Сколько переплатит клиент при отсрочке выплат? Отвечает банкир

14:51, 26 мая 2020Обновлено в 12:00, 27 мая 20209 400

Tazabek - Когда люди брали кредиты в коммерческих банках на свои нужды, они не предполагали, что вирус, который распространился на большую часть мира, оставит их дома и лишит большей части доходов. Кыргызстан впервые столкнулся с такой ситуацией, когда пришлось вводить режимы ЧП и ЧС, закрывать виды экономической деятельности, ограничивать людей в их перемещении и в действиях.

Национальный банк постановлением от 18 марта запретил комбанкам начислять и взимать штрафы за несвоевременное погашение кредитов и рекомендовал предоставить заемщикам отсрочку по выплате основной суммы и процентов по займам сроком до 3 месяцев.

«На сегодняшний день 90 тыс. кредитов были реструктурированы на 58,1 млрд сомов. Это еще не предел, потому что многие клиенты банков не имеют доступа к передвижению и эта работа будет продолжена. 58 млрд сомов – это больше одной трети всех кредитов», - сказал 12 мая председатель Национального банка КР Толкунбек Абдыгулов, отчитываясь в парламенте.

Большая часть заявок была подана именно в марте-апреле. Часть граждан временно потеряла источник дохода из-за введенных ограничений, а часть не смогла добраться до банка или терминала, где можно было бы оплатить.

Так как в сельских регионах освоение цифровых каналов, таких как электронные кошельки или карточки, остается на низком уровне, ограничения по передвижению стало серьезным барьером для погашения.

В числе тех, кому особо понадобилась отсрочка, оказались продавцы скота, торговцы на вещевых рынках и в магазинах бытовой техники, парикмахерские, таксопарки, туризм, ресторанный бизнес, различные виды услуг. Также заявки подавали швейные цеха, которые не успели в сезон сбыть свои швейные изделия и оказались в убытке.

Своевременные выплаты и социальная ответственность

При этом в банках отмечают, что несмотря на сложности, которые возникли у заемщиков, примерно 30% заемщиком продолжают погашать свои обязательства. Вовремя оплаченные средства по кредиту дают возможность банкам выдавать кредиты другим заемщикам на развитие их бизнеса и погашать обязательства по депозитам. Это такой своеобразный вклад в общество. Заемщики, оплачивающие свои обязательства своевременно, обеспечивают движение денег в экономике и стабильность.

Клиентов, которые имели возможность платить и продолжали делать это своевременно в период кризиса, банки, как правило, не забывают, и в последующем увеличивают их статус в своем внутрикорпоративном рейтинге, предоставляя бонусы и кредиты без залога.

«Вообще, когда человек берет кредит, то ему невыгодно его не оплачивать согласно своему графику погашений. Только при форс-мажроных обстоятельствах имеет смыл идти на пролонгацию или изменение графика», - сказал экономист Алмаз Сарыбаев.
По его словам, большинство заемщиков не хотят рисковать своей кредитной историей, репутацией и имиджем, чтобы потом не попасть в черный список и дальше не иметь доступа к заемным средствам.

Что говорят в кредитном бюро об отсрочках?

В кредитном бюро «Ишеним» рассказали Tazabek, что, по требованию Национального банка Кыргызской Республики, в кредитных историях заемщиков, которые пострадали от введения в действие ЧС и ЧП во время пандемии коронавируса, появляется специальная информация об этом.

Эта информация, в первую очередь, важна для того, чтобы при выдаче своих ресурсов банки и микрофинансовые организации при изучении кредитной истории потенциального заемщика, могли учесть, что его бизнес/работа пострадал из-за воздействия пандемии коронавируса.

В одном из банков так прокомментировали изданию информацию бюро: Банки при такой отметке в кредитной истории будут более тщательно рассматривать предоставление средств клиентам, учитывая обстоятельства: пострадал ли бизнес и доходы, или же человек злоупотребил ситуацией. Однако тот клиент, который платил даже, будучи в карантине, не будет подвержен в будущем излишней проверке и оценке рисков, потому что он уже продемонстрировал ответственность и наличие у него стабильного бизнеса и дохода.

За отсрочку надо платить

Национальный банк 28 апреля опубликовал официальное сообщение, в котором говорилось, что так называемые «кредитные каникулы» не означают приостановление начисления процентов на основную сумму. Рекомендация Национального банка четко регламентирует предоставление отсрочки по выплатам основной суммы и процентов, но начисление процентов на основную сумму не может приостанавливаться в связи с существующими обязательствами коммерческих банков.

«Некоторые клиенты восприняли отсрочку так, будто 2-3 месяца «замораживаются» и их нет в истории, а ты начинаешь платить с июня- июля в той же форме, как это предусматривалось графиком. Но за отсрочку надо платить. Это время, а время, это деньги. Необходимо отметить, что в этот период банкам надо содержать свои офисы и штат, оплачивать свои обязательства по депозитам и другим привлеченным ресурсам, т.к. банки занимают средства на внешних рынках», - сказала Tazabek кредитный эксперт одного из комбанков Айнура Улумова.

Другими словами, за то, что вы держите деньги на руках, необходимо заплатить.

Сколько же клиент переплатит в итоге?

Для того, чтобы разобраться, сколько же заемщик переплатит в случае, если решит отсрочить на 3 месяца свои выплаты, мы попросили Айнуру сделать небольшие расчеты, взяв за пример какую-нибудь ситуацию, где, получив отсрочку по выплатам, срок кредита не продлевается.

Переплата

Выходит, что отсрочка обходится дороже клиенту, и если нет такой экстренной необходимости, то лучше оплатить кредит вовремя.

Брать отсрочку или нет-это дело сугубо личное. Тут нужно взвесить все обстоятельства, посчитать «за» и «против». Если есть возможность не переносить сроки, то и переплачивать незачем. При этом сохранить сильный кредитный рейтинг и внести свой вклад в экономику страны.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: