Есть ли бизнес-экосистемы в Кыргызстане? 5 компаний-претендентов
Публикации более 1 года. Обратите внимание
Tazabek - Бизнес — структура, которая всегда движется вперед и ищет новые формы для выгодного существования. Сейчас такой формой становятся бизнес экосистемы — набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании.
Экосистемы в бизнесе могут быть сосредоточены вокруг одной сферы жизни пользователя или проникать в несколько из них. Их суть — предоставить клиенту максимальное количество услуг в рамках одной компании или площадки. К примеру, в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства, в которой клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.
В Соединенных Штатах известны еще более разветвленные системы, в которых клиенты могут найти массу услуг и товаров, не покидая «территорию» компании.
Экосистемы бизнес-мира сего
Самым ярким и, по мнению многих экспертов, успешным примером построения бизнес-экосистемы является компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.
Компания имеет широкую линейку продукции и сервисов (iPhone, iPad, MacBook, Mac Pro, iMac, Apple Watch, iPod, AirPods, Apple TV, колонка HomePod, подписка на все сервисы, умный дом Home Kit, платежная система Apple Pay) и посвященные в веру Apple всегда могут узнать единомышленника по «яблоку».
В мире гаджетов и электроники наглядными экосистемами остаются Xiaomi (от смартфонов и ноутбуков до электросамокатов и системы «умный дом Mi Home» с полным комплектом), Huawei (от смартфонов и элементов умного дома до техника и интеллектуальной экосистемы Huawei Seamless AI Life), Honor (от смартфона до часов и наушников).
Когда-то Huawei и Honor были одной системой, но в конце 2020 года Huawei продал дочернее направление более, чем за $15 млрд.
Еще один хорошим примером экосистемы в бизнесе остается китайская площадка Alibaba, которая включила объединила розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг в одном месте.
Соседние экосистемы: Сбер, Яндекс, Mail.ru и Ко
В соседних для Кыргызстана странах также есть свои примеры бизнес-экосистем: Сбер, Яндекс, Mail.ru Group и другие.
50+ компаний в Сбере
Экосистема Сбера — это сеть сервисов на единой цифровой платформе. В экосистему входит свыше 50 компаний, которые помогают клиентам Сбера решать их множество задач: начиная от еды, развлечений и здоровья и заканчивая образованием, карьерой, недвижимостью, финансами и бизнесом.
В перечне сервисов Сбера можно найти: Delivery Club, «Кухня на районе» для доставки еды, «Самокат» и «СберМаркет» для доставки продуктов, Level Kitchen и My Food для здорового питания, «СберФуд» для бронирования столов и бонусная система. Для бизнеса могут быть полезны сервисы по регистрации ИП или ООО, расчётно-кассовому обслуживанию, ведению бухгалтерии, юридической поддержки, найму и проверке сотрудников, приеме оплат, обслуживании ИТ-инфраструктур, получении кредитов.
Сотня проектов в «Яндекс»
В списке «Яндекса» почти 100 различных проектов. Компания отошла от стандартного «пакета» для интернета и взяла курс на решение бизнес-задач, подключив такие сервисы, как «Директ» (создание контекстной рекламы), «Рекламная сеть» (Доход от сайта), «Дисплей» (Медийная реклама), «Метрика» (статистика посещаемости сайта), «Радар» (отчеты о популярных интернет-проектах), AppMetrica (платформа для маркетинга и аналитики.
Кроме того, в наборе «Яндекса» есть суперприложения — например, «Яндекс Go» включает функционал такси, каршеринга, доставки еды, курьерской доставки, а также расписания наземного транспорта.
Mail.ru Group из 30 сервисов
Mail.ru Group не такая крупная экосистема, как Сбер или «Яндекс», но планы стать такой у компании есть. Изначально Mail.ru развивалось как несколько автономных экосистем, но сейчас в экосистему Mail.ru Group входят более 30 сервисов и продуктов, некоторые из которых созданы совместно со Сбербанком: «О2О холдинг», «Самокат», Urent, 2ГИС.
Для развития экосистемы были запущены сервисы «Смотри Mail.ru», умная колонка «Капсула», мессенджер ICQ New, платформа «#Лучшедома», медиапроект «Дом Mail.ru», мобильный браузер Atom и другие.
Таким образом, экосистемы развиваются и разрастаются, но вместе с ними растет и количество самих экосистем. Недавно к числу экостем были причислены «Тинькофф», МТС, ВТБ и «Ростелеком» — Россия движется ударными темпами к конкурентному рынку бизнес-экосистем, несмотря на то, что еще десяток лет назад не могла похвастаться наличием ярких представителей этого направления.
Полная версия новости по подписке
Местный бизнес: Есть ли бизнес-экосистемы в КР? В Кыргызстане с экосистемами дело обстоит примерно так, как это было в России годы назад — все еще только начинается и можно найти только несколько игроков, которые стараются построить на пространстве республики свою экосистему.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.