Ведомства через систему Центра «единого окна» выдали более 19 тыс. документов, из них около 16 тыс. использовали ГТС, - гендиректор ГП А.Усенбаев

Ведомства через систему Центра «единого окна»  выдали более 19 тыс. документов, из них около 16 тыс. использовали ГТС, - гендиректор ГП А.Усенбаев — Tazabek

Tazabek - Результатом работы Центра «единого окна» стало то, что в 2015 году ведомства через систему выдали более 19 тыс. электронных разрешительных документов, из них около 16 тыс. – были использованы таможенными службами для дальнейшей работы. Об этом сказал генеральный директор ГП «Центр «единого окна» в сфере внешней торговли» при Министерстве экономики Азамат Усенбаев в ходе конференции «Национальное «единое окно» - текущее состояние и перспективы развития – 2016» на Иссык-Куле.

Конференция ставит своей целью информировать представителей стран ЕАЭС и СНГ, представителей государственных органов и бизнеса об основных этапах развития и достигнутых результатах «единого окна» в Кыргызской Республике, продемонстрировать наработки по концепции и архитектуре модели национального механизма «единого окна», а также получить обратную связь и рекомендации от участников конференции по разработанным продуктам и концепции дальнейшего развития «единого окна». Кроме того конференция является частью проекта поддержки «единого окна» в Кыргызстане, который финансируется Азиатским Банком Развития, подрядчиком выступает английская компания Crown Agents.

В ходе мероприятия обсуждались концепция и архитектура модели национального механизма «единого окна», актуальные вопросы и проблемы адаптации механизмов «единого окна» в рамках вхождения Кыргызской Республики в Таможенный союз. Представители ЕЭК, стран ЕАЭС и СНГ поделились опытом внедрения и развития механизма «единого окна» в своих странах.

В конференции принимали участие представители государственных органов Кыргызской Республики, представители бизнеса по вопросам развития и внедрения модели национального механизма «единого окна», представители стран ЕАЭС.

WP_20160929_09_31_32_Pro

По словам гендиректора, объем выданных электронных разрешительных документов системой «единого окна» составляет примерно 10-12% от общего числа документов выдаваемых ведомствами в бумажном формате, такое количество операций для первых лет эксплуатации системы является хорошим показателем. Мировой опыт показывает, что, как правило, в первый годы подобные системы охватывают не более 2-3%.

«Единое окно» в сфере внешней торговли – механизм, позволяющий участникам ВЭД представлять стандартизованные документы через единый пропускной канал в целях выполнения требований, касающихся внешней торговли, то есть сокращение административных барьеров при подготовке необходимых для таможенного оформления документов путем создания механизма обмена информацией между заинтересованными сторонами. Отличается от других «единых окон» тем, что наше ЕО связано с выдачей документов на осуществление внешней торговли и объединяет более 10 ведомств, а другие ЕО как правило это внутриведомственные ЕО рассчитанные только на одно ведомство. Для объединения этих ведомств создана Информационная система «единого окна» – TULPAR-SYSTEM», - сказал он.

Как сообщил глава Центра, на сегодняшний день к системе «единого окна» в сфере внешней торговли вовлечены более 10 государственных и иных ведомств осуществляющие выдачу разрешительных документов, связанных с внешнеторговой деятельностью, такие ведомства как:

- Министерство экономики;

- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства;

- Государственное агентство связи;

- Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники;

- Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- Государственное агентство автомобильного и водного транспорта;

Республиканский центр сертификации в строительстве при Госстрое;

- Бишкекский центр испытаний, сертификации и метрологии Центра стандартизации и метрологии;

- Торгово-промышленная палата;

- Государственная налоговая служба;

- Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР;

Также на текущий момент в TULPAR-SYSTEM интегрированы пять частных органов сертификации продукции, такие как:

- Сертификат Перспектива;

- Стандартсертик;

- Сертификат Экспресс;

- Сапат-Тест;

- ОАО «Хлебная инспекция».

Особенность работы системы TULPAR-SYSTEM от традиционной системы заключается в:

- Сокращении времени и затрат при оформлении документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- Подаче заявки в несколько ведомств одновременно;

- Подаче заявки удаленным способом, не выходя из офиса/дома, через интернет;

- Сборе, хранении, регистрации и передаче документов в электронном и бумажном формате;

- Формировании доверенности участником ВЭД в случае представителя (например, для брокеров);

- Формировании до 33 видов разрешительных и иных документов;

- Легкости интеграции и подключения с другими органами;

- Создании папки таможенного оформления с разрешительными документами для передачи в информационную систему Гостаможенной службы.

WP_20160929_09_32_14_Pro

«В связи с вступлением КР в ЕАЭС стоит большая задача развития, и модернизации ИСЕО как части национального сегмента Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза. В связи с чем на единой таможенной территории ЕАЭС происходят процессы создания единого информационного пространства в сфере внешней и взаимной торговли. ИИСВВТ будет включать в себя совокупность национальных информационных систем государств–членов ЕАЭС. Наша система должна стать частью национального сегмента этой глобальной системы, так как информационные потоки, проходящие через ИСЕО покрывают большую часть данных, требуемых для организации обмена данными и документами в электронном формате между государствами-членами ЕАЭС по основным видам государственного контроля в области внешней и взаимной торговли. Функционирование ИИСВВТ в том числе предполагает, что все разрешительные документы на осуществление внешнеторговых операций (лицензии сертификаты разрешения и так далее) должны быть доступны в электронном формате в стандартизированной форме для соответствующих органов всех стран участниц объединения», - сказал А.Усенбаев.

По информации руководства Центра, к концу 2016 года запланировано завершение пересмотра архитектуры программного обеспечения - это должно обеспечить ее стабильную работу, будет внедрена усовершенствованная система платежей, которая позволит пользователям системы производить оплату услуг вовлеченных органов различными способами удобные для него, будут произведены доработки функционала системы с учетом требований ЕАЭС, а также другие доработки направленные на улучшение системы с точки зрения пользователя.

«В целом, к 2018 году мы должны обеспечить эффективное функционирование информационной системы «единого окна» в сфере внешней торговли», - отметил гендиректор Центра.

Он добавил, что внедрение механизма «единого окна» и функционирование ИСЕО принесли ощутимые выгоды. По данным ГТС, общее количество запрашиваемых элементов данных сократилось с около 1 тыс. до 129. В ИСЕО ежедневно генерировалось 90-100 электронных документов, из которых в среднем 40-50 документов использовались для таможенного оформления. На сегодняшний день в рамках ИСЕО взаимодействуют более 10 государственных и иных организаций и к ИСЕО подключены пять частных органа по сертификации продукции, которые вовлечены в выдачу 33 разрешительных и иных документов для осуществления внешнеторговых операций.

«Самый главный успех – это то, что мы смогли обеспечить понимание всех участников процесса о необходимости внедрения принципа «единого окна»», - считает он.

Как считает заместитель министра экономики Эльдар Абакиров, здесь выиграет государство, которое становится более открытым и прозрачным и плюс для предпринимателей в том, что они выигрывают время. Переход на электронный документооборот однозначно сокращает коррупцию в ведомствах. Если раньше за каждой бумажкой и подписью предприниматель шел к чиновнику, то сейчас контактов с госслужащими становится меньше.

«Конечно, изначально все это было заложено в концепции создания «единого окна», она разрабатывалась на основании различных норм международных институтов ООН, ВТО, ВТамО. Данные меры соответствуют положениям международной торговли и политики таможенного управления, зафиксированным в Киотской конвенции», - сказал он.

Как отметил замминистра, информационная система «единого окна» Tulpar System позволяет отслеживать только внешнеэкономическую деятельность, связанную с импортом и экспортом товаров подпадающих под НТМР (нетарифные меры регулирования). Для того чтобы увидеть более полную картину внешнеэкономической деятельности отечественных предпринимателей нужно чтобы все виды разрешительных документов выдавались через ИСЕО. Только достигнув этого мы сможем говорить о каком то анализе и тенденциях, на основе данных полученных из ИСЕО.

«В Казахстане есть проект электронного правительства, э-лицензирования, но системы «единого окна» во внешней торговле пока нет. В Таджикистане реализуется проект «единого окна». Кыргызстан получил достаточный опыт во время внедрения системы, поэтому нам нужно делиться им с нашими партнерами по ЕАЭС и ближайшими соседями, где «единое окно» внедряется или только предстоит. Мы планируем, что у нас будет система, которая станет частью масштабного проекта по электронному правительству. Все процессы необходимо завершить к концу 2017 года. К электронному правительству присоединятся системы таможенных органов, финансов, госзакупок и другие», - считает Э.Абакиров.

В поддержку принципа «единого окна» высказалась и представитель Евразийской экономической комиссии Динара Секербаева. По ее словам, принцип единого окна эволюционирует.

«Тот уровень и работа, которые нам сегодня продемонстрировали и государственные органы, и ваш Центр «единого окна», Краун Эдженси, они, конечно, очень достаточные. Это - тот базовый этап, то с чего стартует развитие механизма единого окна. Чем больше вовлеченных госорганов и представителей бизнес сообщества, когда мы говорим о необходимости обеспечить переход на электронный документный оборот, тем перспективнее базовые фундаментальные предпосылки для дальнейшего развития механизма единого окна. Сегодня в КР эти элементы реализованы. По сути понятие единого окна, оно - разное и в каждом государстве. Они работают где-то локально, каждая информационная система отдельного государственного ведомства работает, частные интергируются с центром Единого окна. Это - тоже развитие, это - тоже модель и она имеет право на жизнь. Но механизм единого окна он развивается дальше, помимо интеграции с системами государственных органов, есть еще интеграция бизнес-сообщества, транспортного сообщества, логистических центров. Я думаю, что дальнейшее развитие будет иметь место, и мы увидим перспективные шаги. Конечно же, это - большое достижение тот опыт, который сегодня есть. Когда мы собираемся в масштабе пяти государств, мы всегда отмечаем успехи Кыргызской Республики, что сегодня система единого окна, с его оператором уже существует, есть проблемы на законодательном уровне, есть проблемы с вовлечением, с рисками, но это - вещи решаемые, где-то функциональные, где-то организационные, правовые. Я думаю, что успех будет гарантирован», - сказала она.

Руководитель проекта «Единое окно» Crown Agents Патриция Барретт добавила, что у компании богатый опыт в сфере упрощения торговли и развития единого окна.

«Мы работали с большим количеством разных организаций по всему миру, оказывая консультационные услуги в рамках программ разработки систем единого окна», - сказала она.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Авторизация / Регистрация

выш выбор: год (8950 сом)

Мобильное приложение Tazabek: