• 06:35
  • 29 марта 2024
  • Пт

Топливный рынок ЕАЭС:

Горючий вопрос для импортозависимого Кыргызстана
14:26, 28 сентября 20198847

Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз 12 августа 2015 года. С этого момента он стал одним из звеньев большой интеграционной цепи. На повестке дня стояло и стоит множество вопросов: от 4 видов свобод до создания единых рынков на пространстве союза.

Предполагается, что в результате интеграционного процесса ЕАЭС должен превратиться в зону, где свободно перемещаются товары, услуги, финансы и трудовые ресурсы, бизнес имеет множество возможностей, все процедуры прозрачны, а барьеры исчезли как класс. Для Кыргызстана же в этом процессе важно получить не только преференции членства в союзном объединении, но и стать менее зависимым в топливном вопросе.

На данный момент Кыргызстан не может самостоятельно покрывать потребность населения в ГСМ, а потому полностью зависит от импорта нефтепродуктов. Создание на пространстве ЕАЭС единого рынка нефти и нефтепродуктов облегчит Кыргызстану доступ к закупкам, позволит выбирать поставщиков, а также подтолкнет к развитию и улучшению собственного производства.

Единый рынок нефтепродуктов

Создать единый рынок нефти и нефтепродуктов на просторах ЕАЭС планируется к 2025 году. К этому времени стороны должны разработать правила торговли нефтью и нефтепродуктами, включая правила проведения биржевых торгов и единые правила доступа к системам транспортировки.

По плану, развитие общего рынка будет способствовать укреплению международного сотрудничества стран ЕАЭС с участниками мирового рынка энергетических ресурсов, приведет к экономическому развитию стран союза, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров ЕАЭС на мировой арене. Прийти к единому рынку нефти и нефтепродуктов планируется в 3 этапа.

I этап — 2018-2021 годы

Создание организационной и методической основы формирования общего рынка и гармонизация законодательства


II этап — 2021-2024 годы

Подготовка и согласование проекта международного договора о формировании общего рынка ЕАЭС


III этап — до 2025 года

Вступление в силу международного договора о формировании  общего рынка ЕАЭС

Ключи от рынка для Кыргызстана

Процесс подготовки документальной базы находится в самом разгаре. Коллегия ЕЭК уже утвердила Порядок представления государствами-членами ЕАЭС информации в электронной форме в рамках формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. На портале союза будет публиковаться информация об основных производственных показателях, оптовых ценах на нефть и нефтепродукты, тарифах на транспортировку, международных договорах, методиках формирования тарифов на услуги по транспортировке.

Однако для Кыргызстана при создании единого рынка нефти и нефтепродуктов первостепенна подготовка к вступлению в силу технических регламентов в отношении импорта и производства нефтепродуктов. На данный момент результатов, как таковых, нет.

Кыргызстан должен был с 12 августа 2019 года перейти на техрегламенты ЕАЭС, согласно которым импортировать можно топливо классом не ниже К4 и К5. Еще 2 года выделялось на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Но в июне 2019 года Министерство экономики попросило продлить сроки вступления регламентов и ЕЭК одобрила прощение.

«Будут действовать старые советские ГОСТы, которые позволяют «заходить» на рынок внеклассовому топливу»

Исполнительный директор Ассоциации
нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов

В свою очередь Министерство экономики объясняет такой шаг поддержкой отечественных производителей нефтепродуктов, так как имеется риск, что к 2021 году все требуемые преобразования не будут завершены. Сейчас 7 НПЗ страны ищут инвесторов для модернизации производства.

«Если наши предприятия не успеют завершить трансформацию производства в срок, это может привести к их остановке, потере рабочих мест и снижению налоговых отчислений в республиканский бюджет», - пояснил заместитель министра экономики Эльдар Алишеров.

Экспорт и свои скважины

Нефтепродукты, производимые на НПЗ Кыргызстана, сейчас не могут поставляться на рынок стран, где уже работают новые техрегламенты ЕАЭС. Предприниматели пока могут пускать в оборот топливо К2 на территории Кыргызстана, оформив сертификаты соответствия, или же продавать в те страны, где разрешен этот класс, но отправлять его в Россию и Казахстан нельзя.

«Заводы продают топливо класса К2 в Таджикистан и Афганистан»

Для изменения ситуации с экспортом необходимо снова вернуться к вопросу модернизации НПЗ. Но и после перевооружения оборудования и начала производства топлива К4 и К5 заводы в первую очередь будут обеспечивать внутреннюю потребность. Таким образом, на первом этапе после создания единого рынка нефти и нефтепродуктов Кыргызстан так и останется импортером нефтепродуктов, но юридически получит право на экспорт в страны союза и основу для дальнейшего развития.

«У нас есть нефтяные скважины. Если провести модернизацию и наладить добычу, то можно полностью перекрывать собственную потребность. Так Кыргызстан сможет стать менее зависимым от соседей. Однако сейчас первостепенно наладить импорт», - К.Эшатов.

Импорт, основанный на балансе

Из всего вышесказанного выходит, что с созданием единого рынка нефти и нефтепродуктов Кыргызстан в первую очередь заинтересован в облегчении процесса импорта топлива.

Составлять индикативный баланс Кыргызстан и Россия стали с 2016 года, то есть уже после вступления республики в ЕАЭС. По договоренности были установлены определенные объемы – квоты на беспошлинный импорт топлива, которые могли корректироваться при необходимости.

Этой возможностью нефтетрейдеры пользуются каждый год. В случае, если квоты на исходе, а рынок диктует свои права, ассоциация обращается в Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования с просьбой увеличить разрешенные объемы беспошлинных поставок. Этот год не стал исключением. Нефтетрейдеры приблизились к «красной отметке» по дизельной группе.

Индикативный баланс на 2019 год:

бензин – 460 тыс. тонндизтопливо – 485 тыс. тонн
авиатопливо – 100 тыс. тонн
нефть  –  50  тыс.    тонн


В год страна импортирует более миллиона тонн нефтепродуктов. Но в истории взаимоотношений России и Кыргызстана были ситуации, когда документы о беспошлинных поставках не были подписаны вовремя и кыргызстанским предпринимателям приходилось импортировать топливо на стандартных условиях. Так, 2 года назад компании ввезли примерно 130 тонн с уплатой пошлин.

В качестве еще одного поставщика топлива Кыргызстан рассматривает Казахстан, но подписание документа затягивается. Стороны постоянно вносят правки и не могут прийти к единой позиции. В ходе переговоров сокращаются и предполагаемые объемы поставок. Если в 2018 году речь шла о 500 тыс. тонн бензина Аи-92, то сейчас предлагается уже 100 тыс. тонн бензина. Но хуже всего то, что пока стороны пытаются договориться и учесть все интересы, нелегальный импорт «заходит» в Кыргызстан.

Контрабанда: Без фильтра

Контрабанда - это проблема, которая до вступления техрегламентов ЕАЭС на территории союза в большинстве случаев регулируется национальным законодательством стран-участниц. Каждое государство старается установить свой фильтр для отсева контрафакта и нелегального передвижения продукции.

Основные участники рынка считают, что за годы интеграции положение с контрабандой не изменилось, а 2019 году и вовсе ухудшилось и приобретает катастрофический характер. Предполагается, что это связано с появлением профицита топлива в Казахстане — завершена реконструкция 3 НПЗ — и снятием республикой запрета на вывоз топлива.

«Разница в цене по дизтопливу — до 10 сомов, по бензину — до 15 сомов. С января объемы контрабанды увеличиваются»

Заместитель гендиректора ОсОО «Газпром нефть Азия» по оптовым продажам Чингиз Айтмурзаев

По некоторым оценкам, по 2 видам налогов идут выпадения на 3 млрд сомов. Если взять другие налоги, то будет мультипликативный эффект.

По словам председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Эмиля Осмонбетова, для борьбы с контрабандой ГСМ надо заключить с Казахстаном соглашение, а также укрепить границы.

«С Россией подписано соглашение о топливном балансе, правительство готово подписать также и с Казахстаном»

Председатель Госкомитета Эмиль Осмонбетов

Нефтетрейдеры же считают, что вопрос контрабанды отпадет сам после создания единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, так как выгоды от незаконных поставок не будет.

Будущее Кыргызстана на едином рынке

С созданием единого рынка нефти и нефтепродуктов, как сообщают в Ассоциации нефтетрейдеров, будут не нужны индикативные балансы и дополнительные  соглашения. Компании смогу заключать прямые договоры о поставках с заводами-изготовителями в Казахстане, Армении, России.

Прийти к единому топливному рынке странам будет крайне сложно. Различия законодательства, защита собственных интересов, тонкости технического регулирования, особенности цифровой системы и многие другие вопросы отягощают процесс единения рынка. Нет пока и однозначного ответа на вопрос о том, какая роль на едином рынке будет отведена Кыргызстану, останется ли он импортозависимой страной или получит новые возможности.

«То, каким будет регулирование и каким будет объем договоренностей — предмет обсуждения стран. Сейчас преждевременно отвечать на этот вопрос. Когда мы говорим, что мы к 2025 году должны создать единый рынок, мы не должны выдергивать предшествующие этому элементы. Каждый этап интеграции возможен только после выполнения предыдущего», - сказала член Коллегии по торговле ЕЭК Вероника Никишина.

 «Нельзя строить высшие этажи, пока не готовы нижние и в фундаменте есть дыры»

Член Коллегии по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина

По ее словам, на данный момент Евразийская комиссия пришла к выводу, что есть много документов, которые приняты, но не функционируют. Для единых рынков  необходимо, чтобы документы работали во всех 5 странах. Из-за того, что документы находятся в подвешенном состоянии, начинаются изъятия и трактовки по национальному законодательству. Все это искажает рынок, приводит к проблемам для бизнеса и тормозит общий процесс.

Однако жестких мер принимать в отношении стран, которые тормозят процесс, ЕЭК не может. Это суверенные действия правительств и у ЕЭК нет прав и полномочий влиять на них.

«ЕЭК может только убеждать и уговаривать, показывать риски, привлекать внимание к проблемам, но инструментов влияния нет. Надо понимать, что пострадавшими будут все, в том числе и те, кто не был готов и старается выторговать себе переходные периоды, думая, что защищает себя. Иногда это может быть болезненно, но без перемен процветания быть не может», - завершила В.Никишина.

Закрыть  Закрыть
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

up

×