Учитывая, что Кыргызстан завозит ГСМ из России, а Евро-5 поставляется из Омского НПЗ, в случае закрытия Омского НПЗ на ремонт или модернизацию сократятся поставки, образуется дефицит топлива, что приведет к резкому увеличению цен.
Так было, например, в соседнем Казахстане осенью 2017 года, когда на Московском заводе проводился ремонт и все объемы Омского заводы были перенаправлены на Московскую область. В связи с тем, что только Омский завод производит продукт Евро-5, на рынке РК возник топливный кризис: значительно повысились цены на ГСМ. В результате были объявлены выговоры главе «КазМунайГаза», уволены его заместитель и заместитель министра энергетики РК.
И это при том, что топливный рынок РК зависит от российского топлива только на 30%, остальное — свое производство.
Кыргызстан же пока не покупает Евро-5 в больших количествах, поэтому дефицита не было.
Страна высококачественный бензин не производит, полностью завозит его их России. Соответственно, зависит от цен, устанавливаемых российскими производителями. Кроме того, по соглашению о беспошлинном ввозе ГСМ объемы топлива, ввозимого беспошлинно, также ограничены. Все это делает наш рынок ГСМ зависимым от российского и уязвимым. А повышение цен на ГСМ, как известно, неизменно влечет за собой повышение цен на продукты, товары народного потребления.
ГСМ в большом количестве используется госструктурами. Например, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики потребляет в год 122 тыс. тонн ГСМ.
Область | Дизтопливо
| Автобензин
|
Всего
| На весенне-полевые работы
| на уборочные работы
| на осенне-полевые работы
| %
| Всего
| На весенне-полевые работы | на уборочные работы | на осенне-полевые работы | %
|
КР | 92653
| 40586
| 33971
| 18096
| 100
| 29685
| 11508 | 11920
| 6257
| 100
|
Баткенская | 5058
| 3148
| 1602
| 308
| 5
| 3559
| 1968
| 1335
| 256
| 12
|
Жалал-Абадская | 13418
| 5918
| 5500
| 2000
| 14
| 3604
| 1468
| 1636
| 500
| 12
|
Иссык-Кульская | 12177
| 5993
| 5662
| 522
| 13
| 2735
| 871
| 1528
| 336
| 9
|
Нарынская | 3759
| 1962
| 1797
| -
| 4
| 462
| 225
| 237
| -
| 2
|
Ошская | 14178
| 6310
| 5448
| 2420
| 15
| 4190
| 1716
| 1512
| 962
| 14
|
Таласская | 7472
| 4528
| 2730
| 214
| 8
| 739
| 280
| 386
| 73
| 2
|
Чуйская | 36591
| 12727
| 11232
| 12632
| 39
| 14396
| 4980
| 5286
| 4130
| 48
|
Нынешняя средняя цена на ДТ – 36,3 сома, автобензин – 36,7 сома. Таким образом, затраты на ГСМ в сельскохозяйственной отрасли составят 4 млрд 489 млн 43,4 тыс. сомов. Переход на стандарт Евро-5 потребует больше затрат, стоимость ДТ в рознице повысится примерно на 5 сомов за литр и составит 41,3 сома за 1 л ДТ и 41,7 сома за 1 литр бензина. Итого общие расходы вырастут и составят 5 млрд 64 млн 433,4 тыс. сомов, что на 575 млн сомов больше.
Далее эти все расходы будут переложены на стоимость готового продукта, что вызовет инфляцию минимум на 10%. Будут ли в таком случае наши продукты конкурентоспособны на рынке ЕАЭС?
Проезд в маршрутных такси города Бишкек составляет 10 сомов, при средней цене за ДТ – 36,3 сома, а при переходе на стандарт Евро-5 цена проезда составит минимум 12 сомов, т.к. средняя цена за 1 литр ДТ вырастет до 40,9 сома.
Цены на продуктовую корзину также вырастут минимум на 10%. Динамика цен на продукты, как видно из графиков НСК КР, повторяет динамику цен на ГСМ.
Учитывая вышеизложенное, политика властей, направленная на преждевременное ограничение оборота ГСМ на кыргызстанском рынке, отрицательно скажется как на топливном рынке, так и на экономике республики в целом.
Мнение независимого аналитика Батырхан уулу Аската.