• 04:03
  • 29 марта 2024
  • Пт

Кыргызстан 4 года в ЕАЭС:

Мы идем не с той скоростью, по которой могли бы идти
18:00, 20 сентября 20194856
В этом году исполнилось ровно 4 года как Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза и стал четвертой страной из 5 стран, вошедших в интеграцию.

На сегодняшний день экономическое сотрудничество Кыргызстана со странами Евразийского экономического союза сконцентрировано, прежде всего, на России и Казахстане. При этом есть ряд отраслей для сотрудничества–  газ и нефтепродукты; горно-металлургический сектор; транспорт; энергетика; банковский сектор и страхование; сельское  хозяйство и пищевая промышленность.

По словам  руководителя центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Андрея Петросьяна, потенциал ЕАЭС для Кыргызстана далеко не раскрыт.

«Вступление Кыргызстана в ЕАЭС пришлось на не совсем благоприятный период развития мирового хозяйства в целом и стран ЕАЭС в частности. По этой причине период участия КР в ЕАЭС характеризуется некоторым замедлением показателей экономической активности, вызванным менее благоприятным внешним фоном»

Директор Центра ЕАБР
Андрей Петросьян

В то же время по информации главы Центра, несмотря на сдерживающее общее влияние со стороны внешних факторов, экспорт ключевых несырьевых товаров, таких как швейные и текстильные изделия, продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, постоянно расширяется и находит новые рынки сбыта в странах ЕАЭС, прежде всего в России и Казахстане. Торговля с остальными государствами ЕАЭС затрудняется логистическими сложностями.

«Для Кыргызстана так же важен рынок энергоносителей, который закрывается поставками из стран Союза. ЕАЭС уверенно движется к созданию единого рынка энергоносителей, что несет в себе потенциальные экономические выгоды и стабильность поставок для КР. Кыргызстан занимает достойное место среди партнёров по ЕАЭС, получая выгоды от Союза и реализуя свой экономический и трудовой потенциал», - отметил А.Петросьян.

4 свободы ЕАЭС — миф или реальность?

По словам экс-министра Евразийской экономической комиссии Данила Ибраева, Кыргызстан от вступления в Евразийский экономический союз получил возможность использования 4 свобод: свободы перемещения товаров, услуг, финансов и трудовых ресурсов.

«По первому пункту должно было быть, что товар, произведенный в Кыргызстан или законным образом привезенный в страну, смог попасть в ЕАЭС. Это касается произведенных у нас сельхозтоваров, промышленных товаров и любых других. Товары, привезенные из Турции и Китая и других третьих стран, пройдя таможенную процедуру согласно Таможенного кодекса ЕАЭС, также свободно могли бы перемещаться внутри ЕАЭС», - рассказывает экс-министр.

На сегодняшний день товар, который производится здесь, встречается с барьерами, например, непризнанием национальных сертификатов.

«Мы совсем недавно получили эквивалентность нашей системы, то есть сертификаты, лабораторные анализы, выдаваемые госорганами были бы достаточными для перемещения товаров в любую из стран ЕАЭС. По этому поводу есть 2 причины: первая причина заключается в том, что наши люди не привыкли проходить процедуру получения такого сертификата и второе — наши соседи не очень хорошо воспринимают документы, которые выдает наш орган», - рассказывает он.

Тот же товар, который приходит в Кыргызстан, импортируется, при этом кыргызстанцы и граждане других стран зарабатывают на продаже его в Казахстан и Россию. Он может проходить законным образом, но опять же нет полного доверия, что эти товары зашли согласно Таможенному кодексу ЕАЭС. Такие скандалы тоже происходят и соседи сомневаются, что товар был завезен в Кыргызстан согласно нормам. Но в данном контексте, ЕАЭС был организован на принципах взаимного доверия, что кыргызстанским таможенникам на казахстанской границе также доверяют как и казахстанским, российским и белорусским в других странах ЕАЭС, но пока в полной степени этого не удалось сделать.

Так, операторы услуг, в том числе туристические агентства, образовательные, брокерские в рамках свободы услуг должны были без дополнительной регистрации в других странах ЕАЭС осуществлять свою деятельность и получать за это деньги.

Конечно же, при этом необходимо оплачивать все соответствующие налоговые платежи, где они будут проводить коммерческие и экономические действия, при этом зарабатывать на основе лицензии, которую они получили в Кыргызской Республике. Казахстан взял по данному пункту частичную отсрочку.


«По трудовым ресурсам есть более высокая степень интеграции, но пока не подписан закон об экспорте пенсии. То есть где бы не работал кыргызстанец в России или в любой другой стране ЕАЭС, должна наполняться его пенсионная база», - отмечает Д.Ибраев.

По свободе финансов — этот фактор отсрочен и выложен в систему, которая должна создать условия для перемещения к 2025 году. Пока мало нормативно-правовых актов, которые создавали бы свободу перемещения финансов.

Жизнь без ЕАЭС:  Другой сценарий

«Если бы мы не вошли в союз, то по отношению к нам на таможенных границах Казахстана стоял бы кордон, который заставлял бы наших граждан провозить товары через таможенную очистку с доплатой разницы по ввозным пошлинам. То есть товары проходили бы хуже и проблема признания сертификатов была бы острее, чем сейчас», - сказал он.

Продолжая рассказывать о другом варианте событий, экс-министр отметил, что наши граждане в странах ЕАЭС платили бы больший налог и проходили бы через дополнительное количество документов для того, чтобы находиться в России. Дипломы граждан также признавались бы хуже и свою деятельность они осуществляли бы в худших условиях.

«Все страны союза не до конца используют потенциал 4 свобод и Кыргызстан в том числе не пользуется ситуацией, несмотря на то, что может нарастить свой промышленный, транспортный, торговый и инвестиционный потенциал. Но если бы мы не вошли, было бы намного сложнее развивать экономические отношения с нашими основными партнерами», - считает Д.Ибраев.

Мы идем не по той скорости, с которой могли бы идти

По словам экс-министра Д.Ибраева, трудно сказать, когда Кыргызстан сможет реализовать потенциал ЕАЭС.

«Мы могли бы уже это сделать, если говорить теоретически, но мы делаем не все. Кроме того, есть дисгармония в торговле с соседями. Конечно же, мы идем не с той скоростью, с какой могли бы идти», - считает он.

По информации Д.Ибраева, на сегодняшний день до сих пор не реализован проект по созданию общего рынка электроэнергии, благодаря которому могли бы закупать электроэнергию напрямую через прямые и биржевые договоренности на уровне хозяйствующих субъектов, а не на политическом уровне. К 2025 году ожидается создание общего рынка по нефтепродуктам и газу, что также предусматривает свободную покупку нефтепродуктов. Что касается финансов, то свобода перемещения финансов ожидается к 2025 году. Данный пункт предусматривает, что гражданин может брать кредиты в банке стран союза или банк может предоставлять услуги на территории другого государства ЕАЭС без дополнительных процедур.

«Вот что нас ожидает, если мы правильно сделаем, а кыргызстанский бизнес получит дополнительные условия для ведения предпринимательства», - отмечает он.

Работа над ошибками...

«Не секрет, что основной проблемой торговли Кыргызстана со странами ЕАЭС является недостаточное соблюдение технических и фитосанитарных регламентов, принятых в Союзе. Это часто становится причиной отказа в пропуске товаров из Кыргызстана на рынки России и Казахстана. Кыргызстан предпринимает эффективные шаги в этом направлении, и уже достиг определенного прогресса, но все же подобные факты то сих пор случаются», - рассказывает руководитель центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Андрей Петросьян.

По его мнению, нужно продолжить двигаться в выбранном направлении, создавая необходимую инфраструктуру для сертификации, работать с производителями на предмет необходимости соблюдения утвержденных форм документации на товары, ведь любой возврат товара на границе ведет к убыткам производителей. Также необходимо продолжать совершенствовать (совместно с партнерами по ЕАЭС) пограничную инфраструктуру, увеличивая пропускную способность пограничных переходов для эффективного перемещения товаров внутри ЕАЭС.

Все это в итоге будет способствовать формированию более благоприятных для ведения бизнеса в рамках ЕАЭС.
Он также добавил, что также Кыргызстану следует уделять внимание развитию человеческого капитала, особенно профессионального обучения рабочим специальностям с навыками работы на современном оборудовании. Квалифицированная рабочая сила, наравне с налоговыми преференциями может стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в страну, учитывая, прежде всего возможности общего ранка ЕАЭС.

«Процесс присоединения Кыргызстана к ЕАЭС был хорошо подготовленным и имел плодотворное сотрудничество всех заинтересованных сторон»

А.Петросьян

Как отметил заместитель министра экономики Эльдар Алишеров, в ЕАЭС интеграция высокого уровня, хотя и нет единой валюты, как у стран Европейского союза, но в торговом плане, движении капитала и услуг, рабочей силы, у стран полная свобода действий.

«Здесь необходимо понимать общие правила игры: мы сталкиваемся с некоторыми проблемами интеграции, каждая страна пытается помочь своему бизнесу, защитить свой рынок, выставляя какие-то протекционистские меры, которые идут вразрез с политикой договора о ЕАЭС, принципам союза. На площадке ЕЭК по обращению бизнеса и государства, при анализе и мониторинге выявляются такие барьеры, мы пытаемся устранить их, чтобы 4 свободы полноценно заработали. В декларации первая задача - устранение барьеров и ограничений. В силу обстоятельств некоторые шаги были сделаны с опозданием, например, признание нашей ветеринарной системы», - сказал замминистра.

Как отмечается многими экспертами, главной сложностью стала необходимость соответствия техническим регламентам, принятым в ЕАЭС. Это потребовало перестройки работы хозяйствующих субъектов страны и создания соответствующей инфраструктуры лабораторий и прочих необходимых институтов. Однако пройдя этот процесс, экономика Кыргызстана стала более конкурентоспособной.

«На данный момент идет планомерный рост взаимной торговли со странами Союза. Говоря об открывшихся возможностях, Кыргызстану необходимо определить свои сильные конкурентные преимущества относительно стран ЕАЭС и в дальнейшем подчинить экономическое развитие страны реализации этих преимуществ. Так, на рынках стран ЕАЭС востребована продукция сельского хозяйства, швейной и текстильной отраслей, пищевые продукты. Следовательно, стоит уделить этим отраслям особое значение. А развитие транспортной инфраструктуры повысит скорость и эффективность доставки этих товаров конечному потребителю», - считает А.Петросьян.


Закрыть  Закрыть
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

up

×