Четыре года в ЕАЭС: Швейники работают по новым правилам и заключают контракты с сетями

13:41, 27 сентября 2019Обновлено в 17:41, 27 сентября 20197 033

Tazabek - По итогам 2018 года экспорт Кыргызстана в ЕАЭС увеличился лишь на 5% за счет поставок в Россию, составив 568,4 млн долларов. По многим товарным позициям республика уменьшила объемы торговли. Это коснулось продажи минеральных продуктов (-8,2%) продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья ( -18,6%), машин, оборудования и транспортных средств (-13,2%). При этом объемы поставок текстиля, текстильных изделий и обуви, напротив, увеличились на 16%. Они, к слову сказать, составляют наибольшую долю в экспорте-32,9%.

Президент объединения юридических лиц «Легпром» Сапарбек Асанов сообщает, что в текстильной отрасли ежегодно наблюдается рост на 18-25%.

«В отрасли подъем наблюдался с 2000 до 2015 год. Определенные спады были не потому, что мы вошли в ЕАЭС, а из-за того, что изменился курс доллара по отношению к рублю и к сому. Время адаптации прошло, и с 2016 года у нас ежегодно идет рост», - пояснил он.

О том, как именно 4-летнее пребывание страны в союзе повлияло на развитие текстильно-швейной отрасли, рассказали участники рынка.

Были сняты определенные барьеры

42118.fd4ef889423b1c7216344ce447cad929

С вхождением Кыргызстана в ЕАЭС швейная продукция начала поступать на рынки стран-партнеров централизованно.

«До вхождения в Таможенный союз приходилось оформлять всю документацию, при переходе границы оплачивали НДС, проходили таможенную обработку. Вот этих всех барьеров сегодня нет. Любой участник ВЭД заключает договора и без таможенного оформления может экспортировать свою продукцию в любую точку ЕАЭС в соответствии требованием технических регламентов ЕАЭС», - говорит С.Асанов.

Изменился срок поставки

Директор швейной компании «Бермет» по пошиву женской одежды Зулайка Минбаева рассказала, что после вхождения КР в ЕАЭС, укоротился срок поставки продукции с 15 до 3-4 дней. «Этот очень хороший плюс. Раньше нужно было проходить таможенную очистку. Сейчас, так как мы находимся в составе союза, нет таких барьеров с перемещением товаров. Конечно, бывают всякие ситуации, и товар доходит и дольше 3 дней до пункта назначения», - призналась она. На фабрике работает 60 человек, больше 70% поставляется в Россию в такие города, как Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск.

Изменилась структура

Руководитель небольшого предприятия по пошиву дизайнерской женской одежды Сауле Бешенова сообщила, что за 4 года изменилась действующая схема текстильной отрасли в целом.

«Сейчас покупатель облагается косвенным налогом, это все проходит по официальным документам, полюс необходимо иметь сертификационные документы, декларации. Контроль ужесточился. С одной стороны, может быть, это нехорошо, но с другой стороны, может, привести к увеличению уровня конкурентоспособности продукта. Тот продукт, который сейчас выставляется на «Дордое», неконкурентоспособен. При осуществлении экспорта надо заполнить декларацию, транспортный документ, торговый документ, договора с вашим контрагентом. До конца следующего года будет введена еще цифровая маркировка товаров. Каждая единица товара будет отслеживаться от потребителя до производителя. Процедура становится сложнее, но получается, что мы не можем ее избежать», -добавила она.

«Это требование технического регламента. Здесь идет борьба с контрафактной продукцией. Чтобы поддерживать отечественных производителей, входящих в ЕАЭС, мы должны это делать. Здесь будет отслеживаться производитель. Возможно, возникнут какие-то трудности, потому что здесь должна быть система. Нужно определенное время для перехода к данным требованиям. Каждому производителю будет присваиваться штрих-код и QR-код. Ввести не сложно, а вот отслеживать с помощью соответствующей программы сложно. Без помощи правительства — это неосуществимые вещи», - добавил С.Асанов.

Без ЕАЭС было бы сложно

42122.2a7e65fe344f5d145badb8779441e5a3

Генеральный директор ОсОО AZiAR Fashion по выпуску женской одежды с количеством рабочих мест 50 человек Зарлык Иманкулов считает, что если бы Кыргызстан не вошел в союз, то он бы потерял свою швейную отрасль и не только.

По его словам, большая доля тех миллиардов денежных переводов мигрантов - это деньги за поставленный товар. «Не войди мы в союз, этих переводов не было бы вообще. А это бы привело к кризису в этой отрасли, в которой трудится больше 200 тыс. людей, безработица была бы повсеместной. Я думаю, что это все бы повлияло на другие сферы - стройки не работали бы, рестораны не работали, такие шикарные тои бы не проводили. В данное время текстильная отрасль тянет другие отрасли вперед. То же строительство - кто покупает недвижимость - те, кто трудится в текстильно-швейной отрасли. Ипотечные кредиты тоже берут те, кто продает на рынке «Дордой» или работает напрямую. Текстильно-швейная отрасль - это локомотив экономики Кыргызстана после Кумтора», -пояснил он.

В основном кыргызстанская продукция продается еще на рынках во всех уголках Казахстана и Российской Федерации. «Где-то в 54 городах России наша продукция продается на рынках. Я думаю, что большая доля этого сектора участвует в денежных переводах», - добавил С.Асанов.

От рынков к сетям

42204.4af265e642897ba82159df995b86688b

До вступления КР в ЕАЭС продукция в основном уходила в Россию через рынки Красноярска, Новосибирска, Свердловской области, Москвы. «Сейчас эти рынки тоже существуют, но сейчас через эти рынки продажи уже уменьшились намного, потому что напрямую выходят на производителей те же магазины, которые закупались на этих рынках. Сейчас требования в ЕАЭС ужесточились. Требуют сертификат на эту продукцию, поэтому они стараются работать с производителями напрямую. Через сайт выходят, и мы тоже стараемся рекламировать себя через сайты. Обращаются, могут ли они разместить заказ или выпускать продукцию под нашим брендом или мы можем отшить их бренд. Мы работаем с 40-50 магазинами в России. Раньше через рынки торговали в основном», - рассказал З.Иманкулов.

Он сообщил, что на его фабрике разрабатывается модель, а потом они могут шить под торговую марку российских магазинов. «Мы работаем с российскими сетями- Melon Fashion Group, там у них 400 магазинов, с SELA работали. Это из крупных сетей, а так маленькие магазины в основном. 40-50 магазинов, у них малоизвестные бренды. Новые магазины хотят работать под нашими брендами в начале, по мере развития они свой бренд разрабатывают», - поведал он о специфике.

В заключении контактов с сетями С.Асанов видит будущее отрасли. «Мы постепенно должны перейти к этой планке. В России есть соответствующий закон, что после 2019 года не должно быть стихийной торговли. Там тоже с июля 2019 года кассовые аппараты ставят, к реализаторам в контейнерах даже начали ставить. Мы должны стремиться создавать условия для того, чтобы уходить от мелких к более крупным предприятиям, чтобы они работали с сетями. Это тенденция уже наблюдается у нас в стране. Количество и качество задает потребитель. В России люди начали идти не на рынки, а в торговые сети и это тоже у нас наблюдается, поэтому мы тоже должны в этом направлении двигаться. Как раз таки мы индицировали законопроект, который до каникул депутатов Жогорку Кенеша прошел первое чтение. Мы просим, чтобы поддержали и приняли этот законопроект, где предусматривается стимулирующие меры, чтобы мелкие предприятия переходили к более крупному предприятию из ИП в ОсОО с фиксированными подоходным налогом и социальными отчислениями. Тогда мы сможем предоставлять более качественную продукцию, а конкурировать с тем же Китаем, Бангладешем, Вьетнамом нерентабельно», - пояснил он.

Вызовы для отрасли

С.Бешенова подчеркнула, что рынок сталкивается с такой проблемой как нехватка профессиональных кадров, что, естественно, влияет на конечный продукт.

«Безусловно, есть средние цеха, которые хорошо отшивают, но их единицы. Продукция пока не отвечает стандартам. Членство в союзе стало причиной задуматься над тем, что мы вообще производим и какие мы для этого основы закладываем, чтобы у нас был нормальный качественный продукт. К сожалению, то, что мы видим на рынке «Дордой», оставляет желать лучшего. Мы недавно были на выставке от турецкого посольства, приехали производители турецких тканей. После посещения рынка, они нелестно отзывались о выставленной там продукции, говорили, как можно такую продукцию продавать, и кто это покупает», -рассказала она.

Геополитическая ситуация

42903.d44248854855e0429db57fcede3b6fce

Многие предприниматели не смогли не упомянуть экономическую обстановку, которая сложилась в России. Кризис в стране, которая является основным торговым партнером, для некоторых повлек снижение продаж и уменьшение заказов.

В связи с тем, что были очень сильные сокращения бюджета в России, соответственно, снизилась покупательская способность их граждан. Прежде чем купить что-то, покупатель теперь старается тщательно изучить товар. Покупатель стал разборчивым и не хочет покупать не соответствующий его критериям продукт. Наш товар даже не идет в сравнение по конкурентоспособности с китайским товаром, рассказывает С.Бешенова.

«Сейчас объемы покупок уменьшились, но ассортимент они просят более широкий. В России, конечно, покупательская способность заинтересованного в нашей продукции клиента упала. Конкуренция и между нашими производителями существует, потому что каждый год открываются фирмы с количеством работников в 20-30 человек. Новые открытые цеха не могут конкурировать с теми, кто на рынке уже более 20 лет. Одно дело, когда предприятия открываются под определенный заказ, а когда не зная рынка, то они как открываются, так и закрываются. Тот, кто давно на этом рынке, имеет постоянных клиентов», - говорит З.Иманкулов.

Директор швейной фабрики Pique Валентина недовольна складывающейся ситуацией в отрасли.

«На мой взгляд, ничего не поменялось, стало только хуже: ткани подорожали, фурнитура подорожала, и больше ни к чему это не привело. Объемы, чтобы увеличились, такого нет, наоборот, только уменьшились. После вступления в ЕАЭС, ткани, привезенные из Китая, подорожали примерно на 1 доллар, если считать на одну единицу изделия. Заказов больше не стало», - заявила она.

Живи по правилам

42117.26c0e4306a69d9b05b091871f2db5357

Если производители швейно-текстильной промышленности будут соблюдать все технические регламенты ЕАЭС, то никаких барьеров для их продукции не будет, утверждает С.Асанов.

Для предпринимателей, которые производят швейную продукцию, стало проще пребывание на территории ЕАЭС. «В этом году мы планируем провести вторую неделю швейной отрасли, куда хотим пригласить руководителей Ассоциации ЕАЭС и подписать некий документ о совместном развитии отраслей легкой промышленности, чтобы бороться с контрафактной продукцией. Возможно, будем рассматривать совместные кооперации», - рассказал представитель отрасли.

Он считает, что сам статистический факт о том, что по экспорту продукции «сделано в Кыргызстане» именно швейно-текстильная отрасль занимает втрое место после золота, говорит о том, что данный сектор является экспорт-ориентированным и перспективным.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком