Правовой вакуум: Как е-сигареты и вейпы оказались за пределами закона?

09:00, 16 июля 2021Обновлено в 16:00, 20 июля 202121 687

Tazabek - Пока потребители поддаются моде и обманываются мыслями о безвредности «парилок», производители в это время пользуются дырами в кыргызском законодательстве, без ограничений рекламируя на рынке новомодные девайсы: электронные сигареты, устройства по нагреванию табака, а также никотиновые смеси и стики для них. Почему ограничения по рекламе этой вредной продукции обходят ее стороной?


Не моя проблема


https://st-0.akipress.org/st_gallery/96/1178196.09e1083a4555425ee9f1e96fb520d480.jpg

Несмотря на пометку 18+, зачастую продавцы не спрашивают возраст у покупателей. Об этом говорят и сами потребители. Так, активист движения курящих Кыргызстана Константин Конкин возмущается тем, что при нем несовершеннолетним продали стики для нагреваемого табака:

«Благодаря рекламщикам у большинства молодежи сложилось впечатление, что Iqos, вейпы и другие курительные смеси не наносят вреда здоровью в сравнении с обычными сигаретами и их могут курить даже подростки. Так вот, это большое заблуждение, которое может иметь серьезные последствия для здоровья целого поколения молодых кыргызстанцев. В какой-то степени вейп и Iqos даже опаснее обычных сигарет.

К сожалению, государство в силу каких-то причин пока не хочет регулировать этот сегмент несмотря на то, что в других странах подобные виды табакокурения уже давно приравнены к обычным сигаретам. Несмотря на приверженность Кыргызстана к антитабачному лобби, в стране до сих пор не принято ни одного закона, который бы начал регулировать этот сегмент. В результате у продавцов вейпов и Iqos, по сути, развязаны руки как в плане рекламы, так и в сфере продаж. Купить эти виды сигарет может любой школьник.

К тому же принятие подобного закона сможет ощутимо пополнить казну государства в виде акцизного налога. А учитывая, какие темпы набирает тот же Iqos в нашей стране ― сумма получается немалая. В силу этих обстоятельств необходимо уже сейчас принять регулирующий закон, который приравняет все эти виды табака к обычным сигаретам. Запретить продажу несовершеннолетним и предусмотреть другие ограничительные меры для подростков», - говорит он.

Что говорят о новомодных курительных устройствах при продаже?

Обратить внимание кыргызстанцев на проблему бесконтрольного табакокурения пытаются и общественные активисты. Так Эрулан Кокулов удивляется, почему до сих пор не приняты соответствующие меры по контролю за новыми табачными изделиями:

«Выглядят эти новые продукты как обычные сигареты, но никакой предупреждающей информации на упаковках нет. Почему их свободно продают тем, кто младше 18 лет?» - задается он вопросом.


Проблему признают и в Центре укрепления здоровья


Что говорит Минздрав о законодательстве в отношении вейпов и е-сигарет?

«На данный момент Iqos, электронные сигареты, можно получить, где угодно и жестких запретов по продаже даже несовершеннолетним нет. Продажи идут даже через электронные магазины. Выпадают из законодательного регулирования и снюсы — табачные изделия для рассасывания — они должны регулироваться, как табачные изделия без дыма, но сейчас жесткого закона нет. В связи с этим предлагается новый законопроект о стандартах для табачных изделий и никотиносодержащей продукции», - рассказал специалист по коммуникациям, отдел по борьбе против табака Республиканского центра укрепления здоровья и массовой коммуникации Шерхан Найманов.

Главная цель законопроекта — ввести регулирование новых видов курительной/парительной продукции и показать, что она не является безвредной для здоровья населения.

«Новые товары должны регулироваться в рамках антитабачной программы, но сейчас они могут обходить правовые нормы из-за пробелов в законодательстве. Они продаются без ограничений и находятся в свободной рекламе, несмотря на то, что в составе продукции имеется никотин и табак», - пояснили в Минздраве.


Организованные рынки — «Парилки» с пометкой 18+


https://st-0.akipress.org/st_gallery/8/1178208.66c836a44e5e8165f9dd722740976cdf.jpg

Пока Минздрав и законодатели делают попытки принять законопроект, производители используют эту «заминку» для продвижения новых девайсов. Главным полем для этого стали рынки и специализированные магазины. В первом случае — это высокая проходимость, во втором — реклама конкретному потребителю.

На рынке яркие, цепляющие взгляд баночки — явный маркетинговый ход, который производители могут себе позволить благодаря пробелам в законе.

В то время как в остальном мире эти пробелы эффективно закрывают, как, например, в Казахстане, Армении, Беларуси, где электронные сигареты и вейпы приравняли к сигаретам, тем самым, выполнив требования Всемирной организации здравоохранения. Что логично, в стиках содержится табак в таком же объеме, а нередко и смолы и никотин в большем количестве.

Е-сигареты в Бишкеке продают с документами:

Консультанты по собственной инициативе спрашивают документы о возрасте у покупателя несмотря на то, что действующее законодательство ставит возрастной ценз только на сигареты и обходит стороной нагреваемый табак.

В остальном же продавцы нацелены на привлечение новых клиентов — рассказывают о своей продукции, а особо любопытным даже показывают. Пообещав, что электронные сигареты менее вредные, так как содержат меньше никотина и не откладываются в легких.

Справка:

Исследование: Содержание никотина и смолы в курительных стиках в 2 раза больше, чем в обычной сигарете. Контролировать объем потребляемого никотина сложнее — потребитель не знает, как много никотина и смолы оказалось в его организме.

Бесполезная антитабачная маркировка и безакцизные упаковки

https://st-0.akipress.org/st_gallery/10/1178210.21c6413033ad16677d3b326244920137.jpg

Попытки самостоятельно установить возрастной ценз на электронные сигареты перекрываются отсутствием внятной и понятной для потребителя пометки о вреде для здоровья.

Пометки есть, но вся соль заключается в том, что предупреждения на жидкостях и стиках для нагреваемого табака написаны на английском языке. Надписи на кыргызском или русском языках отсутствуют. Это не только нарушает норму о 40%-площади с предупреждением о вреде, но и закон о защите прав потребителей, который требует, чтобы реклама и маркировка товара велись на 2 языках.

Что же касается стиков для нагреваемого табака в продаже на рынке вне специализированной стойки, то они никаких-либо пометок не имеют вовсе.

Важно именно сейчас добиться поправок в местное законодательство, потому что в противном случае Кыргызстан может пойти по пути Великобритании, где потребители и государство попались на удочку табачных производителей, которые обещали снижение вреда при переходе с обычных на электронные сигареты.

Государство и некоторые медицинские эксперты с легкой подачи табачных компаний продвигали британцам эти гаджеты с курительными смесями и нагреваемым табаком, как легкий способ бросить курить, но это лишь привело к серьезным проблемам с легкими и летальным исходам.

Жуткий случай недавно раскрыли врачи британской Королевской больницы, к ним поступил 40-летний пациент с острыми колющими болями в груди и затрудненным дыханием. За шесть недель до этого он перешел на электронные сигареты, чтобы бросить курить.

Печально, что подростки считают вейпинг безопасной заменой курению. «Пар от электронных сигарет вызывает те же клеточные изменения, что мы видим у курильщиков сигарет», - признал британский доктор, преподаватель пульмонологии в Бирмингемском университете Аарон Скотт.

По его мнению, те, кто бросают курить и переходят на вейпинг, просто меняют одну зависимость на другую.

Поэтому задача здравоохранения Кыргызстана — одинаково относится ко всем вредным продуктам — будь то вейпы, сигареты, нагреваемый табак или никотиновый снюс.

Стики для электронных сигарет и сами электронные сигареты, по данным Минздрава, продаются не только без предупреждения, но и без акцизной марки.

«В новом законопроекте предлагается повышение акциза на новые виды «курительной» продукции. На данный момент акциз за одну традиционную сигарету составляет 1 тыйын. Новые виды продукции же продаются без акцизной марки. Законопроектом предлагается обязать производителей электронных сигарет, вейпов приобретать акцизные марки, но еще четких норм нет», - поясняют в Минздраве.

Выходит, что пока законопроект находится на стадии рассмотрения, электронные сигареты, нагреваемый табак и никотиновые смеси находятся в правовом вакууме. Производители, называя свою продукцию нетабачной или синтетическим заменителем никотина, обходят закон и предлагают с ее помощью бросить курить.

И здесь очень важно не опоздать с законодательным запретом на вейпы и нагреваемый табак, как это произошло в США, где Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) несколько лет исследовало вред от этих гаджетов, пока в 2019 году они не стали причиной эпидемии легочных заболеваний.

На часть из них запрет все же ввели, но поздно ― мало того, что выросло количество легочных заболеваний среди обычных американцев, так ещё и 20% некурящей молодежи стали зависимыми от никотиновой продукции.

Сейчас в США идут разговоры о полном запрете электронных сигарет. Об этом недавно высказался глава Управления по санитарному надзору (FDA), который обвинил табачные компании в никотиновой эпидемии и рекламном обмане. Возмущенные американцы подали на производителей в суд за то, что те подсадили их на никотин без предупреждения и это принесло плоды: JUUL, крупнейший производитель, уже согласился не доводить дело до суда и оплатить штраф в $40 млн, чтобы уладить проблему с обвинением в никотиновой подростковой эпидемии.

Как ведется продажа курительных стиков на рынке и профмагаз?

Таким образом, обстоятельства и факты говорят о том, что законодательство в стране имеет множество лазеек, в особенности для новых табачных гаджетов. Под эгидой пониженной вредности и с помощью правовых пробелов нагреваемый табак не только открыто рекламируется или недоплачивает налоги, но и попадает в руки несовершеннолетних потребителей.

Возможность урегулировать вопрос есть — принять закон, который должен будет:

- ввести регулирование вейпов и показать, что они является такой же вредной, а может даже больше, чем привычная табачная продукция;

- прописать правовую базу для рекламы новой табачной и никотиносодержащей продукции;

- обязать производителей приобретать акцизные марки без использования лазейки под названием «нетабачная продукция».

С принятием документа государство сможет устранить пробелы и коллизии, возможности для полутеневого оборота никотиносодержащей продукции, а население получит уверенность в том, что их дети будут защищены от новомодных гаджетов, наносящих вред здоровью.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком