О безналичных платежах, привязке банковских карт и онлайн-идентификации в Balance.kg — Интервью с гендиректором Маратом Торалиевым

10:30, 9 июля 202114 092

Tazabek - Пандемия коронавируса оказала внушительное влияние на жизнь людей, перевернув с ног на голову буквально весь мир.

Теперь стало необходимым обратить внимание на новые возможности в сфере технологий, которые предоставляют крупные компании, в том числе и сотовые операторы, для улучшения нашей жизнедеятельности. Беспокоясь о состоянии здоровья близких, нашему населению пришлось максимально бесконтактым способом пользоваться привычными услугами.

Как уберечь себя и близких от заражения вирусом, оставаясь в безопасности, но при этом не ограничивать себя в удобстве современных предложений на рынке мобильных финансовых услуг?

Например, дистанционно пополнить баланс телефона, оплатить коммунальные услуги или даже взять кредит в банке, не выходя из дома – воспользоваться возможностями онлайн-платежей, в упрощенном варианте во время пост-пандемии.

Обо всем этом и не только, мы поговорили с директором по трансформации ООО «Скай Мобайл» (ТМ Beeline), а также генеральным директором ОсОО «Баланс КГ» Маратом Торалиевым.


Доступные сервисы, минимум комиссий и привязка банковских карт


- Марат, добрый день! Расскажите, пожалуйста, что такое Balance.kg и для чего он был создан? Какие услуги можно оплатить через Balance.kg?

- Компания Beeline одной из первых в Кыргызстане запустила на рынке мобильных финансовых услуг возможность оплаты с использованием денежных средств на балансе телефона (мобильные кошельки).

Мы создали Balance.kg еще до создания аналогичных продуктов наших конкурентов, что было новшеством для Кыргызстана. Безусловно, внедрять такой продукт было очень сложно, так как мы пришли на рынок с идеей, которой еще никто не пользовался у нас в стране. Был мобильный банкинг и электронные кошельки от банков, но все они были привязаны к банку.

У сотовых операторов личных мобильных кошельков еще не было. При запуске нашего приложения, мы начали с самого необходимого — оплаты коммунальных услуг, далее постепенно спектр подключенных услуг рос и теперь мы предоставляем для оплаты более 850 сервисов в 24 разных категориях. Это достаточно много, если сравнивать с другими конкурентами, что наглядно видно по наличию большой партнерской сети.

Еще одно важное отличие нашего продукта - это бесконтактное взаимодействие или оплата через QR-код, когда вы просто сканируете уникальный QR код c приложения и можете оплатить в магазинах, супермаркетах, бензозаправках, аптеках, общественном транспорте и во многих других местах. Если заметить, то оплата с помощью QR-кода даже быстрее, чем через платежную систему VISA. Вы можете оплачивать услуги везде, где увидите значок Balance.kg и после оплаты получить чек.

-А что еще интересного предложено в приложении?

К примеру, есть сервис «Мой дом», в котором вы можете заранее посмотреть показания газа до прихода квитанций. Все это можно увидеть в онлайн-режиме и рассчитать свои расходы на коммунальные услуги на ближайший месяц.

Есть сохранение и создание шаблонов для постоянных оплат.

В ближайшее время мы запустим обновленную функцию проверки штрафов с фото, и всей детализацией.

Недавно мы добавили возможность просматривать свои расходы в разрезе по видам трат: коммунальные услуги, баланс телефона, доставка еды и так далее.

-Маленькая бухгалтерия в телефоне?

-Да, верно.

-Как производится оплата? Какие у вас есть способы оплать?

-У нас довольно обширная возможность в одном телефоне иметь доступ ко многим способам оплаты. Изначально, первым делом был запущен процесс оплаты через баланс телефона, затем к нему добавили электронный кошелек Balance в партнерстве с банком-эмитентом.

Реализовали привязку к платежным картам VISA и Элкарт всех банков Кыргызстана. Таким образом, через наше приложение возможна оплата через баланс телефона, с электронного кошелька и банковской карты.

- Клиенты других сотовых операторов тоже могут пользоваться Balance.kg?

-Balance.kg — это приложение не только для абонентов Beeline, поэтому, если вы абонент «О!» или MegaCom, то Вы также можете пользоваться им.

- Вы говорите про возможность использования для абонентов всех сотовых операторов, но обычно при регистрации в приложении идет привязка к сотовому номеру. Как это работает у вас?

- Если вы абонент Beeline, то вы вводите свой номер Beeline, если MegaCom, то MegaCom. Вы также получаете сообщение и проходите идентификацию, единственное отличие от других абонентов сотовых операторов - отсутствие возможности оплаты через баланс на телефоне.

- Можно ли привязать к Balance.kg кошельки MegaPay и О!Деньги?

Если MegaCom и О! выразят заинтересованность, то мы готовы к обсуждению (Улыбается)

- Вы привязываете в Balance.kg кошелек, банковские карты. Это бесплатно?

Мы не берем плату за то, что вы привязали свою карту к приложению. К примеру, один из наших конкурентов только недавно сделал эту услугу бесплатной, а у нас это было и остается бесплатно.

- Но у вас ведь есть комиссия, за что она снимается?

- 80% - 90% услуг предоставляются бесплатно. Комиссия имеется при использовании услуг за оплату финансовых операций, к примеру, при оплате кредита. Мы стараемся для клиентов создать условия наиболее выгодные для них.

- Привязка банковских карт — эта услуга доступна только в вашем приложении или она есть и у других сотовых компаний?

- На данный момент, конечно же, она есть и у других операторов, мы запустили это 2 года назад одними из первых. В ближайшее время, мы шагнем еще дальше — откроем возможность пополнения карты любого из 23 банков нашей страны с нашего приложения Balance.kg.

- Чтобы перевести деньги, нужно иметь их на балансе лицевого счета или электронного кошелька в приложении balance.kg. Как можно их пополнить в приложении Balance.kg?

- У нас есть сеть терминалов Beeline по всей стране с бесплатным пополнением. Кроме этого можно пополнить баланс телефона, электронного кошелька практически в любом терминале страны или точке пополнения, так как мы сотрудничаем со всеми основными игроками терминальной сети, также пополнить можно практически с любого мобильного банкинга.

- Какие регионы сейчас покрывает Balance.kg?

- Balance.kg работает на всей территории страны. Самым популярным регионом является конечно же столица, но мы активно развиваем регионы. С начала этого года у нас уже были акции в Оше, Жалал-Абаде, Баткене.


1 млн скачиваний — Рост скачиваний в пандемию


- Выходит, что вы охватываете всю страну. Сейчас вы достигли уже 1 млн скачиваний?

- Если признаться, то 1 млн скачиваний мы достигли еще в феврале этого года, но из-за особенности аналитики Google, PlayMarket показывает «1 млн » с опозданием, когда количество доходит до 1,1 млн. Т.е фактически нас уже больше чем 1 млн, но мы не торопились об этом говорить, не получив подтверждения в play-маркете.

- Был ли скачок скачиваний в пандемию? Стало ли больше людей пользоваться?

- Да, за год наш оборот вырос в 2 раза, количество активных пользователей увеличилось также в два раза. В первый месяц локдауна, люди не сразу пришли к понимаю о возможностях онлайн-сервисов, но уже ко второму месяцу мы начали получать результаты активности наших пользователей. Со своей стороны, мы также способствуем переходу на онлайн-сервисы наших абонентов, проводим обучение среди населения, стимулируем различными акциями.

- Но ведь не весь бизнес занят в онлайн-коммерции. У вас есть возможность обналичивания средств, например, для экстренных ситуаций, когда онлайн-оплату принять отказались?

-Да, сотрудничество с нашими партнерами и банками позволяет перевести средства с баланса на карту VISA или «Элкарт», и обналичить. Также вы можете через Balance.kg перевести деньги с одной карты на другую различных банков.

- За это будет сниматься комиссия?

- Комиссия будет, но это будет выгоднее, чем, если вы это сделаете в другом месте.


Идентификация через Artificial Intelligence и коды безопасности


- Возможностей для ведения онлайн-платежей много, но чтобы их получить, нужно пройти идентификацию. У НБКР вроде было требование по регистрации пользователей мобильных приложений и электронных кошельков?

- Да вы правы, с 1 октября 2020 года вступило в силу требование Национального банка КР об обязательной идентификации. Но при этом, благодаря совместным усилиям НБКР ввел возможность онлайн-идентификации, впервые в стране! Если ранее для прохождения идентификации, Вы должны были подойти в офис банка, то теперь это можно сделать полностью онлайн, сидя на диване у себя дома.

- Как это происходит?

- Все что вам нужно - это ваш паспорт. Вы сканируете паспорт в приложении, проверяете данные, которая система автоматически заполняет, затем вы делаете селфи с паспортом и искусственный интеллект сравнивает его с фото в паспорте на предмет схожести. Также мы интегрировались с базой данных ГРС – таким образом все данные проверяются через ГРС. Обмануть систему практически невозможно.

- Сейчас есть НПА (нормативный правовой акт), который регулирует онлайн-идентификацию?

- Да, такой порядок существует и мы в этом солидарны с регулятором, так как есть нормы регулирования противодействия взяточничеству, финансированию терроризма, отмыванию нелегального дохода. В целом, в период пандемии было урегулировано множество открытых вопросов.

- Установлены ли какие-то лимиты в Balance.kg в рамках норм по противодействию отмыванию нелегальных доходов?

- У нас все лимиты не превышают лимиты регулятора, установленные для несколько типов: онлайн-идентификации и банковской офлайн идентификации. Банковская дает самые большие лимиты оборота в месяц — 200 тыс. сомов, онлайн — 60 тыс. сомов. В приложении мы указываем допустимые лимиты.

- Вы говорили, что не привязываетесь к конкретному банку, но ведь все транзакции идут через вас. Как обеспечивается безопасность?

- Для безопасности мы подключили множество инструментов. На постоянной основе у нас работает отдельный отдел по IT-безопасности, кроме этого мы регулярно проводим внешний ИТ аудит на уязвимости. Есть также различное шифрование данных, также специальные модули проверки транзакций по ПФТД/ЛПД. Мы работаем не только по местным стандартам, но и международным. Наша система постоянно обновляется и улучшается.

- А как защищается сам кошелек?

Для защиты кошелька применяется двойная аутентификация при входе: вы получаете пин код на свой номер телефона. Также есть защита внутри приложения через пин код или touch ID.


Отличие от мобильного банкинга и планы на будущее


- Расскажите, пожалуйста, в чем в итоге отличие вашего кошелька от традиционного онлайн-банкинга?

- Если посмотреть на онлайн-банкинг — это простое управление своим счетом, возможность установить лимиты, сделать переводы и относительно небольшое количество моментальных сервисов оплат.
Но это все в рамках одного банка.

Наше отличие в ряде функций: первое — мы не привязаны ни к одному банку, поэтому вы можете привязать хоть 3 карты разных банков, второе — у нас в 2-3 раза больше услуг, чем может предложить любой другой мобильный банкинг.

Третье – баланс это не просто платежи, но и ряд дополнительных удобных функций для клиентов, упомянутых ранее. Четвертое – у нас постоянная команда разработчиков и мы не останавливаемся ни на день, постоянно расширяем и спектр услуг и улучшаем качество.

- Что отличает ваше приложение от других подобных мобильных приложений?

- Главное для нас - качество оказываемых услуг. Мы постоянно мониторим возникающие ошибки или трудности в использовании. Система управления клиентским опытом, которая у нас внедрена, позволяет собирать и отрабатывать обратную связь от клиентов намного эффективнее и нам действительно важен каждый клиент.

Я сам лично читаю комментарии клиентов в PlayMarket и App Store или в соц сетях, чтобы действительно понять и улучшить продукт.

Второе — это дизайн, иногда даже одна кнопка играет роль. Нам важно чтобы клиенту было интуитивно все понятно, и чтобы было действительно удобно.

- Как вы планируете совершенствовать приложение? Что-то хотите добавить или улучшить?

- В нашей «дорожной карте» много планов и проектов, которые я бы не хотел раскрывать сейчас. Я могу сказать, что мы будем пионерами во многих новых вещах, которых Кыргызстан еще не видел. Следите за нами, становитесь нашими клиентами, и вы все сами увидите.

- А что насчет трансграничных платежей? Может быть для мигрантов.

Международных платежей в чистом виде у нас пока нет, мы работаем над запуском в первую очередь платежей из России уже в этом году, чтобы нашим гражданам было удобно иметь эту опцию в одном приложении balance.kg.

Но при этом у нас уже реализованы платежи на зарубежных операторов таких как Билайн Россия, Казахстан, Теле 2, МТС, Мегафон, Ucell и т.д.

Если говорить в общем у нас много идей и планов, которые расписаны для реализации на 5 лет вперед. У нас отличная сильная команда, которая как маленький завод генерирует и реализовывает идеи.

Не хочу раскрывать все секреты, но могу точно сказать, что мы будем делать все для удобства, комфорта и безопасности наших абонентов.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком