В Кыргызстане наиболее благоприятная ситуация с ГСМ среди стран СНГ, - Ассоциация нефтетрейдеров

12:06, 4 октября 2021Обновлено в 17:00, 4 октября 20216 994

Tazabek - Поэтапное восстановление мировой экономики в 2021 году от последствий пандемии – возобновление транспортной активности и увеличения спроса на нефть стали основными драйверами общемирового длительного роста цен на нефтепродукты.

Как сообщают в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, за 2021 год котировки цен барреля нефти марки Brent выросли в 2 раза - с 40 $/баррель до 80 $/баррель.

Кыргызская Республика, как страна, импортирующая более 95% ГСМ, зависима от общемировых трендов, напомнили в Ассоциации.

Динамика отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) России с начала года по настоящее время имеет восходящую тенденцию.

Так, отпускные цены российских НПЗ с начала года выросли:

-по бензиновой группе на 130% (или в 2,3 раза)

-по дизельному топливу на 70% (или в 1,7 раза).

Тогда как внутренние цены реализации на АЗС в Кыргызской Республике выросли всего:

- по бензиновой группе на 59%

- по дизельному топливу на 40%.

«Это стало возможным благодаря тому, что нефтетрейдеры ведут политику сглаживания цен путем приобретения 2-месячного запаса», - пояснили в Ассоциации.

«Однако, Кыргызстану, благодаря грамотному подходу государственных органов и дальновидных действий нефтетрейдеров, удается удержать наиболее благоприятную ситуацию на топливном рынке республики среди стран СНГ», - считают в Ассоциации.

В итоге Кыргызстан, как и годы ранее:

- лидирует по дешевизне топлива среди импортозависимых стран СНГ;

- в республике нет дефицита ГСМ.

Анализ ситуации на топливных рынках стран СНГ

Ассоциация нефтетрейдеров КР провела сравнительный анализ текущего уровня розничных цен в странах СНГ с внутренними ценами на ГСМ КР по состоянию на 30-сентября 2021 год.

В целях сопоставления, цены на топливо были переведены в сомы по официальному курсу НБКР.

Специалисты Ассоциации сообщают, что важно отметить, что такие страны как Армения, Молдова, Грузия и Украина импортируют нефтепродукты, как и Кыргызстан, из России.

Розничные цены на АЗС в этих странах в среднем на 30 сомов выше, чем на АЗС Кыргызской Республики.

Россия

Россия занимает 3 место по добыче нефти и экспортирует нефтепродукты практически во все страны на постсоветском пространстве.

В течение 2021 года, биржевые цены на нефтепродукты складываются значительно выше внутренних российских цен на АЗС. Для поддержания стабильных цен на российских АЗС, Правительством РФ за первое полугодие 2021 года выделено из бюджета нефтяникам 131,1 млрд рублей в рамках демпферных выплат (finanz.ru).

Справка:

Демпферный механизм – инструмент, являющийся частью «обратного» акциза, призванный уменьшить влияние резких изменений котировок нефти на стоимость топлива и восполнить упущенную прибыль нефтеперерабатывающих компаний при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок в случае высокой экспортной альтернативы.

Независимо от изменения котировок цен на нефть на мировом рынке, на внутреннем розничном рынке, цены ГСМ остаются практически на одном уровне. Правительством РФ применяется «демпферный механизм» или плавающие ставки налоговой нагрузки и экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при изменении цен барреля нефти на мировом рынке.

Такой механизм правительству РФ позволяет в полном объёме выполнять плановые поступления в бюджет от нефтяного сектора. Для примера, можно сравнить цены на АЗС в РФ на начало года с розничными ценами на нашем рынке. В январе 2021 года цены на бензин на АЗС в России были 49,40 сомов за литр, на наших АЗС были установлены на уровне 35 сом за литр.

Казахстан

Казахстан в 2021 году столкнулся с острым дефицитом дизельного топлива. Топливный рынок соседней республики лихорадит уже второй раз за текущий год.

Сегодня, несмотря на то, что цена солярки поднялась до 240-245 тенге/л (48-49 сомов/л), на большинстве казахстанских АЗС данный вид топлива просто отсутствует.

Основные причины по мнению экспертов: продолжительный ремонт Атырауского НПЗ из-за перебоев поставки электроэнергии, а также планируемым с 1 октября 2021 года ремонт на Павлодарском НПЗ. Кроме этого, власти объясняют что на дефицит повлиял возросший спрос дизельного топлива в период сбора урожая.

В результате властями соседней республики принято решение возобновить импорт крупных партий дизтоплива из России. Что безусловно приведет к росту розничных цен на АЗС Казахстана.

Общественность Кыргызстана часто задается вопросом, почему мы не покупаем нефтепродукты в соседнем Казахстане, ведь там намного дешевле? В настоящее время, в соседней нефтедобывающей стране, политика государства направлена на установление низких цен на АЗС для внутреннего потребления. Однако, розничные цены не покрывают расходов НПЗ на переработку нефти – отпускные цены казахстанских заводов для местных АЗС ниже себестоимости на 110 – 130 долларов США на тонну.

В итоге, убытки казахстанских заводов дотируются за счет доходов от продажи сырой нефти. На сегодняшний день, размер дотирования внутреннего топливного рынка Казахстана вырос до 1,5 млрд долларов США (Из открытых источников в Интернете). При этом в Казахстане, по информации казахстанских СМИ, почти 400 АЗС готовы остановить работу, потому как находятся на грани банкротства.

В случае, если Казахстан возобновит экспорт нефтепродуктов, поставка ГСМ в нашу страну будет осуществляться исключительно по биржевым ценам и с учетом экспортной пошлины в 60 $/т., так как между нашими странами нет Межправительственного Соглашения о поставках нефтепродуктов на беспошлинной основе.

Однако, Ассоциация нефтетрейдеров считает, что в связи со сложившимся ситуацией на внутреннем рынке и системными проблемами на нефтеперерабатывающих заводах в республике Казахстан, открытие официальных поставок из соседней страны будет невозможно в течение одного года.

Ситуация на топливных рынках соседних республик Таджикистана и Узбекистана

В соседних республиках рост цен на все виды нефтепродуктов наблюдается с конца 2020 года.

Средняя стоимость бензина АИ-92 составила на 30 сентября 2021 года:

В Таджикистане – 77,2 сомов/л – это на 20,8 сомов/л выше, чем в Кыргызстане

В Узбекистане – 64,7 сомов/л - это на 8,3 сомов/л выше, чем в Кыргызстане

Средняя стоимость дизельного топлива составила на 30 сентября 2021 года:

В Таджикистане – 69,7 сомов/л – это на 19,2 сомов/л выше, чем в Кыргызстане

В Узбекистане – 67,1 сомов/л - это на 16,6 сомов/л выше, чем в Кыргызстане

Нехватка бензина в конце сентября возникла на АЗС Ташкента. Нехватка продукта в розничных сетях возникла из-за сокращения импорта. Несмотря на активный спрос в Узбекистане многие компании в сентябре воздержались от закупок импортного продукта из-за высоких цен (на основе данных Еженедельного обзора рынка нефти и нефтепродуктов «Argus Рынок Каспия»).

Цены в соседних среднеазиатских республиках значительно выше кыргызстанских несмотря на следующие факты:

- В Узбекистане потребность в ГСМ в большей степени покрывается за счет своей добычи и нефтепереработки;

- В Таджикистане среднемесячная заработная плата ниже, чем в Кыргызстане на 89$ и составляет всего 135 $.

Кыргызстан

Кыргызстан в основном импортирует нефтепродукты из России. Необходимо подчеркнуть, что Кыргызская Республика, являясь членом ЕАЭС получает льготные цены на нефтепродукты согласно объемам утвержденного Индикативного Баланса в рамках межправительственного соглашения КР и РФ. Отпускные цены НПЗ для Кыргызстана приравнены внутренним ценам России. НПЗ отпускают российским нефтетрейдерам по тем же ценам, что и для нашей страны.

Хотелось бы отметить, что российским НПЗ намного выгоднее реализовывать нефтепродукты в дальнее зарубежье. Благодаря межправительственным договоренностям российская сторона бесперебойно поставляет нефтепродукты в Кыргызскую Республику на беспошлинной основе, в следствии чего экономический эффект по году составляет более 30 млн долларов США.

В Ассоциации отмечают, что местные нефтетрейдеры находятся в постоянном поиске альтернативных поставок топлива из других стран экспортеров нефтепродуктов, таких как Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран.

Проанализировав предложения других стран, наши нефтетрейдеры сделали вывод, что ни одна другая страна кроме России не предоставляет нам подобных льгот.

Другие потенциальные поставщики продают нефтепродукты по мировым биржевым ценам, которые в среднем выше на 80 - 100 долларов за тонну от цен Российских НПЗ.

Сегодня уверенно можно сказать, что топливный рынок Кыргызстана находится в наиболее благоприятной ситуации в сравнении со странами СНГ и мира.

На протяжении более 15 лет республика ни разу не сталкивалась с дефицитом нефтепродуктов. Что касается ситуации с ценами, в Кыргызстане, несмотря на импортозависимость от поставок ГСМ, цены на АЗС всегда были социальнориентированными и ниже среднемирового уровня цен, который составляет 1,2$ (102 сома) за литр бензина и 1,07$ (91 сом) за литр дизельного топлива (на основе данных globalpetrolprices.com).

Пути стабилизации цен на топливном рынке КР

По информации международных экспертов, в октябре 2021 года продолжится рост котировок цен на нефть, что в итоге повлияет на увеличение отпускных цен НПЗ России.

На протяжении 2021 года нефтетрейдеры предпринимают все зависящее от них для сдерживания роста цен на ГСМ на топливном рынке Кыргызстана. Маржинальность компаний в течение года не превышала 1%, несмотря на это компании регулярно закупали 2-месячные запасы нефтепродуктов.

В случае дальнейшего роста отпускных цен, местные нефтетрейдеры будут вынуждены повышать розничные цены на ГСМ. В противном случае, дальнейшее сдерживание цен приведет к нерентабельности нефтетрейдеров вплоть до остановки деятельности сети АЗС.

Однако, в целях дальнейшего сдерживания внутренних цен на АЗС нашей страны Ассоциация нефтетрейдеров выступила с предложением правительству КР:

-применить механизм плавающего налогового регулирования в период с октября по декабрь 2021 года:

-временно снизить ставки акцизного налога;

-освободить импорт и поставки дизельного топлива от НДС

Данные меры позволят снизить розничные цены на бензин – на 3,70 сомов за литр и на дизельное топливо на 4,8 сомов за литр от текущего уровня цен, считают в Ассоциации.

Важно отметить, что в случае реализации вышеуказанных мер по предварительным расчетам Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана плановые налоговые поступления на 2021 год в госбюджет от нефтяного сектора будут выполнены в полном объеме.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.