев (со дня вступления в силу принятого закона по 1 апреля 2013 года). По этой причине трудно ожидать эффективного результата и достижения цели.

Президент посчитал взаимосвязанными закон КР о внесении изменений в закон о подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами КР и проект закона, предусматривающего перенос сроков всеобщего налогового декларирования на 2014 год.

В этой связи президент посчитал целесообразным пересмотреть и сроки декларирования, отведенные для легализации доходов и имущества.

В согласованном варианте срок декларирования со дня вступления в силу настоящего закона по 1 апреля 2013 года изменили на период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года.

ЖК принял законопроект 18 апреля 2013 года, президент подписал 24 мая 2013 года.

13. «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в КР», принятый ЖК 13 декабря 2012 года.

Предлагалось ввести государственное регулирование посредством выдачи лицензии, организацию букмекерского пари и пари тотализаторов посредством сети Интернет, формирование обязательного резервного фонда букмекерскими конторами и тотализаторов, который служит обеспечением для покрытия потенциальных потерь и возможных рисков, а также ограничения, устанавливаемые для сотрудников и клиентов букмекерских контор и бюро тотализаторов.

В своих возражениях президент отмечал, что букмекерская контора и бюро тотализаторов относятся к игорному заведению, в котором принимаются ставки на пари, т.е. основанное на риске и заключенном между участниками соглашении о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Несмотря на то, что деятельность букмекерских контор и тотализаторов предлагалась ограничить организацией пари только на спортивный результат, их деятельность может принести негативные социальные последствия для граждан, оказать пагубное влияние на нравственное развитие человека, привести к снижению уровня социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, говорилось в возражении президента.

Президент посчитал, что действующий запрет игорной деятельности должен распространяться и в отношении букмекерских контор и тотализаторов в КР.

ЖК 18 апреля 2013 года согласился с возражениями президента.

14. «О внесении дополнения и изменения в закон КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» », принятый ЖК 31 января 2013 года.

Предлагалось исключить предварительное оповещение субъектов предпринимательства о запланированных проверках за 10 дней до начала проверок, а также из-за потери оперативности принятия экстренных мер по предотвращению угрозы вспышек инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) при проведении внеплановых проверок, исключить согласование предписаний с уполномоченным органом по развитию предпринимательства.

В согласованном варианте предусмотрено, что в случаях, связанных с обеспечением жизни и здоровья людей (угроза или возникновение и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), аварии техногенного характера), проверки могут носить внезапный характер и проводиться без письменного направления (уведомления) с целью выявления причин и источников недопустимого воздействия на состояние здоровья населения и принятия мер по их предупреждению и устранению.

ЖК принял согласованный вариант закона 30 апреля 2014 года. Президент подписал 27 мая 2014 года.

15. «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс КР», принятый ЖК 14 марта 2013 года.

Согласно законопроекту предлагались следующие поправки в Водный кодекс:

- из разрешения на сброс — разрешение на сброс загрязняющих веществ или отходов в водные объекты убрать слова «водохозяйственные сооружения или земли водного фонда» и ввести слова «коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности».

- принципы управления водными ресурсами дополнить принципом учета воздействия на водные ресурсы глобальных климатических изменений;

- наделить правительство компетенцией утверждения ставки платы за загрязнение сбросами окружающей среды и утверждения перспективных оценок состояния водных ресурсов с учетом изменения климата.

- наделить Государственную водную администрацию компетенциями разработки и реализации действий по адаптации водных ресурсов к изменению климата, разработка и регулярный пересмотр перспективных оценок состояния водных ресурсов с учетом изменения климата, не реже одного раза в пять лет;

- Национальная водная стратегия разрабатывается определяет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные потребности в воде для каждого сектора экономики с учетом ожидаемого изменения климата. Дополнительно бассейновый план может включать оценку количества и качества водных ресурсов внутри бассейна с учетом ожидаемого изменения климата.

Президент внес возражение для выработки согласованного варианта.

В своем возражении он указал, что принятым законом в абзаце 33 статьи 2 Водного кодекса слова «водохозяйственные сооружения или земли водного фонда» заменяются словами «коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности».

Тогда как в абзацах седьмом-девятом статьи 12, абзаце четвертом статьи 13, в наименованиях и частях 1,2,5 статьи 52, абзаце третьем части 2 статьи 53, в наименовании и абзаце первом статьи 54 Водного кодекса КР указанные изменение остается в прежней редакции.

Также статья 8 Водного кодекса КР, где определено компетенция правительства КР по управлению водными ресурсами, абзацем вторым части 3 статьи 1 принятого закона дополняется полномочием по утверждению ставки платы за загрязнение сбросами окружающей среды.

Согласно возражению президента, данное изменение не соответствует предмету регулирования Водного кодекса КР и не согласуется со статьей 8 данного кодекса.

Была образована согласительная комиссия. Из закона убрали компетенцию правительства по утверждению ставки платы за загрязнение сбросами окружающей среды. Согласованный законопроект ЖК принял 3 октября 2013 года, президент подписал 26 октября этого же года.

16. «Об автомобильном транспорте», принятый ЖК 18 апреля 2013 года.

Предлагалось ввести запрет на перевозку пассажиров на автомобильном транспорте с правым рулем. Закон регулировал отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (троллейбус). Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно грузовыми автомобилями, автобусами, легковыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Предлагалось, что действие настоящего закона распространяется на всех физических, юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством КР деятельность в сфере автомобильного транспорта, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Президент внес возражение для выработки согласованного варианта.

Президент посчитал, что закон устанавливает специальные требования, предъявляемые к перевозчикам и автотранспортным средствам в части обеспечения безопасности перевозок. Однако данные требования не способствуют эффективному управлению автотранспортной отраслью и впоследствии могут оказать негативный эффект на рынок автотранспортных услуг. Кроме того, в законе имеются нормы, не соответствующие законодательству КР, и ряд внутренних противоречий.

Была образована согласительная группа для выработки согласованного варианта закона КР «Об автомобильном транспорте».

В согласованном варианте перевозчиков как владельцев автотранспортных средств обязали обеспечить не только безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность перевозимого имущества, безопасность движения транспортных средств, соблюдение режима труда и отдыха водителей и охрану окружающей среды, но и надлежащее техническое состояние автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Было запрещено использование автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Запрет вступает в силу с 1 января 2016 года.

Правительству КР в шестимесячный срок со дня официального опубликования поручили принять меры тарифного и не тарифного регулирования по ограничению ввоза на территорию КР автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля.

ЖК принял согласованный законопроект 27 июня 2013 года. Президент подписал 19 июля 2013 года.

17. «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике», принятый ЖК 13 июня 2013 года.

Законопроект был разработан в связи с необходимостью принятия нового закона о СЭЗ, потому что действовавший на тот момент закон «О свободных экономических зонах в КР» был принят в начале 1990-х годов и перестал соответствовать современным требованиям.

Законопроектом предлагалось создание СЭЗ в Кыргызстане в целях социально-экономического развития страны, привлечения в нее инвестиций, создания и развития производств, развития туризма, санаторно-курортной и других сфер экономической деятельности, а также устанавливается правовая основа деятельности СЭЗ, определяется порядок создания, установления и изменения границ, функционирования и ликвидации СЭЗ.

Президент внес имеет следующие возражения:

1. Отсутствие огражденной территории СЭЗ затруднит таможенный контроль за перемещением товаров на/с территории СЭЗ и создаст проблемы в администрировании таможенных платежей и налогов в условиях льготного налогового и таможенного режима, предоставленного субъектам СЭЗ. В этой связи предлагает уточнить нормы статьи 6 pакона.

2. Пунктом 5 части 1 статьи 9 закона назначение генерального директора СЭЗ и его заместителей отнесено к компетенции правительства. Президент предлагал назначение указанных лиц отнести к компетенции премьер-министра.

3. Согласно пункту 11 статьи 10 закона к компетенции генеральной дирекции СЭЗ относится определение размера, порядка исчисления и взимания оплаты за право осуществления юридическим лицом деятельности в качестве субъекта СЭЗ. Президент КР отмечал, что в таком случае документ, устанавливающий размер, порядок исчисления и взимания оплаты, будет обладать характеристиками нормативного правового акта, содержащего обязательные требования и правила, которой может быть утвержден только нормотворческими органами, определенными статьей 5 закона «О нормативных правовых актах КР», в число которых генеральная дирекция СЭЗ не входит. В этой связи президент предлагает уточнить данную норму.

4. Представители бизнес-сообщества, в том числе субъектов СЭЗ, выражали обеспокоенность в связи с изменением законодательный базы функционирования СЭЗ, в связи с чем президент предложил Жогорку Кенешу рассмотреть их замечания и предложения.

Была образована согласительная группа для выработки согласованного варианта.

В согласованном варианте указали, что в СЭЗ, созданных с целью ускоренного развития регионов, территории которых расположены в установленных границах административно-территориальных единиц, где 50% и более процентов населенных пунктов определены законодательством КР как населенные пункты, расположенные в высокогорных и/или отдаленных зонах КР, территории месторасположения субъектов СЭЗ подлежат обустройству в целях обеспечения таможенного контроля в соответствии с требованиями законодательства КР.

Из компетенции гендирекции СЭЗ и правительства убрали назначение генерального директора СЭЗ и его заместителей.

Правительство наделили правом определения размера, порядка исчисления и взимания оплаты за право осуществления юридическим лицом деятельности в качестве субъекта СЭЗ.

Полномочие назначения и освобождения гендиректора СЭЗ и его заместителей возложили на премьер-министра КР.

Установили, что объем превышения субъектом СЭЗ установленной квоты экспорта произведенной в СЭЗ продукции на таможенную территорию КР, установленной настоящей частью, подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством КР.

ЖК принял закон 11 декабря 2013 года. Президент подписал 11 января 2014 года.

18. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», принятый ЖК 13 июня 2013 года.

Предлагалось:

- товары, помещенные субъектами особых экономических зон на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории КР для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования в соответствии с законодательством КР о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами КР.

- экспорт — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории КР, включая товары, произведенные субъектами особых экономических зон на территории особых экономических зон, вывозятся за пределы КР без обязательства об обратном ввозе.

Закон был направлен на внесение изменений в статьи 372 и 373 Налогового кодекса для приведения их в соответствие с нормами закона КР «О свободных экономических зонах в КР», принятого ЖК 13 июня 2013 года.

Данный закон о поправках в Налоговый кодекс был принят в пакете с законом «О свободных экономических зонах в КР».

Был выработан согласованный вариант, который ЖК и принял 11 декабря 2013 года. Закон подписан 11 января 2014 года.

19. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР» (ГК, закон «О залоге»), принятый ЖК 20 июня 2013 года.

Законопроект был разработан для исключения внесудебного порядка взыскания на предмет залога, если заложенное имущество является единственным жильем, принадлежащим на праве собственности физическому лицу.

Президент посчитал нецелесообразным ввести дополнения в статью 68 закона КР «О залоге», обязывающего залогодержателя принимать меры по привлечению независимого оценщика для определения рыночной цены предмета залога на момент его реализации и согласовывать с залогодателем кандидатуру независимого оценщика и стоимость его услуг.

Также отмечает, что предлагаемая норма, обязывающая залогодержателя согласовывать с залогодателем кандидатуру независимого оценщика, дает основание залогодателю отказывать в даче согласия на представленные кандидатуры независимого оценщика и тем самым препятствовать исполнению правзалогодержателя. При этом не раскрывается механизм дальнейших действий залогодержателя на случай несогласия залогодателя, то есть в процедуры совершения оценки и реализации залога изначально закладывается фактор неопределенности.

Действующее законодательство предусматривает достаточные механизмы защиты имущества залогодателя, в случае реализации его залога залогодержателем, говорилось в обращении.

Президент предложил ЖК для поддержания баланса прав залогодателя и залогодержателя, также принимая во внимание международных опытов, можно было бы рассмотреть вопрос о введении обязательных торгов для внесудебного порядка обращения взыскания на залог в случае несогласия залогодателя с ценой для его реализации.

Образовать согласительную группу для выработки согласованного варианта.

В согласованном варианте исключено, что залогодержатель принимает меры по привлечению независимого оценщика, для определения рыночной цены предмета залога на момент его реализации. Кандидатура оценщика и стоимость его услуг должны быть согласованы с залогодателем. Оплата услуг оценщика производится из средств, полученных от реализации заложенного имущества.

ЖК принял закон 26 декабря 2013 года, президент подписал 4 февраля 2014 года.

20. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР (законы «О Счетной палате КР», «О Регламенте ЖК КР»), принятый ЖК 27 июня 2013 года.

Предлагалось аудитора и сотрудника Счетной палаты наделить правом подписания акта аудита.

Также предлагалось, что члены Счетной палаты, избранные по представлению парламентской оппозиции, осуществляют аудит правительства, подотчетных ему организаций, учреждений и предприятий. Планы работы должны были составляться с обязательным условием ежегодной ротации курируемых членами Счетной палаты направлений деятельности.

Правом освобождения аудитора Счетной палаты предложили наделить Жогорку Кенеш по предложению фракции парламентского большинства, фракции парламентской оппозиции, президента КР.

Счетной палате предложили проводить аудиты эффективности исполнения бюджета НБКР.

Также палату обязали, что в случае несоблюдения должностными лицами, объектами аудита требований настоящего закона, законов КР или рекомендаций Счетной палаты, она в обязательном порядке предает огласке их имена и наименования.

Председатель Счетной палаты назначался президентом КР из числа представленных им кандидатур на должность аудиторов и избранных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики аудиторов Счетной палаты сроком на 5 лет.

В возражении президент отказался от представления кандидатур.

Законом предусматривалось, что освобождение, приостановление, или возобновление полномочий председателя Счетной палаты принимается президентом КР , после принятия Жогорку Кенешем решения о приостановлении его полномочий в качестве аудитора, в случаях, предусмотренных данным законом. (В соответствии с Конституцией КР).

Президент в возражении написал, что решение о приостановлении или возобновлении полномочий председателя Счетной палаты принимается им.

Председатель Счетной палаты освобождается от занимаемой должности президентом КР в случаях, предусмотренных данным законом.

Согласительная группа приняла возражение президента.

ЖК принял согласованный вариант закона 16 января 2014 года, президент подписал 18 февраля 2014 года.

21. «О внесении дополнения в закон КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», принятый ЖК 27 июня 2013 года.

Законом предусматривалось, что закон о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства не регулирует порядок и процедуры проведения проверок при проведении рейдового контроля органами Социального фонда КР на наличие регистрации в органах государственного социального страхования.

6 ноября 2013 года была образована согласительная комиссия.

22. «О внесении дополнений и изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», принятый ЖК 27 июня 2013 года.

Предлагалось ввести в понятийный аппарат НК КР термины «религиозная организация» и «религиозная деятельность».

Дополнить ст.189 НК КР следующими видами необлагаемых доходов: имущество, добровольно пожертвованное (завещанное) религиозной организации по завещанию при условии использования их по указанному назначению; доходы религиозных организаций от религиозной деятельности.

Дополнить ст. 252 НК КР нормой, согласно которой, поставки, осуществляемые религиозными организациями, в рамках религиозной деятельности являются освобожденными от НДС.

Дополнить ст. 315 положением, предусматривающим освобождение религиозных организаций в рамках их религиозной деятельности от уплаты налога с продаж.

Был выработан согласованный вариант, которым доходом, не облагаемым подоходным налогом, являются доходы работников религиозных организаций в виде заработной платы, премий, компенсаций и иных выплат компенсирующего и стимулирующего характера, а также доходы физических лиц от оказания религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, услуг по организации и проведению паломничества.

Не являются объектом обложения налогом с продаж оказание религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, а также услуг по организации и проведению паломничества.

23. «О платежной системе Кыргызской Республики», принятый ЖК 27 июня 2013 года.

Законопроект устанавливал порядок и формы осуществления платежей и расчетов, проведения денежных переводов на территории республики, определяет характеристики платежных систем, порядок взаимоотношений между участниками платежей и расчетов, надзор (оверсайт) за платежными системами и определяет полномочия Национального банка КР в платежной системе республики.

В своем возражении президент КР указал, что в законе установлены нормы, ограничивающие конкурентную среду в национальной платежной системе, часть 4 статьи 20 закона ограничивает конкуренцию на рынке безналичных платежей и делает малоперспективным использование банковских карт международно-признанных платежных систем для операций в национальной валюте.

Кроме этого, законом предлагалось окончательные расчеты по всем межбанковским платежам в национальной валюте осуществлять только через корреспондентские счета банков, открытые в НБКР, что также ограничивает возможности других участников рынка по развитию расчетных центров.

Президент считал целесообразным установить данное требование в подзаконных актах, рассматривая сам закон как нормативный правовой акт, определяющий рамочные условия регулирования и наиболее важные взаимоотношения между участниками платежных систем с учетом дальнейших перспектив развития безналичных расчетов и совершенствования функций надзора за платежной и банковской системой.

В согласованном варианте из закона убрали абзац: «С целью нормального функционирования системы расчетов в республике НБКР осуществляет межбанковские платежи и другие формы расчетов в соответствии с международной банковской практикой».

Также исключили абзац, по которому банки КР были обязаны осуществлять процессинг и окончательные взаиморасчеты с банками КР по внутригосударственным платежам, совершенным в национальной валюте, с использованием банковских платежных карт различных платежных систем только на территории КР.

ЖК принял согласованный закон 17 декабря 2015 года, президент подписал закон 21 января 2015 года.

24. «О внесении изменения и дополнения в закон КР «О государственном и негосударственном долге КР», принятый ЖК 31 октября 2013 года.

Предлагалось, чтобы абсолютно допустимая величина внешнего и внутреннего долга не превышала величину валового внутреннего продукта (ВВП). При этом абсолютно допустимая величина внешнего долга, не должна превышать 50% от объема валового внутреннего продукта».

При осуществлении государственного заимствования, расходы на услуги консультантов не должны были превышать более 5%, от всего объема кредита.

В согласованном варианте убрали дополнение по услугам консультантов.

В окончательном варианте прописали, что абсолютно допустимая величина госдолга не должна превышать величину ВВП, а величина государственного внешнего долга, не должна превышать 60% от объема валового внутреннего продукта. При этом ежегодное решение относительно величины государственного долга принимается Жогорку Кенешем КР при утверждении закона о республиканском бюджете КР на соответствующий год.

ЖК принял закон 24 апреля 2014 года, президент подписал 2 июня.

25. «Об обмене кредитной информацией», принятый ЖК 28 ноября 2013 года.

Законопроект устанавливал основные принципы взаимоотношений между участниками рынка кредитной информации (кредиторами, заемщиками, кредитными бюро и получателями (потребителями) кредитной информации и др.), а также, регулирует вопросы организации накопления информации об обслуживании кредитных обязательств (кредитной истории) заемщиков и доступа к ней. А также принципы защиты прав и интересов физических и юридических лиц, в отношении которых ведется сбор кредитной информации.

Президент в целом поддерживал закон, вместе с тем, приняв во внимание замечания Министерства юстиции и Министерства экономики, посчитал, что в законе присутствуют нормы, требующие доработки в целях обеспечения прав граждан и установления статуса лицензирования в сфере обмена кредитной информацией в соответствии с требованиями нормативных правовых актов КР и принятой международной практикой.

После согласования залогодатель был исключен, как субъект кредитной информации.

Из кредитной информации были исключены данные о связанных лицах субъекта кредитной информации.

Из закона исключен абзац, которым предусматривалось, что предоставление в порядке, установленном законодательством КР, кредитной информации в кредитные бюро не является нарушением коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.

ЖК принял согласованный вариант закона 23 октября 2014 года, президент подписал 25 ноября 2014 года.

26. «О государственном материальном резерве», принятый ЖК 18 декабря 2013 года.

Законопроектом определялась система государственного материального резерва, полномочия правительства КР, уполномоченного органа, государственных органов и органов местного самоуправления, в области государственного резерва, также в данном разделе содержатся статьи об источниках финансирования системы государственного материального резерва и об имуществе уполномоченного органа.

Также определялись основы законодательного регулирования в области государственного материального резерва.

27. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР («Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», «О банках и банковской деятельности»), принятый ЖК 24 декабря 2014 года.

Предлагалось отчуждение права собственности на земли сельскохозяйственного назначения при обращении взыскания на земельный участок банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями в установленный срок.

В согласованном варианте убрали, что недвижимость, полученная банком в результате покупки, отчуждения или передачи в качестве обеспечения выданных ранее кредитов, не может удерживаться банком более трех лет, если иное не установлено законом.

«Трех лет» заменили словами «двух лет с момента возникновения временного права собственности».

ЖК принял закон 29 июня 2015 года. Закон отправлен на подпись президенту.

28. «О внесении изменения в закон КР «О государственно-частном партнерстве», принятый ЖК 5 марта 2015 года.

Предлагалось распространить принцип ГЧП на пользование минеральными ресурсами.

Президент вернул законопроект, пояснив, что:

- в настоящее время институт государственно-частного партнерства еще не получил своего развития в КР. Правительство, государственные органы и органы местного самоуправления не обладают практическим опытом реализации инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства даже в тех сферах, где его применение допускается законом;

- перед расширением сферы применения государственно-частного партнерства необходимо изучить опыт и практику, оценить результаты взаимодействия государства и частного сектора по реализации проектов государственно-частного партнерства в определенных частью 1 статьи 3 закона КР «О государственно-частном партнерстве в КР» в сферах пользования минеральными ресурсами, сфера государственных закупок и сфера приватизации;

- следовательно, ввиду отсутствия в КР необходимого опыта реализации проектов государственно-частного партнерства, а также учитывая возникающие конфликты между местным сообществом и недропользователями, применение государственно-частного партнерства в такой капиталоемкой и имеющей свои особенности сфере, как недропользование, в ближайшей перспективе президент счел преждевременным.

ЖК 19 июня 2015 года согласился с возражениями президента.

Всего в 2011 году президент КР возвратил 35 законов (по всем сферам); в 2012 году – 23 закона; в 2013 году – 33 закона; в 2014 году – 12 законов; с 1 января по 10 июня 2015 года – 8 законов.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: