Чингиз Айтмурзаев: Рынок ГСМ и проблемы экологии

10:30, 30 мая 2017Обновлено в 17:20, 30 мая 201728 649
Чингиз Айтмурзаев: Рынок ГСМ и проблемы экологии — Tazabek

Tazabek - О новых стандартах автомобильного топлива, экологии и состоянии рынка ГСМ в Кыргызской Республике в интервью АКИpress рассказал заместитель генерального директора компании «Гaзпрoм нeфть Aзия» Чингиз Айтмурзаев.

– Чингиз Ташмурзаевич, в конце прошлого года вы сократили число АЗС, работающих под брендом «Гaзпрoмнeфть», до 38-ми, сосредоточившись на работе в премиальном сегменте. Как, спустя более полугода, Вы оцениваете результаты?

– Действительно, наша компания с прошлого года сконцентрировалась на поставках высококачественного топлива экологического класса Евро-5 и топлива с улучшенными характеристиками G-Drive. Таким образом, мы первыми в республике поддержали общемировой тренд розничного рынка ГСМ - это высокое качество и экологичность топлива, а также предоставление комплексных услуг на заправочных станциях. Думаю, что говорить о результатах нового направления несколько преждевременно. Для реализации задач, которые мы поставили, нужно время. Мы не в погоне за сиюминутной выгодой и сверхприбылью, для нашей компании социальная ответственность – не просто слова, а ежедневная работа. Несмотря на то, что финансово-экономические показатели I квартала 2017 года оказались скромнее, чем мы ожидали, мы убеждены, что сделали правильный выбор. И тот факт, что большая часть наших клиентов поддержала нас, свидетельствует об этом. Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить наших клиентов за поддержку, за сознательный выбор в пользу качества и защиты окружающей среды.

– В чем основные преимущества топлива экологического стандарта Евро-5?

– Прежде всего, тенденция к повышению качества, и главное, безопасности автомобильного топлива уже не первый год уверенно развивается во всем мире. Ужесточаются требования к чистоте и качеству моторного топлива и к содержанию вредных для здоровья человека и окружающей среды выбросов в атмосферу.

Топливо экологического класса Евро-5 отличается высокой степенью очистки и, как результат, минимальным содержанием загрязняющих веществ, в том числе серы. Заправка автомобиля таким топливом позволяет в несколько раз снизить вредное влияние выхлопных газов на окружающую среду, повысить ресурс двигателя и системы очистки выхлопных газов. Таким образом, переход на топливо более высокого экологического класса не только поможет автолюбителю значительно снизить расходы на замену моторного масла и дорогостоящий ремонт, но, что самое важное, поможет сохранить экосистему страны для будущих поколений.

К примеру, топливо, соответствующее стандарту Евро-5, содержит в 50 раз меньше серы, чем бензин 2-го экологического класса. К сожалению, сегодня на рынке республики реализуются ГСМ, которые по своим характеристикам не дотягивают даже до экологического стандарта Евро-2.

– А как обстоят дела в других странах ЕАЭС? Например, у наших соседей, в России и Казахстане?

- Сначала я хотел бы прояснить, что обязательные требования к экологической безопасности автомобильного топлива в странах ЕАЭС определены Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011)». Технический регламент устанавливает минимально допустимые химические и физические параметры автомобильного бензина и дизельного топлива.

Российская Федерация начала поэтапный переход на новые стандарты топлива с 2011 года, а с 1 июля 2016 года полностью перешла на топливо класса Евро-5. Казахстан планирует полностью перейти на производство и реализацию Евро-5 уже в 2018 году.

- Раз мы являемся членами ЕАЭС, то и в нашей республике, по логике, должен действовать Технический регламент ТС?

- Насколько мне известно, в соответствии с предложением правительства Кыргызской Республики Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято решение о вводе в действие полных требований Технического регламента в Кыргызской Республике только с 12 августа 2021 года.

– Идея экологичности очень правильная, ведь уже многие граждане страны возмущаются тем, что воздух в городах загрязнен. И это становится основной причиной респираторных и бронхолегочных заболеваний. А нельзя ли было выбрать «экологичность» и при этом оставить широкую сеть заправок ««Гaзпрoмнeфть» по всей республике?

- Следует понимать, что производство экологически безопасных нефтепродуктов требует значительных капитальных вложений в модернизацию технологических процессов нефтеперерабатывающих заводов. И себестоимость таких продуктов несколько выше, чем стоимость нефтепродуктов более низкого качества. Мы понимали, что в рамках существующего государственного регулирования в части требований к качеству реализуемых в стране нефтепродуктов, стоимость нашего топлива не сможет быть конкурентоспособной на всей территории республики. В условиях когда разрешен импорт, производство и реализация низкокачесвенного топлива, а также на фоне присутствия на рынке нелегального казахстанского топлива, ввезенного контрабандным путем, востребованность в регионах республики топлива стандарта Евро-5 остается низкой. Поэтому и было принято решение сосредоточиться на эксплуатации АЗС, расположенных в тех регионах, где экологически безопасное топливо наиболее востребовано.

– Удалось ли «Гaзпрoм нeфть Aзии» удержать долю рынка после такой серьезной реорганизации? Вы ведь монополисты? Или уже нет?

– Нет, мы уже не монополисты. Сегодня в эксплуатации «Гaзпрoм нeфть Aзии» находятся 38 АЗС, работающих под брендом сети АЗС «Гaзпрoмнeфть», 3 нефтебазы и 1 база сжиженного газа. Компания занимает не более 28% всего рынка ГСМ республики.

– Если бы все заправочные станции в стране продавали ГСМ высоких классов, экология была бы лучше?

– Безусловно. Опыт стран Европейского союза, начавших устанавливать обязательные требования к экологической безопасности топлива еще в конце прошлого столетия, показал, что введение требований к уровню содержания вредных веществ в автомобильном выхлопе, а также классификация автомобильного топлива, полностью доказали свою эффективность в вопросе защиты окружающей среды. Более того, для современных автомобилей многими заводами-изготовителями изначально предписывается использование моторного топлива класса Евро-5.

– С экологией понятно. Что вообще сейчас происходит на рынке? Высок ли уровень конкуренции? Насколько серьезно, по Вашей оценке, в Кыргызстане стоит проблема неофициального ввоза горючего?

– Сегодня в стране работают более 620 АЗС, из них крупным сетевым компаниям принадлежат порядка 342 станций. Рынок нефтепродуктов в республике высококонкурентен. Потребителям предоставлена возможность выбора АЗС по нескольким параметрам, как по уровню сервиса и предоставляемых услуг, так и по качеству реализуемого топлива и отпускной цене. Считаю, что в формировании такого уровня конкуренции на рынке ГСМ большая заслуга Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве Кыргызской Республики, которое в период становления рынка нефтепродуктов в республике выбрало единственно верную стратегию рыночного регулирования.

Вместе с тем, нельзя не сказать о серьезной проблеме нелегального импорта в страну нефтепродуктов из соседнего Казахстана. По оценкам экспертов, снижение официального импорта ГСМ за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года составило около 260 тыс. тонн. Общая сумма потерь государственного бюджета по налогам может составлять порядка 1,8 млрд сомов. За этот период правительством Кыргызской Республики были проведены определенные мероприятия в целях ограничения и минимизации нелегального ввоза ГСМ в страну. Но в ситуации, когда разница в ценах на нефтепродукты в наших странах составляет 8-14 сомов за литр и существует единое экономическое пространство, полностью ограничить нелегальный ввоз видимо физически невозможно.

- Почему у нас такая большая разница с Казахстаном в ценах на нефтепродукты?

- Основных факторов несколько. Во-первых, в Казахстане имеется собственный нефтегазовый сектор. В стране работают три крупных нефтеперерабатывающих завода и еще с десяток мелких. Во-вторых, в Казахстане до сих пор существует государственное регулирование предельных розничных цен на АЗС, что постоянно приводит к дефициту ГСМ в такой нефтедобывающей стране. В-третьих, налогооблажение в Казахстане несколько отличается от нашего. Так, например акциз на импорт бензина в Казахстане составляет 4500 тенге за тонну. В пересчете на нашу валюту это получается 0,70 сома за литр. У нас акцизный налог составляет 5000 сомов за тонну или 3,7 сома за литр. В-четвертых, в Казахстане ежегодно для нужд сельхозтоваропроизводителей выделяется большой объем дизельного топлива по льготной цене. В этом году объем выделяемого топлива составляет 700 тыс.тонн. В-пятых, это текущая курсовая разница между тенге и сомом. За последние полтора года курс тенге значительно снизился по отношению к сому.

Решением вопроса было бы подписание межправительственного соглашения с Казахстаном о поставках в Кыргызскую Республику нефти и нефтепродуктов на беспошлинной основе. Это позволило бы нашим нефтетрейдерам осуществлять закупку ГСМ в Казахстане.

– Скажите пожалуйста, почему цены на АЗС «Гaзпрoмнeфть» выше, чем на других заправках.

– Резонный вопрос. На самом деле, это реальная цена за высококачественный товар на самых современных АЗС, отвечающих всем нормам экологической и промышленной безопасности. «Гaзпрoм нeфть Aзия» реализует нефтепродукты с автозаправочных комплексов, на которых нашим клиентам предоставляются дополнительные услуги. Мы содержим собственные нефтебазы и АЗС в полном соответствии с нормами безопасности, имеем парк современной бензовозной и газовозной техники, две стационарные и одну передвижную лаборатории. Кроме того, «Гaзпрoм нeфть Aзия» абсолютно прозрачная компания, которая оплачивает все налоги и сборы в полном соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При этом рентабельность нашей деятельности за последние годы не превышает 1,5%. Эти данные могут подтвердить в Государственном агентстве антимонопольного регулирования, которое проверяет нас на ежегодной основе.

Я не знаю о нюансах ценообразования в других компаниях, могу только предположить, что разница в цене с «Гaзпрoм нeфть Aзией» является для них основным инструментом для привлечения клиента.

– В последнее время представители Жогорку Кенеша часто стали поднимать вопрос подмены 92-го бензина 80-м, и в целом вопрос несоответствия цены нефтепродукта и его качества. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Мне сложно говорить о том, что и какого качества реализуется на других АЗС. Для этого существуют государственные структуры, в функционал которых как раз и входит контроль качества и количества реализуемого топлива на АЗС.

Как Вы знаете, за последние два-три года в значительной степени изменилась конъюктура местного рынка, появлялись новые импортеры топлива, заработали китайские нефтеперерабатывающие заводы в городе Кара-Балта и городе Токмок, открылись несколько мини НПЗ на базе нефтехранилищ, увеличились объемы нелегального ввоза нефтепродуктов из соседнего Казахстана. Нашему рынку пришлось принять и адаптировать достаточное количество преобразований. Возможно, это можно рассматривать в качестве решения проблемы с дефицитом ГСМ в республике, однако решение это количественное, но не качественное.

Сегодня на рынке нефтепродуктов республики без проблем можно купить как легальное топливо из Российской Федерации с предоставлением всех необходимых документов, так и казахстанское топливо, завезенное в страну нелегально. Можно купить топливо, произведенное на мини НПЗ, путем смешения (компаундирования) нескольких компонентов без дорогостоящей перегонки сырья, а можно купить на крупном нефтеперерабатывающем заводе. При этом, для большинства потребителей вопросы, связанные с качеством топлива, имеют предпоследнее значение.

В такой ситуации автовладельцам следует понимать, что сэкономив пару сомов на литре качественного топлива сегодня, уже завтра придется оплачивать дорогостоящий ремонт своего автомобиля.

- Осуществляется ли собственный контроль качества на АЗС «Гaзпрoмнeфть»?

- Уверенно могу сказать, что в сети АЗС «Гaзпрoмнeфть» реализуются высококачественные нефтепродукты класса Евро-5. Это касается и высокооктановых бензинов, и дизельного топлива. На наших АЗС и нефтебазах под каждый вид ГСМ выделен отдельный резервуар. В компании внедрена внутренняя система контроля качества. В этой системе работают 2 стационарные лаборатории при нефтебазах, одна мобильная лаборатория и группа мобильного контроля, осуществляющие сбор и анализ проб на всех этапах товаропроводящей сети, от нефтеперерабатывающего завода до топливораздаточной колонки. Помимо этого, осуществляется постоянный контроль со стороны соответствующего подразделения материнской компании ПАО «Гaзпрoм нeфть». Ежеквартально к нам приезжает комиссия, которая осуществляет экспертизу автозаправочных станций.

Наша центральная лаборатория контроля качества нефтепродуктов, расположенная в г.Кант, является единственной аккредитованной кыргызстанской лабораторией, вошедшей в Единый реестр Таможенного союза. Компания инвестировала в нее более 30 млн сомов на приобретение современного лабораторного оборудования. Кроме того, в начале 2017 года нами был приобретен спектроскан SWD-3 стоимостью 7 млн сомов, позволяющий определять экологический класс топлива. В целом, инвестиционная программа на 2017-2018 гг. предполагает дополнительные инвестиции в модернизацию системы контроля качества нефтепродуктов на сумму более 20 млн сомов.

Беседовала Бермет Сагынбекова.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Авторизация / Регистрация

выш выбор: год (8950 сом)

Мобильное приложение Tazabek: