Солнечные панели, антисептики, чемоданы: Что производят на СЭЗ Бишкека или история о 4,5 млрд сомов инвестиций
Tazabek - Корреспондент издания Tazabek поговорила с генеральным директором СЭЗ Бишкека Дуйшеном Ирсалиевым о том, как развивается свободная экономическая зона столицы. Глава СЭЗ также ответил на критику депутатов в адрес СЭЗ и рассказал о планах специальной зоны для инвесторов.
- Мало кто понимает, как работает свободная экономическая зона. Дуйшен Исмаилович, расскажите о том, что делается для привлечения инвесторов.
- Знаете, действительно, у людей есть много вопросов по деятельности СЭЗ «Бишкек». Не многие в достаточной мере осведомлены о том, что производится на территории нашей свободной экономической зоны, какие льготы и преференции предоставляются бизнесу и почему выгодно открывать производственные предприятия именно у нас.
Расскажу обо всем по порядку.
В этом году нашей свободной экономической зоне исполняется 25 лет со дня основания. Я работаю генеральным директором СЭЗ «Бишкек» с ноября 2015 года. За это время сделано немало для повышения инвестиционной привлекательности территории. В инфраструктуру СЭЗ вложено более 100 млн сомов.
Если инвестор приходит к нам с намерением построить завод, он инвестирует средства только на строительство своего объекта, при этом ему не нужно тратиться на строительство коммуникаций и сопутствующей инфраструктуры. То есть, к его заводу мы сами строим подъездные пути, предоставляем энергомощности, протягиваем линии электропередач, подключаем к собственной системе водопровода и канализации, обеспечиваем телефонной связью и интернетом, в кратчайшие сроки согласовываем все архитектурно-планировочные документы и ведем технический надзор.
И все эти услуги предоставляются без бюрократических проволочек по принципу единого окна, так как у нас в генеральной дирекции есть свои технические, инженерные и надзорные службы.
Кроме этого, у нас круглосуточная профессиональная охрана по всему периметру территории, а также тщательный пропускной режим.
Для привлечения инвестиций, мы не только создаем благоприятные условия для инвесторов, но еще и активно работаем с потенциальными инвесторами в Кыргызстане, а также на международных площадках, принимая участие в бизнес-форумах, конференциях и деловых встречах с целью продвижения наших товаров и услуг на мировом рынке.
Как результат за последние 5 лет привлекли больше инвестиций, чем за предыдущие 20 лет. Вот смотрите, за 25 лет существования привлечено инвестиций на 4 млрд 588 млн. сомов, из которых с 1996 года по 2015 год был привлечен 1 млрд 950 млн сомов и с 2015 года по 2019 год было привлечено инвестиций на 2 млрд 638 млн сомов. Эти цифры доказывают, что наши усилия уже приносят реальные плоды, а сумма инвестиций с каждым годом увеличивается. Например, только за 2019 год удалось привлечь 1 млрд 188 млн сомов. Впечатляет, правда?!
За 4 года мы запустили 12 новых заводов. В этом году открылся 13-ый по счету, это завод по выпуску медицинских масок. В ближайшее время ожидаем открытия крупного фармацевтического завода и нескольких производственных предприятий.
- Как интересно! Когда открылся этот завод и какова его мощность? Куда эти маски будут поставлять?
- Открытие состоялось 24 июня. Раньше предприятие работало по другому направлению. Это местные креативные ребята из компании «КЛП», которые в условиях пандемии освоили новую специализацию, закупив оборудование на 160 тыс. долларов. Теперь они выпускают такой нужный всем товар как одноразовые медицинские маски. Объем производства составляет 50-60 тыс. штук в сутки, создано 25 рабочих мест. Весь персонал прошел обучение. Для населения цены очень демократичные – около 10 сомов за единицу за такое высокое качество.
Полностью автоматизированное производство рассчитано как на внутренний рынок, так и на экспорт. Продукция прошла сертификацию и соответствует европейскому стандарту EN 149:2001 по типу FRR1.
Как мне рассказали, они планируют расширить производство и дополнительно приобрести оборудование по выпуску респираторов по стандарту FFP3.
К сожалению, до пандемии у нас в Кыргызстане ни одна фирма не производила медицинские маски. Все они были привозными. И когда возникла острая необходимость в масках, то одна из компаний СЭЗ – ОсОО «Пейванд» быстро переориентировала производство детских подгузников под выпуск медицинских масок.
Другая компания «Салкын» стала выпускать трикотажные многоразовые маски. Завод по производству мыломоющих средств FB company начал производить антисептические и бактерицидные средства. В такое тяжелое для страны время эти компании внесли свой вклад в стабилизацию ситуации и насытили рынок отечественными товарами.
- Как замечательно, что смогли вот так вовремя переориентировать производство, но ведь это было не со всеми компаниями. Как столичная СЭЗ переживает ситуацию с пандемией?
- У нас на СЭЗ зарегистрировано 313 субъектов, из них 58 совместных предприятий, 139 субъектов - со 100% кыргызским капиталом и 116 компаний со 100% иностранным капиталом. Всего инвесторы представляют 32 страны.
Открыто скажу, что пандемия «подкосила» деятельность наших предприятий. Из-за ситуации с коронавирусом почти 95% предприятий были вынуждены закрыться в конце марта. В период ЧП работало 12 предприятий, которые производили необходимую для населения продукцию первой необходимости.Это и продукты питания, и медицинские маски, и гигиеническая продукция, и антисептики и др.
После снятия режима ЧП, субъекты СЭЗ потихоньку начали возобновлять работу. Сейчас уже работают 47 предприятий. Многие предприятия остаются закрытыми в связи с тем, что в начале года их руководители и инженера выехали в отпуск на родину в Китай, Корею, Турцию и другие страны. Сейчас они не могут приехать из-за закрытия границ. Поэтому эти предприятия не могут возобновить деятельность, хотя в них работает в качестве рабочих в основном местный персонал. Ведь производство – это такой процесс, что удаленно многие руководящие специалисты и инженерный состав работать не могут, надо ежеминутно контролировать и направлять рабочий процесс.
- Почему так мало продукции поступает на внутренний рынок?
- Законом для субъектов СЭЗ предоставлены определенные послабления. У нас действуют специальные налоговый и таможенный режимы.
Специальный налоговый режим означает ноль процентов налогов на вывозимые на экспорт товары и услуги, нулевая ставка налога на прибыль организации, налога на имущество и на земельный налог. Специальный таможенный режим означает, что продукция, сырье и оборудование, ввозимые на территорию СЭЗ, получают статус товаров свободной таможенной зоны и не облагаются таможенными пошлинами.
Здесь есть маленькое «но». При вывозе произведенных товаров предприниматели оплачивают таможенный сбор в размере 0,25% в государственный бюджет и сбор в пользу генеральной дирекции от общей суммы товаров и услуг в размере 1%, если продукция идет на экспорт, и 2% если продукция вывозится на внутренний рынок, то есть в Кыргызстан.
При этом, в случае, если товары и услуги, произведенные на территории СЭЗ, вывозятся для реализации на территорию Кыргызской Республики, то они облагаются НДС. В этом плане, законодатель установил, что нашим производителям должно быть выгоднее работать на экспорт нежели продавать свои товары на внутреннем рынке. Поэтому более половины производимых товаров идет на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
- И все-таки, как-то нечестно, что все идет на экспорт. Объясните, почему так.
- СЭЗ по всему миру создаются именно для того, чтобы улучшить экспортные возможности бизнеса и для привлечения инвесторов льготами и привлекательными условиями. В октябре прошлого года вышло постановление правительства, согласно которому устанавливается 30% квота на продукцию, произведенную в СЭЗ и ввозимую на местный рынок, для освобождения от НДС квотированной части.
Через Министерство экономики инициированы поправки в Налоговый кодекс, чтобы этот механизм заработал. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше и все наши субъекты с нетерпением ожидают его принятия.
Это стало бы большим облегчением для наших производственников, выпускающих 24 наименования уникальной продукции, которая не производится больше нигде в Кыргызстане. Но в то же время, на рынке имеются их импортные аналоги и им льготы по НДС нужны как воздух для составления конкуренции. Это послабление приведет к удешевлению отечественных товаров, их станут больше покупать, и соответственно, больший объем реализации будет давать больше налогов и отчислений.
- Хотелось бы уточнить, выпускается всего лишь 24 наименования товаров?
- Озвучивая эту цифру, я имел ввиду только уникальные товары, производство которых больше нет в Кыргызстане. На самом деле на территории СЭЗ предприятия выпускают широкую номенклатуру товаров - всего около 130 наименований продукции.
Это различные продукты питания и напитки, солнечные панели и батареи к ним, алюминиевые радиаторы, фарфоровые обогреватели, LED-лампы и светильники, электротехническая продукция, упаковочная и тарная продукция, PET-преформы для бутылок, лакокрасочная продукция, антисептические и бактерицидные средства, медицинские маски, мыло-моющая продукция, детские подгузники, строительные материалы, пластиковые трубы для водопровода, продукция для фермеров и сельского хозяйства, витамины и биологически активные добавки.
При этом, более десятка субъектов можно назвать системообразующими, объем производства каждой из компаний превышает сумму в 100 млн сомов. Это такие субъекты, как «Пласформ Амбалаж», HTI group, «Сталкер», YIWU Интернешнл, «Тандем», «Сянь-Тдэй», «Фая текстиль», Let's go drink, «Астери Азия», «Акылман», «Pure C», «Элемент Хим» и другие.
- Несмотря на такие льготные условия, почему мы не видим бурного развития других СЭЗ на территории Кыргызстана?
- Вы затронули больную тему. В Кыргызстане, кроме СЭЗ «Бишкек», существуют такие зоны, как «Каракол», «Лейлек», «Нарын», «Маймак». Мы специально изучали опыт других государств, как они развивают СЭЗ.
В мировой практике имеется около 25 разновидностей экономических зон. Они бывают разных типов и направлений: туристические, промышленные, торговые, логистические, технологические, IT-парки, ювелирные и т.д.
Сейчас в России популярность набирают территории опережающего социально-экономического развития, в целях содействия ускоренному развитию регионов на основе кластеров. В Кыргызстане все пять СЭЗ считаются зонами промышленного типа. Однако, кроме СЭЗ «Бишкек», другие СЭЗ не развиваются, как хотелось бы. Я вам могу назвать основные причины этого.
Во-первых, это вопрос логистики. При нашем сложном горном рельефе доставка товаров и их экспорт имеет намного большую стоимость, нежели в странах с доступом к морю и развитым железнодорожным сообщением. Доставка товаров грузовым транспортом съедает всю маржу при экспорте.
Во-вторых, в других странах субъекты СЭЗ на законодательном уровне имеют более выгодные, чем в Кыргызстане льготы и преференции.
В-третьих, это все-таки вопрос наличия (или вернее, отсутствия) передовых технологий и инвестиций в наукоемкое производство.
В-четвертых, рынок Кыргызстана слишком маленький для того, чтобы пришли инвестиции крупных корпораций.
И в-пятых, это вопрос государственной поддержки. Возьмем Россию, где средства на развитие инфраструктуры СЭЗ выделяются из федерального бюджета.
К примеру, есть данные , что в период в 2006-2015 гг. на создание 33 зон было потрачено 186 млрд рублей, из них 122 млрд рублей выделено из федерального бюджета, то есть государственные инвестиции составляют 66% от всех вложенных инвестиций. В Казахстане принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которого за 5 лет в инфраструктуру СЭЗ было вложено 143,8 млрд тенге государственных инвестиций.
Такое же активное участие госинвестиций в развитие инфраструктуры СЭЗ наблюдается в Беларуси, Турции, Китае, Иране и ряде других стран. Поэтому в этих странах СЭЗ играют роль локомотива экономики.
Отсутствие вложений в инфраструктуру остальных четырех СЭЗ в Кыргызстане со стороны государства стало ключевым фактором их слабой эффективности.
При этом, как вы правильно отметили, особняком стоит СЭЗ «Бишкек», который также не получает от государства какие-либо инвестиции, но развитие инфраструктуры проводится за счет поступлений от аренды земли субъектами, платежей за право осуществления деятельности и ряда других источников. Наверное, бурное развитие СЭЗ «Бишкек» предопределено ее близостью к столице, деловой активности местных предпринимателей и вошедших на рынок иностранных инвесторов.
Сейчас у нас всего имеется 346 гектаров земли, которые принадлежат государству. На территории бывшего ВДНХ выделено 43 гектара, в селе Ак-Чий Аламединского района - 203 га и в городе Кара-Балта Жайыльского района - 100 га. Территория, как я уже сказал, огорожена и полностью охраняемая, ведь для инвесторов безопасность их активов очень важна.
- Поделитесь секретом, как Вам удалось повысить экономические показатели деятельности?
- Вы уже знаете, что отмечается рост показателей по всем направлениям. Но для читателей расскажем, что, например, только за 2019 год валовый объем экономической деятельности составил 7 млрд 533 млн сомов, в то же время субъектами выплачено в бюджет 1 млрд 105 млн сомов. А за 2015-2019 годы поступления в бюджет от деятельности предприятий составили свыше 3,8 млрд сомов.
Доходы генеральной дирекции также выросли, хотя мы сами не ведем никакой производственной деятельности, а только управляем вверенной нам территорией. С 2015 по 2019 годы в общей сложности дирекцией отчислено 176 млн сомов. Из них только за 2019 год в бюджет выплачено 39 млн. сомов (подоходный налог – 10 млн сомов, отчисления в Соцфонд – 29 млн сомов).
Как мы смогли этого добиться? Со стороны кажется, что было легко. Но это был период тяжелой борьбы с устоявшимися годами коррупционными схемами. Мы просто сделали так, чтобы субъектам стало проще работать честно и открыто. Также мы провели оптимизацию в самой дирекции. До 2016 года было 15 разных предприятий вместо одной управляющей компании (!), которые предоставляли друг другу услуги и выставляли счета.
Охраной ведало одно предприятие, благоустройством и озеленением – другое, автохозяйство – было третьим самостоятельным предприятием, котельная - четвертым и так далее.
В каждом из них был свой директор, заместитель, бухгалтер, кассир, другие работники. Мы все эти предприятия упразднили и вместо пятнадцати оставили только одну дирекцию, образовав отделы и службы. Это привело к экономии огромных денег. За 4 года бюджет дирекции увеличился в 13 раз!
Вот в парламенте поднимали вопрос о том, что штат в мой период якобы необоснованно увеличен. Наоборот, в результате оптимизации нам удалось сократить более ста ненужных штатных единиц.
Если в дирекции раньше работало всего около 10 человек, то в четырнадцати упраздненных предприятиях числилось 480 человек, представляете? Поэтому всем кажется, что штатная численность дирекции увеличилась.
Сейчас после оптимизации в дирекции работает 380 сотрудников, из них административный персонал составляют 45 работников, а остальные 335 трудятся в различных службах жизнеобеспечения: благоустройство, ЖКХ, котельная, энергослужба, охрана, автопарк, медицинский центр, детский сад, инженерная служба и др. У нас огромная территория, поделенная на три удаленных друг от друга участка, которые надо охранять, чистить, облагораживать, озеленять, обеспечивать коммунальными услугами. Также, на дирекцию возложено бесперебойное и надежное обеспечение теплоэнергией социальных объектов (школы, детские сады) и жилых домов вокруг ВДНХ, в жилмассивах «Чон-Арык» и «Ынтымак».
- Но депутаты Жогорку Кенеша на заседании фракции «Кыргызстан» сказали, что СЭЗ Бишкека в виде налогов отчисляет всего 60 тыс. сомов и назвали эту сумму очень маленькой. Как такое может быть? Поясните, пожалуйста.
- Я уже Вам назвал размеры налогов и платежей в республиканский бюджет. И они намного выше озвученной суммы. Те отчисления, о которых говорили в парламенте, были установлены в 2016 году в размере 2% от валовой выручки дирекции, и они не считаются налогом, а установлены правительством.
Но стоит обратить внимание на то, что в структуру валовой выручки дирекции входят оплата за потребленную населением и предприятиями электроэнергию и теплоэнергию, коммунальные услуги, доходы от детского сада, автопарковой службы, комплекса «Манас айылы» и так далее. По всем статьям доходов существуют издержки, которые являются расходами на содержание и оплатой по себестоимости за товар.
Не буду лукавить, отдельные подразделения убыточные, но мы все равно их должны содержать, так как у каждого есть свое социальное назначение. Капитальные вложения на развитие инфраструктуры также выделяются из доходов дирекции.
Получается, что нам нужно и инвесторов привлекать, и социальные объекты содержать, и исправно платить деньги в бюджет. Скажу больше, нам нужно еще платить заработную плату работникам, вкладывать средства в энергосети и коммунальное хозяйство, которое с каждым годом изнашивается и требует постоянного обновления.
Нам нужна своя пожарная служба для оперативного реагирования на инциденты на производственных предприятиях. Вот мы приобрели новый экскаватор, почти половину стоимости от которой мы в этом году уже оправдаем, хотя из-за его отсутствия раньше выплачивали деньги частникам. Таким образом, в конечном итоге идет хорошая экономия, мы приумножаем активы. Это все принадлежит государству, нам ни копейки этого не нужно. Мы делаем очень важную миссию, которое на нас возложило государство.
А логика принятия постановления правительства в марте 2020 года, которое скорректировало размер указанного отчисления, была в компромиссе. В результате долгих межведомственных консультаций было принято решение, что раз государство не может выделять деньги на развитие инфраструктуры и содержание социальных объектов, то надо снизить размер ставки отчисления в республиканский бюджет и за счет этих денег финансировать указанные расходы.
Данное постановление принято на абсолютно законных основаниях и госбюджет от этого не потерял ни тыйына. За период с 2016 года по 2020 год мы уже выплатили в республиканский бюджет 1 млн 376 тыс. сомов, а не 60 тыс.сомов, как говорят депутаты. Это кроме основных налогов и иных отчислений.
Хочу сказать, со своей стороны, что мы уважаем закон и работаем только на основе законодательства страны. Все положенные выплаты генеральная дирекция исправно платит и не имеет долгов перед государством.
Более того, мы всячески поддерживаем инициативы правительства и регулярно перечисляем средства на различные жизненно важные проекты. Например, могу вспомнить из последнего, что в период пандемии дирекция выделила Республиканскому штабу по борьбе с коронавирусом 2 млн.сомов, а также предоставила продукты питания и средства индивидуальной защиты для МЧС и населения на солидную сумму.
- Из того, что Вы рассказали, я поняла, что СЭЗ «Бишкек»- это большой организм, даже можно сказать небольшой город, в котором Вы – мэр. Можете рассказать, как живется вашим «горожанам»?
- Занимательная аналогия с городом! Но в этом есть своя доля правды. В сезон у нас работает до 3700 человек. У нас есть все условия для комфортного проживания и работы: общежития, банк, столовые, парикмахерская, баня и детский сад, куда водят детей наших сотрудников, пока они находятся на работе. Охрана следит за порядком на территории. Медицинский центр следит за санитарным состоянием на предприятиях и ежедневно осматривает прибывающих на территорию рабочих.
Днем и ночью работают коммунальные службы, дежурят пожарные расчеты, работники ЖКХ. Если происходит авария на теплосетях, как это часто бывает зимой, так как трубы уже старые и изношенные, то наши ребята тут же выезжают на ремонт. Есть своя зона отдыха, где работники после трудового дня могут погулять, подышать свежим воздухом и полюбоваться красивым прудом с рыбками, а также павлинами и страусами.
У нас на заводах работают иностранные рабочие, они без опасений за свою безопасность, свободно находятся на территории. Никто их не «дергает» и не «кошмарит». Поэтому они ценят те благоприятные условия, которые есть на нашей СЭЗ.
- Расскажите, как вообще иностранные граждане воспринимают нашу страну?
- Для иностранных инвесторов нестабильная ситуация в стране, как это у нас раньше часто было, вызывает определенные опасения, так как они боятся за свою личную безопасность и безопасность своих вложений.
Частая смена правительства и изменения в законодательстве также оказывают влияние на их восприятие инвестиционной привлекательности нашего государства. Ведь за каждым иностранцем, который здесь работает или приезжает как турист, стоят десятки и сотни его знакомых, которым он рекомендует или не рекомендует приезжать и вкладывать деньги в Кыргызстан. Что касается иностранцев на территории СЭЗ, то все они за эти годы стали как местные, так как уверены за свою безопасность внутри охраняемой территории. Здесь мы живем и работаем как одна большая семья. Многие из них искренне переживают за нашу страну. Все хотят, чтобы в Кыргызстане была стабильность и процветание.
- Вот кстати, по поводу изменений в законодательство. Недавно на заседании в Жогорку Кенеше депутат Алмазбек Акматов сказал, что законопроект о внесении изменений закон о СЭЗ учитывает интересы только больших корпораций. Что скажете об этом?
- Очень интересная ситуация тут вышла. Есть такой субъект СЭЗ – «Центрально-азиатская корпорация», которая в 2002 году взяла в аренду 23 га земли на ВДНХ на 93 года и построила только парк «Фламинго», хотя в Земельном кодексе четко написано, что нельзя давать землю в аренду, больше чем на 49 лет.
То есть договор был составлен не в пользу нашего государства. Еще до меня с этой корпорацией наша дирекция судилась, проиграла в одном суде, в другом выиграла. Очень серьезное лоббирование интересов было, ведь на кону стоит «золотая» земля. С директором компании гражданином Южной Кореи Ли Джон Беком мы 4 раза встречались.
Я его просил добровольно вернуть государству Экспоцентр, так как он является объектом архитектурного и исторического наследия, который по вине инвестора сейчас заброшен и находится в плачевном состоянии. Он в начале согласился, но потом нашлись здесь его родственники, которые убедили его в обратном. Все судебные издержки по решению суда дирекция им выплатила. Но сейчас уже они задолжали дирекции 6,5 млн сомов, при этом никак не хотят платить, а желают пользоваться землей и коммунальными услугами бесплатно.
И вот, чтобы зарегистрировать свой договор на 93 года и получить госакт на землю, они решили идти обходным путем, через внесение изменений в законы Кыргызской Республики. Наплевав на наши законы, эти горе-инвесторы хотели протащить поправку в Земельный кодекс, которая предоставила бы им право взять в аренду землю на 99 лет, представляете?!!!
На самом деле, стоимость этой земли сейчас по разным оценкам составляет до 25 млн.долларов США, где они хотят построить многоэтажные жилые комплексы, гостиницы, торговые и развлекательные центры. Вот их истинное намерение. Они этот закон лоббировали через некоторых депутатов. Хорошо, что большинство из них разобрались в ситуации и отклонили пакет поправок к законам.
- Надеюсь, что данный вопрос решится в пользу государства. Давайте теперь поговорим о том, какой бы вы хотели видеть СЭЗ «Бишкек» в будущем?
- Я вот был в Южной Корее, где в одном городе сконцентрированы все брендовые заводы: Samsung, LG и другие. Этот город является по сути свободной экономической зоной. В Китае в каждой провинции также есть свои СЭЗ. То есть за счет СЭЗ развивается регион и страна в целом. В России, как я уже сказал, начали делать ставку на территории опережающего развития и СЭЗ и стараются создать их в каждом регионе. К примеру, раньше Калининградская область была полностью свободной зоной. В Турции активно создаются и работают СЭЗ, которые приносят колоссальные дивиденды государству.
В этих государствах правительство финансирует инфраструктуру, а потом вложенные средства возвращаются в виде налогов, платежей, созданных рабочих мест. Идет мультипликативный эффект. Я хотел бы, чтобы СЭЗ стала локомотивом нашей экономики. Для этого бизнесу надо создавать благоприятные условия.
За последние 5 лет мы стремительно растем, приходят новые инвесторы и открывают заводы.
Мы умеем работать, нам удалось сломать коррупционные схемы. Жаль только, что это не нравится многим людям, которые поливают нас грязью и стараются дискредитировать наши усилия. Я никого не хочу обвинять, но действительность такова, что раньше долю просили и «шапку» просили, поэтому все убегали. Сейчас пожалуйста - приходите, работайте, есть все условия для инвесторов. У нас такая политика, чтобы привлечь инвестора - пока он завод не построит и не запустит производство, мы не требуем с него оплату за аренду земли и всячески помогаем ему поскорее ввести в эксплуатацию объект. Инвесторов привлекает недорогая рабочая сила, дешевая электроэнергия. Мы должны расти с миром вместе. В нашем прекрасном Кыргызстане есть все условия для роста и развития, у нас потрясающая природа, у нас есть ресурсы, здесь живут замечательные люди. СЭЗ «Бишкек» бережет инвесторов, обеспечивает их безопасность. Самое главное, чтобы не мешали нам работать. Бизнес, как говорят, любит тишину.
- Спасибо Вам за интервью. Пусть СЭЗ Бишкека процветает.
- Спасибо Вам. Если хотите поближе познакомиться с деятельностью СЭЗ «Бишкек», подписывайтесь на наши странички на Фейсбук (@СЭЗ «Бишкек») и Инстаграм (@fezbishkek). Актуальную информацию можете также найти на нашем сайте www.fez.kg.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.