Изменения в тарифной политике соцстрахования, в чем логика?

14:30, 28 июня 20165 989

Tazabek - О сути законопроекта о тарифах страховых взносов, разработанного Социальным фондом Кыргызской Республики, в интервью рассказал первый вице-премьер-министр КР Мухамметкалый Абулгазиев.

- В чем принципиальная разница между законопроектами, отстаиваемыми фракцией «Бир бол» и правительством Кыргызской Республики?

- Прежде чем начать разговор по законопроекту о тарифах страховых взносов, хотелось бы поделиться вот чем. Делая обзор международного опыта в пенсионном обеспечении, мы натолкнулись на главенствующий принцип работы пенсионной системы Швеции: «В Швеции политически и финансово устойчивая пенсионная система, основанная на соглашении между политическими линиями партий». То есть в этой стране существует своеобразный договор между политическими партиями о неиспользовании пенсионной системы в политической борьбе. Таким образом, пенсионная система вне политики, а значит, ее развитие последовательно, а финансовое состояние устойчиво.

- Логично, однако, Швеция является одним из мировых лидеров в области социальной защиты своих граждан. Почему мы ориентируемся на опыт западноевропейских стран?

- Конечно, Кыргызской Республике до Швеции далеко, чтобы достичь такой политической культуры и гражданской ответственности, наша страна и ее население должны еще пережить определенные этапы в своем развитии. Но двигаться в этом направлении с надеждой на рост гражданского самосознания и уровня экономической грамотности населения все-таки стоит. Так как сегодняшняя пенсионная система уже более не устраивает никого в стране, ни трудоспособных граждан, платящих страховые взносы, ни пенсионеров, получающих пенсию, ни даже сам главный пенсионный институт страны, который рискует потерять свою финансовую устойчивость, если все будет оставаться как есть. То, что реформы нужны как воздух, признают все, но по-настоящему и в полной мере осуществить их не каждому под силу. Сегодня невозможно обойтись половинчатыми мерами в реформировании, если мы хотим справедливую, и самое главное финансово устойчивую пенсионную систему, мы должны все-таки решиться на кардинальные реформы. Здесь речь идет о перспективе на 20-30 лет.

В этой связи и была разработана и утверждена Концепция развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики, при разработке которой были проведены долгосрочные прогнозные расчеты, в том числе с привлечением известных международных экспертов. Еще одной из целей создания Концепции было максимальное снижение ее зависимости от политической конъюнктуры.

Хочу отметить, что государственная система социального страхования должна быть максимально независима от политических изменений в стране и зависеть только от объективных демографических и экономических факторов. Как и Национальный банк ведет максимально независимую от политической конъюнктуры денежно-кредитную политику, так и Социальный фонд должен вести независимую пенсионную политику в стране.

- Каковы основные концептуальные направления новой Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики?

- Концепция развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики была разработана в целях реализации задач, поставленных в Национальной стратегии устойчивого развития КР, и утверждена постановлением правительства от 24 ноября 2014 года № 670.

Концепцией определены основные направления развития пенсионной системы республики. Совершенствованию должны подвергнуться практически все ключевые параметры действующей пенсионной системы. Это и тарифная политика государственного социального страхования, оптимизация и повышение эффективности расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение, изменения в пенсионной политике, повышение качества услуг населению, дальнейшее развитие накопительного компонента пенсионной системы. И это еще не весь перечень, как вы можете судить, документ действительно объемный и предполагает достаточно ощутимые реформы. И все эти реформы направлены на повышение эффективности и справедливости действующей пенсионной системы.

Одним из основных направлений в соответствии с утвержденной Концепцией реформ является относительное выравнивание тарифной политики пенсионного страхования. Все эти годы происходило перераспределение пенсионных средств от организованного сектора в пользу неорганизованного, от городского населения в пользу сельского. Возможно, в первое время после обретения независимости это в какой-то степени и было оправдано, потому что зачастую приоритет отдавался всеобщности выплат пенсий, а не справедливости начисляемого, в зависимости от вклада в пенсионную систему, размера пенсии.

Однако, пусть и небольшими темпами, но наблюдается развитие как сельского хозяйства, так и частного предпринимательства в стране, и это факт. Даже по официальным данным Национального статистического комитета, валовый выпуск продукции на 1-го занятого в сельском хозяйстве за последние годы вырос почти в 3 раза. Тогда как фиксированные тарифы в размере базовой ставки земельного налога для сельских товаропроизводителей не пересматривались с 1998 года. И только в прошлом году в рамках реализации пенсионной реформы правительством была осуществлена попытка пересмотреть эти тарифы. При этом размеры тарифов были основаны на результатах проведенных актуарных расчетов. Что такое актуарный расчет? Это сложные математические расчеты на основе статистического анализа, проведенные с учетом долгосрочного макроэкономического прогноза ВВП, инфляции, роста заработной платы, а также изменений демографического характера. Если сказать коротко и простыми словами, то такие расчеты делаются с целью узнать, сколько денег человек должен платить в течение всей своей трудовой жизни, чтобы получить определенный размер пенсии. В случае с тарифами для сельских товаропроизводителей расчет тарифа производился от минимального значения, то есть тарифы для них в отличие от других секторов экономики устанавливались опять же на минимальном уровне. Другими словами, даже этот тариф страховых взносов не достаточен для того чтобы сформировать самостоятельно достойный уровень пенсий, и государство со своей стороны в будущем все равно будет оказывать поддержку этим пенсионерам в виде базовой части пенсии.

В данной реформе важно то, что существенную часть своей пенсии сельский товаропроизводитель должен заработать сам. Потому что сегодня он самостоятельно зарабатывает лишь 2-3% своей пенсии, в то время как остальные 97% он получает за счет средств республиканского бюджета и пенсионных средств лиц, работающих в организованном секторе.

Снимок экрана от 2016-06-28 11:59:00

- Так в чем же принципиальная разница между законопроектами по тарифам депутатов и правительства?

- Принципиальная разница заключается в том, что Социальный фонд настаивает на привязке тарифов страховых взносов к росту среднемесячной заработной платы, при этом можно брать даже 50% от ее значения и вводить ее поэтапно, даже это не столь важно. Логичность, и самое главное экономическая обоснованность такого подхода в том, что в самом данном механизме уже будет учитываться естественный экономический рост, тогда как привязка его опять же к фиксированному значению базовой ставки земельного налога, как предлагают депутаты, практически сведет на нет всю данную реформу. Потому что даже в кризисные последние 10 лет, как Вы можете наблюдать из вышеприведенного графика, рост в сельском хозяйстве был, при этом на то, чтобы пересмотреть ставку тарифов страховых взносов, потребовалось 17 лет. Для такого рода решений всегда необходима соответствующая политическая воля. Таким образом, то, что предлагается депутатским законопроектом, то есть привязка к опять-таки фиксированной величине базовой ставки земельного налога, это всего на всего перекладывание проблемы на будущее. Такую реформу можно смело озаглавить как «один шаг вперед, два шага назад».

- Разработка самой Концепции велась открыто или келейно, внутри стен Социального фонда Кыргызской Республики?

- Правительство Кыргызской Республики в своей работе придерживается принципов открытости и прозрачности. Поэтому обсуждение Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики велось повсеместно, с привлечением представителей гражданского общества и независимых экспертов. При разработке Концепции представители Социального фонда во главе с руководителями выезжали в каждый район страны, чтобы обсудить сложившийся диссонанс в тарифной политике. Так, например, когда обсуждалась предлагаемая реформа, сельские жители задавали вопрос о якобы несправедливости привязки ставки тарифов к размеру средней заработной платы, так как они ее не получают. Но ведь не стоит забывать, что они живут на доход от реализации своей сельхозпродукции, которую в свою очередь покупают те же представители организованного сектора, то есть граждане, получающие зарплату. Если зарплата растет, соответственно, растет и потребление их продукции, если темпы роста замедляются, соответственно, меньше продукции сельхозпроизводитель сможет продать и получить доход. Таким образом, рост заработной платы влияет на получаемый им доход. Конечно, о классических законах экономики может не знать простой сельский товаропроизводитель, но отдельные эксперты, выступающие против данного проекта, как люди экономически грамотные должны были бы это понимать.

Кроме того, только в городе Бишкек было проведено 6 круглых столов с участием гражданского сектора, депутатов парламента, представителей бизнес-сообщества и независимых экспертов. Перед внесением в парламент данного законопроекта были проведены парламентские слушания в стенах Жогорку Кенеша, на которые приехали представители МСУ и местных сообществ со всей республики. Скажем честно, на нашей памяти ни один законопроект не проходил столько предварительных слушаний и обсуждений как этот. Даже было проведено независимое социологическое исследование по данному вопросу.

- Так значит, это было достаточно согласованное и продуманное решение?

- Этот шаг был необходим. И когда мы встречались с населением и объясняли почему мы это предлагаем, по большей части мы достигали понимания в необходимости повышения ставок тарифов страховых взносов.

Кроме того, хотелось бы особо отметить, что в рамках Концепции предусматриваются другие значительные законодательные изменения, которые в будущем уже не позволят перераспределять пенсионные средства, то есть каждый будет получать то, что внес в трудоспособном возрасте в свою пенсионную копилку. И первыми, кто будет получать соответственно своим взносам мизерную пенсию, как раз и будут сельские товаропроизводители, то есть это завтрашние бедные пенсионеры. Освобождая их сегодня от уплаты страховых взносов, нужно понимать, что в будущем вы также лишаете их пенсии. Будут ли они тогда благодарны за такую «медвежью услугу»?!

Они придут к государству, требуя пенсию, а государство в свою очередь будет вынуждено повышать налоги, что опять-таки отразится на экономике страны, это будет замкнутый круг. Так не лучше ли уже сегодня посмотреть прямо и смело в лицо проблеме, отбросить политические амбиции, проявить политическую волю, воспитывая в наших гражданах страховую культуру, поэтапно, медленно, но верно взращивать в своих гражданах самостоятельность и ответственность за свое пенсионное будущее.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: