Будущее Кыргызстана за digital-технологиями. Как в стране появились «POS-терминалы в телефоне» и токенизация

Tazabek - Курс на цифровизацию и digital-потенциал Кыргызстана — две главные мысли, которые красной нитью прослеживаются во мнениях всех экспертов, когда речь заходит о будущем страны.

Например, на ключевой сессии Международного ПЛАС-Форума Digital Kyrgyzstan заместитель министра цифрового развития Индира Шаршенова рассказала, что цифровое развитие финансового сектора позволит Кыргызстану развивать экономику страны на совершенно другом уровне.

Заместитель председателя правления Национального банка Манас Жакыпов же считает, что цифровизация уже прочно вошла в жизнь каждого, а старший директор департамента развития бизнеса в Центральной Азии компании Visa Антон Бороздин уверен, что Кыргызстан проделал огромную работу по переходу на безналичную экономику, активно внедряет новейшие цифровые технологии и развивает финансовый сектор Кыргызстана.

«Стратегические цели Visa – расширять платежную экосистему в стране, помогая создавать инновационные решения и проявлять заботу о держателях карт. За последние годы Кыргызстан проделал огромную работу по переходу на безналичную экономику, и мы рады быть частью этого процесса, внедряя в стране инновационные решения совместно с партнерами. Сегодня финансовый рынок активно развивается благодаря поддержке правительства и Национального банка Кыргызской Республики, и, конечно же, бизнеса, который является основой для развития цифрового Кыргызстана. В итоге прилагаемые всеми усилия дают большой толчок для развития экономики», - сказал Антон Бороздин.


Цифровая эпоха Кыргызстана с Visa


Как отметил председатель Оргкомитета ПЛАС-Форума Александр Гризов, Visa носит не только звание первого финтеха, но и имеет статус титульного партнера форума Digital Kyrgyzstan, поддерживая площадки для обсуждения важнейших тем сектора.

  • Более 4 млрд карт Visa выпущено во всем мире
  • Visa проводит 65 000 транзакций в секунду

В Кыргызстане технологиями Visa могут воспользоваться как физические лица, так и малый и средний бизнес. Ниже приведены некоторые из внедренных в стране решений.

Tap to Phone

Tap to Phone — удобная система приема оплаты банковской картой с помощью телефона, которая появилась совсем недавно. По словам представителя Visa, история внедрения этого решения в Кыргызстане началась в 2021 году. Тогда к инициативе Visa присоединился «Халык Банк Кыргызстан» и первым начал предоставлять эту услугу. В 2022 году решение на основе Tap to Phone разработал MBANK, а в марте — Оптима Банк.

«Платежные терминалы стоят определенных денег и малый бизнес не всегда может их себе позволить. Но у предпринимателей всегда есть под рукой смартфон – с технологией Tap To Phone его можно использовать для приема безналичной оплаты. Для этого достаточно иметь устройство на базе Android с модулем передачи данных на малом расстоянии NFC (прим.ред. Near field communication). На такое устройство можно установить мобильное приложение банка и начать принимать безналичные платежи. Уверен, что скоро Кыргызстан станет одним из лидеров в регионе в реализации этой технологии», - пояснил А.Бороздин.

Visa Token Service и запуск GooglePay

Вторая технология Visa Token Service заложила фундамент для появления на рынке Google Pay. Она позволяет зашифровать данные банковской карты, такие как номер и CVV-код, в уникальный 16-значный цифровой идентификатор – токен.

Благодаря этому повышается безопасность: таким токеном не смогут воспользоваться третьи лица. Visa запустила эту технологию в сотрудничестве с банком «Бай-Тушум» в начале 2022 года. В Ноябре 2022 года 6 банков Кыргызстана запустили сервис Google Pay.

Технология Cash-back at POS

Технология позволяет картодержателям при проведении покупки получить наличные на кассе.

«Когда у человека появляется возможность снять наличность в удобном месте, у него меняется поведение — он уверен, что может обналичить средства в любой момент и перестает снимать деньги. MBANK стал первым банком в Центральной Азии, который запустил эту услугу», - пояснил Антон Бороздин.


Digital-тренды цифровой экономики


Благодаря реализации такого количества инициатив Кыргызстан выходит на новый уровень диджитализации. При этом большое влияние на развитие финансовых технологий в стране будут оказывать глобальные тренды в финансовой индустрии. Первый из них — Fintech 2.0.

«Что такое Fintech? Если ранее это были маленькие компании, которые запускали небольшие решения, то сейчас процесс Fintech 1.0 завершился. Мы перешли на новый этап — создание экосистем. То есть теперь финтехи объединяются: это и прием платежей, и работа с поставщиками, и управление банковскими счетами», - добавил А.Бороздин.

Второе направление, по его словам, доступ к счетам в режиме реального времени и постоянное осуществление платежей.

«В Казахстане совместно с компанией «Бухта» мы запустили решение с красивым названием Earned Wage Access (EWA). Оно позволяет получить доступ к своей зарплате в любое удобное время. То есть, вы отработали день и можете в приложении запросить заработанную сумму. Многие компании в Казахстане уже запустили его», - сказал он.

Третье — open banking, к которому стремятся во всем мире. К 2030 году весь мир может начать использовать открытый банкинг.

«Это открытый доступ к счетам для всех компаний, которые хотят работать с банками. Сейчас уже около 50 стран внедрили open banking и это направление развивается все больше и больше», - пояснил он.


Что дальше: искусственный интеллект и движение денег


Помимо возможностей для реализации digital-потенциала, есть ключевые тенденции в мире технологий, на которые стоит обратить внимание. Одним из них, по словам А.Бороздина, является внедрение искусственного интеллекта.

«Visa также внедряет искусственный интеллект в свои технологии. Еще с 1993 года мы начали исследовать нейросети и интегрировать их в свои решения. Одним из ключевых решений стал сервис, который позволяет обрабатывать и анализировать все транзакции и поведение клиентов. Теперь банки могут понимать, насколько та или иная транзакция характерна для данного клиента. Это повышает качество и безопасность пользования картами Visa», - пояснил А.Бороздин.

В поддержку использования искусственного интеллекта также выступил заведующий отделом цифрового развития Администрация президента Азамат Буржуев, рассказавший, что даже в Администрации президента активно следят за этой технологией.

«В Администрации президента мы пытаемся понять, как искусственный интеллект будет влиять на государственное управление, цифровую экономику страны и как мы можем это использовать. Мы пытаемся определить свое место и, конечно, не сможем обойтись без помощи больших технологических компаний», - сообщил А.Буржуев.

На искусственном интеллекте, по словам представителя Visa, тренды digital-мира не заканчиваются и кроме потребности в безопасности, есть потребность в качественных переводах. Именно поэтому так бросается в глаза такой тренд, как запрос денег между банками.

Заместитель председателя Государственной налоговой службы Адилет Дубанаев добавил, что возможность моментальной оплаты могла бы быть выгодна не только при переводах, но и оплате налогов.

«Цифровизация — это уже не модное слово, а необходимость. По этой причине Налоговая служба реализует ряд инициатив: электронные счета-фактуры, е-патенты, модернизированные ККМ. Мы хотим сделать процесс уплаты налогов незаметным для бизнеса и прийти к автоматической уплате налогов. Например, можно было бы привязать карточку Visa и за один клик оплатить все необходимое», - пояснил он.


Почему цифровизация неизбежна?


Все цифровые инициативы, по мнению всех участников сессии, крайне важны не только для отдельно взятых структур, но и всей страны в целом.

Как рассказала занимавшая на тот момент должность председателя правления Государственного банка развития Евгения Судец, развитие финансовых систем необходимо, так как оно отражается на всех других секторах. «Наша задача предложить рынку надежные фининструменты, чтобы люди могли вкладывать деньги и не бояться пользоваться финансовым сектором», - сказала она.

По мнению начальника управления методологии надзора Национального банка Элизат Жапаровой, банковский сектор уже сделал значительный прорыв.

«Пандемия стала тем толчком, который позволил банкам проводить удаленную идентификацию и многие другие решения. Сейчас и банки, и платежные организации работают вместе, что ведет к значительному прогрессу. Когда мы начали трансформироваться, то поняли, что это создает условия для финансовой доступности», - сказала она.

Заместитель министра финансов по цифровому развитию Эрнст Калдыбаев же считает, что важна не только финансовая доступность, но и сам процесс внедрения технологий.

Например, процессы фискализации и цифровизации позволили государству обеспечить рост бюджета на 145%.

«Это самый высокий показатель. Цифровизация ведет к увеличению доходов, оптимизации расходов и говорит о том, что от этих процессов зависит развитие экономики и уровень жизни населения», - сказал он.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком