В поисках новых дорог. Как Кыргызстану зарабатывать свыше $20 млрд ежегодно и стать Центрально-Азиатcким хабом?
Публикации более 1 года. Обратите внимание
Накануне стало известно, что российские таможенники проводят досмотры кыргызских фур на АПП «Маштаково» (казахско-российской таможне). По информации Профсоюза водителей-дальнобойщиков, перевозимые товары заставляют полностью выгружать из машин.
«Перед КПП «Маштаково» с обеих сторон по 15-16 километров очереди из фур», - рассказали в Профсоюзе.
В комментарии бизнес-изданию Tazabek председатель Ассоциации отечественных производителей Бакыт Дегенбаев сообщил, что похожая ситуация сегодня разворачивается и на «Черной речке» (КПП Ак-Тилек) на границе Кыргызстана и Казахстана.
«Эти проблемы с Россией длятся больше 3 лет, а с Казахстаном — 4 лет. Сегодня и в России проблема с провозом груза на АПП «Маштакова», и в Казахстане — на «Черной речке», - сетует он.
Возникающие барьеры в виде досмотров грузов или непропуска фур при транзите товаров через Казахстан нередко осложняют внешнюю На границе Казахстана и Оренбургской области водителей грузовых авто из КР заставляют выгружать товары торговлю республики, ведь транзит через соседнюю страну — единственное крупное торговое направление Кыргызстана. При этом случаи (Пандемия covid-19), после которых сосед закрывал свои границы для проезда кыргызских фур, лишь обнажали зависимость республики.
По данным Нацстаткома, почти полностью 6 продуктов страна импортирует из Казахстана. Среди них: мука, рис, бутилированная вода, бобовые и пшеница. Порядка 30% подсолнечного масла и яиц также импортируются из соседней страны.
«Весь экспорт тоже проходит только через Казахстан. В любом случае [закрытия границ. - прим.] Кыргызстану будет тяжело. Если это случится, наше товародвижение сильно пострадает», - говорит глава Ассоциации перевозчиков Темирбек Шабданалиев.
В качестве альтернативы транзиту товаров через Казахстан эксперты видят поиск новых транспортных коридоров для движения товаров. В комментарии Tazabek президент Ассоциации поставщиков [производителей и дистрибьюторов] Гульнара Ускенбаева рассказывала, что вопросы о создании нескольких транспортных коридоров поднимались неоднократно. Перевозчики нередко сами брались за разработку проектов альтернативных дорог и договаривались с коллегами из других стран. При этом, по их словам, правительство не спешит разрабатывать данное направление.
«Мы с Акылбеком Жапаровым (председателем кабмина КР. — прим.) говорили и он поддержал эту идею и даже рекомендовал создать межведомственную группу. Мы подготовились, собрали людей, но как-то все сошло на нет», - пояснил Т.Шабданалиев.
Новые маршруты
Кыргызстан отстает от других Центрально-Азиатских стран в расширении географии своего экспорта, считают эксперты.
Полностью статью можно прочитать по подписке.
Полная версия новости по подписке
«Нам уже давно надо было разрабатывать разные направления. Например, строить железную дорогу, соединяющую нас, Китай и уходящую через Узбекистан в страны Персидского залива. Это мы должны были еще давно сделать, но мы почему-то запаздываем. Надо расширять географию нашего экспорта. Продавать товары в том числе и нашим соседям», - поясняет Б.Дегенбаев.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.