• 18:06
  • 19 апреля 2021
  • Пн

Тариф на электроэнергию: Из чего он складывается и что поменялось в новой Среднесрочной тарифной политике?

В связи с вводом новой тарифной политики издание Tazabek подготовило материал, из чего складывается тариф, цены по каким категориям изменились и каким был дефицит средств в энергосекторе Кыргызстана за последние годы.
13:55, 12 июня 20207163
Правительство постановлением от 27 марта 2020 года № 188 утвердило Среднесрочную тарифную политику Кыргызской Республики на электрическую и тепловую энергию на 2020-2022 годы.

До этого распоряжением правительства КР от 27 декабря 2018 года № 459-р тарифы на электрическую и тепловую энергию были установлены на уровне тарифов, действовавших в 2017 году и сохранялись до принятия новой тарифной политики на следующий среднесрочный период.

Кто регулирует и устанавливает тарифы?

Жогорку Кенеш 13 мая 2011 года одобрил законопроект, предусматривающий передачу полномочий по установлению тарифов на электроэнергию от Госдепартамента по регулированию ТЭК при Министерстве энергетики Жогорку Кенешу.

30 июня 2014 года парламент поддержал законопроект, по которому правительство устанавливает тарифы электрической, тепловой энергии и природного газа без согласия Жогорку Кенеша.

По законопроекту предусматривалось создание независимого от Минэнергопрома агентства, которое осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Кроме того, норма о том, что уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики устанавливает тарифы с согласия Жогорку Кенеша, признавалась утратившей силу.

Постановлением правительства от 14 ноября 2014 года № 650 для разделения функций по формированию политики, развития топливно-энергетического комплекса, обеспечения независимости отраслевого регулирующего органа было образовано Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при правительстве Кыргызской Республики на базе Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и  промышленности КР.

На сегодня ГАРТЭК осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Из чего складывается тариф?

По данным исследования «Осведомленность и отношение общественности к энергосектору», проведенном ISR Consult, на вопрос «Из чего складывается стоимость электроэнергии?» население в равной мере отметило расходы на производство, техобслуживание и оплату труда (29%, 27%, 26%). Авторы исследования сделали вывод, что население понимает, что стоимость электроэнергии включает не только расходы на ее производство, но также и другие затраты, и надбавки. Но при этом, 51% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос:

По данным Госагентства по регулированию ТЭК КР, в стоимость 1 кВт.ч электроэнергии входят такие статьи затрат, как:

  1. Выработка электроэнергии, в том числе: на ГЭС, на ТЭЦ,

  2. Передача

  3. Распределение

  4. НДС и НСП

  5. Технические потери

По данным ГАРТЭК КР, стоимость 1 кВт.ч электрической энергии с 2014 по 2018 годы (сом/кВт.ч) составила:

Наименование статьи затрат

2014 год (факт)

2015 год (факт)

2016 год (факт)

2017 год (факт)

2018 год (факт)*

Выработка электроэнергии, в том числе:

- на ГЭС

- на ТЭЦ

0,55 


0,17

3,64

0,98


0,13

4,11

0,51


0,11

2,59

0,51


0,12

2,96

0,52


0,14

3,36

Передача

0,15

0,15

0,16

0,30

0,23

Распределение

0,50

0,49

0,53

0,57

0,58

НДС и НСП

0,8

0,14

0,08

0,10

0,09

Технические потери

0,15

0,22

0,11

0,13

0,12

Итого

1,44

1,98

1,40

1,61

1,55

* - данные за 2019 год пока на согласовании в ГАРТЭК.

«Стоимость 1 кВт.ч электроэнергии составила 1,55 сома в 2018 году. Кроме того, есть еще средневыставленный тариф именно по энергосектору, который за 2018 год составил 1,37 сома. Получается, дефицит тарифа — 18 тыйынов»

Главный специалист отдела мониторинга и комплексного анализа Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Бакыт Асанбаев.

Б.Асанбаев добавил, что помимо повышения тарифов на снижение дефицита средств в энергетике также повлияли уменьшение затрат в части кредитов, так как были отсрочки, также экспорт электроэнергии в 2018 году повысил доход энергокомпаний.

Вместе с тем, в ССТП КР на электрическую энергию на 2020-2022 годы правительство отмечает, что тариф для населения, установленный в размере 77 тыйын/кВтч, является социально-ориентированным и составляет лишь 47% от фактической стоимости электроэнергии по энергосистеме (затраты на выработку, передачу, распределение).

Как отмечается в брошюре «Энергетика Кыргызстана», дефицит средств в энергокомпаниях, вызванный социально-ориентированными  тарифами, ограничивает возможности по полноценной работе по модернизации и реконструкции существующих объектов энергетики и строительства новых современных энергопредприятий.

По данным Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования КР и Нацэнергохолдинга, практически по всем крупным энергообъектам страны сроки ввода приходятся на советские времена:

Наименование

Мощность

Год

Чакан ГЭС (каскад Аламединских ГЭС, Быстровская ГЭС)

38,5 МВт

1928

ТЭЦ г.Бишкек

812 МВт

1961

Уч-Курганская ГЭС

180 МВт

1961

ТЭЦ г.Ош

50 МВт

1966

Ат-Башинская ГЭС

40 МВт

1970

Токтогульская ГЭС

1200 МВт

1975

Курпсайская ГЭС

800 МВт

1981

Таш-Кумырская ГЭС

450 МВТ

1985

Шамалдысайская ГЭС

240 МВт

1992

Камбар-Атинская ГЭС-2 (1 – агрегат)

120 МВт

2010



Кроме того, общий износ оборудования объектов энергокомпаний достиг высоких показателей:

Энергокомпания

Объекты

Общий износ оборудования

ОАО «Электрические станции»

 ГЭС / ТЭЦ

79,8%

ОАО «НЭС Кыргызстана»

ПС 110/220/500 кВ

ВЛ 110/220/500 кВ

69%

36%

ОАО «Бишкектеплосеть»

Магистральные сети

Распределительные сети

81,8%

70,8%

ОАО «Северэлектро»

ВЛ/КЛ 0,4/6/35 кВ

ПС 35 (ТП, КТП 6-10/0,4 кВ)

62%

58%

ОАО «Ошэлектро»

ВЛ/КЛ 0,4/6/35 кВ

ПС 35 (ТП, КТП 6-10/0,4 кВ)

71,5%

68,7%

ОАО «Жалалабатэлектро»

ВЛ/КЛ 0,4/6/35 кВ

ПС 35 (ТП, КТП 6-10/0,4 кВ)

49,3%

46,5%

ОАО «Востокэлектро»

ВЛ/КЛ 0,4/6/35 кВ

ПС 35 (ТП, КТП 6-10/0,4 кВ)

56,7%

45,6%

ОАО «Чакан ГЭС»

Малые ГЭС

100%



Чтобы обновить имеющиеся мощности и нарастить дополнительные в энергосектор привлекаются кредиты и гранты

Долговые обязательства ОАО «НЭС Кыргызстана»

«Электрические станции»

Долговые обязательства распределительных энергокомпаний (РЭК) и ОАО «Бишкектеплосеть»

Выплаты по кредитам составят в 2020 году 5,5 млрд сомов, в 2022 году - 8 млрд сомов. Основные выплаты приходятся на 2025-2030 годы, которые будут составлять от 10 млрд сомов в год, при этом сумма реализации при существующих тарифах составляет порядка 21 млрд сомов, которая не покроет кредиты и текущие расходы, говорится в брошюре «Энергетика Кыргызстана - Энергия жизни».

При этом пик погашения кредитов уже не за горами — по графику планируется, что в 2025 году Кыргызстан выплатит 10,9 млрд сомов.

Что делает правительство?

Министерство финансов КР проводит переговоры с донорами по проведению реструктуризации внешнего долга, куда входят и займы на энергосектор.

«Мы активно взаимодействуем с Парижским клубом и двусторонними обязательствами. Постоянно находимся на связи с нашими послами в соответствующих странах. В ближайшее время к концу мая-к началу июня будут первые результаты», - говорила министр финансов Бактыгуль Жеенбаева.

Замминистра Алмаз Азимов проинформировал, что страны G20 («Большая двадцатка») сделают пролонгацию обслуживания внешнего долга развивающимся странам в среднесрочный период. «Эти переговоры начаты и мы приходим к определенному соглашению. Если решение будет ускорено, то выплаты будут сдвинуты, тогда КР пройдет пик», - рассказал замминистра.

Что касается дополнительных источников в бюджет, то правительство внесло в парламент законопроект, основной целью которого является внедрение правовой основы для экономической деятельности в сфере майнинга.

В правительстве пишут, что в сфере майнинга есть определенные сложности в контроле возникновения дохода от осуществления данного вида деятельности. Для майнинга расходуется достаточно много электроэнергии, что позволяет осуществлять контроль начисленных сумм за ее потребление.

Разработанный механизм исчисления налогооблагаемой базы исходит от данного фактора. Ставка налогообложения установлена в размере 15 % от размера затрат на электроэнергию.
Как сказали в правительстве, оценочно поступит:
- за счет налогов (бюджет) – 403,8 млн сомов в год или 33,6 млн сомов в месяц
- за счет электроэнергии – 3 186,0 млн сомов в год или 265,5 млн сомов в месяц.

Данные расчеты составлены с учетом того, что будет работать около 80 тыс. технических устройств (майнинг-ферм), которые позволяют заниматься майнингом.


Что изменили в новой тарифной политике?

В новой тарифной политике на электроэнергию тарифы для населения остались социально-ориентированными.
Как говорится в исследовании «Осведомленность и отношение общественности к энергосектору», в целом население и бизнес-сектор одинаково остро воспринимают оплату за электричество, а также повышение цен на тарифы.

В исследовании указано, что многие респонденты качественного исследования говорят о том, что тариф на электроэнергию для населения на сегодняшний день довольно низкий. Депутаты не инсценируют повышение тарифов, так как опасаются возможных волнений со стороны населения, говорится в отчете.

Эксперты выразили мнение, что прежде чем повышать тарифы на электроэнергию, необходимо искоренить коррупцию в данном секторе, а также открыто информировать население о состоянии энергосектора и распределении кредитных средств.

Новой Среднесрочной тарифной политикой КР на электрическую и тепловую энергию на 2020-2022 годы, утвержденной постановлением правительства от 27 марта 2020 года № 188, с 1 июля 2020 года тарифы на электрическую энергию будут установлены по следующим размерам:

Тарифы на электроэнергию для конечных потребителей (без учета налогов):

Группы потребителей

Ед. изм.

с 1 июля 2020 года

1

Население в т.ч.:



1.1

При потреблении до 700 кВтч в месяц (кроме населения высокогорья и отдаленных труднодоступных зон на период с 1 октября по 1 мая)

тыйын/кВт.ч

77

1.2

При потреблении свыше 700 кВтч в месяц (кроме населения высокогорья и отдаленных труднодоступных зон на период с 1 октября по 1 мая)

тыйын/кВт.ч

216

1.3

При потреблении населением высокогорья и отдаленных труднодоступных зон до 1000 кВтч в месяц (на период с 1 октября по 1 мая)

тыйын/кВт.ч

77

1.4

При потреблении населением высокогорья

и отдаленных труднодоступных зон свыше 1000 кВтч

в месяц (на период с 1 октября по 1 мая)

тыйын/кВт.ч

216

2

Насосные станции

тыйын/кВт.ч

77,9

3

Электрический транспорт 

тыйын/кВт.ч

158

4

Детские социальные учреждения интернатного типа, социальные стационарные и полустационарные учреждения для инвалидов и/или пожилых граждан

тыйын/кВт.ч

158

5

Бюджетные потребители

тыйын/кВт.ч

224

6

Сельское хозяйство

тыйын/кВт.ч

224

7

Промышленность

тыйын/кВт.ч

224

8

Прочие потребители

тыйын/кВт.ч

224

9

Субъекты майнинга (криптовалюта)

тыйын/кВт.ч

224

Повышающий коэффициент:


1,3


В новой тарифной политике сохранена норма потребления электрической энергии по социальному тарифу в объеме 700/1000 кВт.ч в месяц.

В ГАРТЭК КР назвали следующие причины:

1) экономия населением электроэнергии;

2) снижение дефицита денежных средств;

3) снижение количества аварийных отключений;

4) ожидаемый дефицит электроэнергии.

В августе 2019 года глава Нацэнергохолдинга Айтмамат Назаров говорил, что из 1 млн 200 тыс. абонентов населения 82% — около 1 млн абонентов потребляют в пределах 700 киловатт, то есть платят по 77 тыйынов. Только 18% превышает этот лимит – платят по 2 сома 16 тыйынов. Население научилось экономить, отмечал А.Назаров.

Основные изменения в тарифной политике:


1. Установление тарифов на электроэнергию для детских социальных учреждений интернатного типа (детдомов) на уровне тарифов для электрического транспорта 1,58 сома за 1 кВт.ч;

2. Установление отдельных тарифов на электроэнергию для общественных заправок электрического транспорта на уровне 1,58 сома за 1 кВт.ч;

3. Установление для субъектов майнинга криптовалюты повышающего коэффициента при расчете тарифов на электроэнергию:На весь год коэффициент — 1,3 (тариф = 2,91 сома за 1 кВт.ч, без учета налогов).

Обоснование ввода коэффициента: 1) Компенсация дополнительных затрат для обеспечения энергомощности. 2) Возможность покупки э/э у субъектов ВИЭ по повышенному тарифу, с учетом коэффициента 1,3.

Говоря о повышающем коэффициенте для субъектов майнинга в новой тарифной политике Б.Асанбаев пояснил, что этот повышающий коэффициент как раз таки взят из закона о ВИЭ, где коэффициент равен 1,3.

Таким образом, тариф для населения не изменился и остался социально-ориентированным.
Напомним, еще в октябре 2019 года правительство приняло решение не повышать тарифы на электроэнергию. Как говорил первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов, ранее правительство говорило о том, что пока не будет реформы, тарифы на электроэнергию не изменятся.

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
Популярные

up

×