Скоро придется доказывать работодателям, что ты лучше робота, - президент АУЦА Э.Вахтель

Скоро придется доказывать работодателям, что ты лучше робота, - президент АУЦА Э.Вахтель — Tazabek
Tazabek - Президент Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) Эндрю Вахтель рассказал об обучающих и стипендиальных программах университета, самых популярных факультетах, планах на будущее. Об этом сообщает пресс-служба университета.

Также он рассказал почему важно получить образование полностью и очно, а потом уже с головой уходить в работу, как образование помогает обходить жизненные тупики, и почему социологи и антропологи могут стать более востребованными, чем экономисты и юристы.

– Сколько ежегодно абитуриентов вы принимаете к себе на 1-й курс, и откуда они приезжают?

– Ежегодно принимаем около 300 первокурсников. Студентов из Бишкека и из регионов Кыргызстана в последние годы примерно одинаковое количество. Причем примерно треть студентов из регионов получают стипендию от АУЦА, то есть учатся бесплатно. Около 70% студентов АУЦА составляют кыргызстанцы, 30% - иностранные студенты. Мы намерены увеличить число последних за счет учащихся из Китая, Южной Кореи, Ирана. У нас стабильно учатся студенты из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Афганистана, в том числе за счет стипендиальных программ. За участие в этих программах идет конкуренция.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих стипендиальных программах.

– В университете действует несколько стипендиальных программ. Одна из них – NGA (New Generation Academy) – была учреждена кыргызстанцем, ныне проживающим за границей. По ней ежегодно 70 школьников из малоимущих семей, которые после школы дополнительно проучились один год при АУЦА и затем успешно сдали вступительные экзамены, учатся в университете бесплатно. Но эта программа заканчивается. Ее дальнейшее существование зависит от того, найдем ли мы новых инвесторов. Найти в Кыргызстане инвестора, готового оплатить учебу даже одному студенту, непросто. У нас есть идеи, но в любом случае программа, если продлится, будет проводиться уже не в таком масштабе.

Для студентов из Таджикистана у нас действует стипендия от Фонда Ага Хана, стипендия от американского правительства. Студенты из Афганистана практически все (около 40 человек ежегодно) учатся через программу от американского посольства в Кабуле. Есть стипендиальные программы через U.S. – САЕF (Американский центральноазиатский образовательный фонд), от Фонда открытого общества – для студентов из стран СНГ. От студентов, оплачивающих учебу, и от спонсоров мы получаем примерно одинаковые суммы.

– Из каких стран Содружества приезжают к вам учиться студенты?

– Из России – в основном этнические кыргызы, есть и русские, из Туркменистана, Узбекистана. Если брать страны ЕАЭС, то в Армении есть свой американский университет, а в Белоруссии нет. Поэтому в этом году хотим привлечь молодежь из Белоруссии, попробуем из Азербайджана. Возможно, в будущем – из Украины, но пока это сделать сложно.

Подать документы в АУЦА можно и онлайн – это касается абитуриентов, поступающих из других стран. Подробнее об этом можно узнать, зайдя на сайт вуза www.auca.kg.

«Заочного образования в АУЦА нет и не будет»

– Появится ли когда-нибудь в АУЦА заочная форма обучения? Или, например, дистанционное обучение?

– Если у тебя нет возможности учиться очно, есть прекрасные ресурсы наподобие Coursera, где можно прослушать миллион курсов по самым разным тематикам. Но если человек хочет обучаться по университетской программе, то все же стоит поступать в вуз. К тому же в университете человек участвует не только в обучающем, но и воспитательном процессе, чего не происходит при заочном обучении.

Поэтому в АУЦА никогда не будет заочного образования. Как и тех студентов, кто покупает диплом в другом вузе. В таком случае я не понимаю, чего хочет человек. Либо, если у вас есть время, вы учитесь, либо занимаетесь чем-то другим. Как можно параллельно учиться в двух разных вузах, я тоже не понимаю. То есть человек получает медицинское образование в одном университете и одновременно изучает психологию в другом? Конечно, если у вас есть время и силы, и вы уверены в себе, можно попробовать. Но это нереально.

– Могут ли поступить в АУЦА выпускники других вузов – КРСУ, КТУ «Манас» и других, чтобы продолжить у вас образование, получить второе высшее?

– Например, в Штатах университеты редко берут человека на получение второго бакалавра. Возникает вопрос: зачем вам второй бакалавр, если уже есть один? Предлагают магистратуру. И это считается вторым высшим образованием. В АУЦА, я знаю, учится одна студентка, которая поступила к нам после окончания другого вуза. Но она окончила его лет 7-8 назад. Если человек справится с нашими требованиями и будет убедителен в том, зачем ему второй бакалавр, мы его примем. Они могут попробоваться в магистратуру. Но я боюсь, что эти студенты уже «испорчены» другими университетами, и у них другие ожидания. Просто у нас совершенно другой подход к образованию. Нам важно знать и видеть, как студент управляет своими знаниями, какие он ставит перед собой вопросы, исследовательские задачи, как и где ищет информацию.

– В таком случае расскажите о магистерских программах АУЦА.

– Три года назад мы открыли программу по Центральной Азии. МВА существует давно. В прошлом году открыли направление «психология». В следующем учебном году откроем LLM – магистры по юриспруденции, а также по экономике. Возможно, появятся магистерские программы по социологии и антропологии. Через год включим еще и компьютерные технологии. Обучение длится два года.

11393338_10153332418265629_9177614928149141654_o

«Будущее – за симбиозом преподавателя и технологий»

– А что касается идеи частично использовать формат Coursera в АУЦА в процессе обучения? Планируете сами внедрять обучающие видеоролики?

– Да, мы уже начали внедрять в процесс обучения видеоролики – на разных факультетах по тем дисциплинам, где информацию нужно просто понять и запомнить. И стараемся поощрять те департаменты, которые готовы поэкспериментировать. Например, я не понимаю, как можно слушать онлайн-курс по литературе. Но вот по бухучету или истории какой-либо страны – вполне можно. Зачем преподавателю стоять перед классом и рассказывать то, что можно прочитать в учебнике, посмотреть видеолекции в Интернете, причем не выходя из дома? Для простой передачи информации, цифр, дат профессор уже не нужен. А вот для обработки и интерпретации информации – разъяснить непонятое, ответить на вопросы студентов, дать авторитетный комментарий или интересные задания, которые углубят их знания – для этого требуется преподаватель. Я думаю, за такой формой обучения – будущее.

У нас пока нет такого курса, где бы мы полностью перешли в формат видеолекций и заменили преподавателя техникой. Но думаю, со временем это придет.

– А есть ли на новшества уже какие-то отзывы студентов?

– Пока студенты не замечают этого. Они заметят, что что-то изменилось, лишь тогда, когда вместо профессора в аудитории увидят экран на стене. В Штатах провели интересное исследование. В одном университете группу студентов разделили на две подгруппы. Одним, как обычно, преподавал профессор, другие изучали тему посредством компьютера. После им дали одинаковые задания и сравнили результаты. Оказалось, что те студенты, которые работали с компьютером, поняли материал лучше. Однако те, кто изучал тему вместе с профессором, считали, что им дали более глубокие знания, и что они получили больше. Хотя объективно данные показали другое. То есть психологический аспект играет большую роль. Студенты хотят получать информацию от живого человека.

«Убеждай работодателя, что ты ему нужен»

– Что касается бакалавриата в АУЦА, какие факультеты популярны у абитуриентов?

– В Кыргызстане, как и везде, наиболее популярны те факультеты, которые дают очевидное трудоустройство. Экономика, бизнес, юриспруденция. Понятно, родителям абитуриентов, по крайней мере, где будут работать их дети, кем и какая у них будет зарплата в будущем. Убедить родителей и даже детей в том, что антропология дает такие же возможности и даже больше, очень сложно. Впрочем, в Штатах это тоже сложно сделать. Количество выпускников этих факультетов даже в лучших университетах США небольшое. В основном четверть выпускников американских вузов экономисты. Еще четверть – биологи, которые собираются поступить на медицинский факультет, потому что в Штатах это образование получают уже на базе бакалавра. Третья четверть мечтает работать юристами. Молодежь везде одинакова и все больше осознает, что в мире высока конкуренция между кадрами, поэтому ищет работу, которая, на их взгляд, гарантирует им стабильное будущее.

– И ведь конкуренция действительно высокая. Из-за переизбытка кадров, не все экономисты и юристы находят себе работу по специальности.

– Если 20 лет назад работа ждала выпускников вузов, то теперь не стоит ожидать, что тебе будут предлагать работу. Работа по объявлениям в газетах уходит в прошлое. Если у тебя есть идея, что ты хочешь и можешь делать, иди в ту компанию, которая этим занимается. Звони им, отправляй резюме, пиши. Это тебе нужна работа. Ты должен себя «продать». Убедить работодателя в том, что ты и то, что ты умеешь делать, им нужно. Самый умный, самый гибкий найдет работу. А тот, кто окончил управление бизнесом и просто ждет, что какой-то бизнесмен возьмет его на работу только потому, что он знает бухучет, не трудоустроится. Через 10-15 лет робот будет знать бухучет. И человек будет не нужен. Ты должен убедить в том, что ты умеешь делать то, чего не умеет робот.

«Наши антропологи часто работают в бизнес-структурах»

– А как же быть социологам, антропологам, к примеру? Это более специфические специальности. Где выпускники этих факультетов могут работать?

– Работодатели зачастую сами не знают, что им нужно и чего они хотят. Ты должен прийти к нему и убедить, что то, что ты умеешь, принесет ему пользу. Например, объяснить, почему люди плохо работают на заводе. «Я как антрополог могу провести такое исследование, в результате чего вы сэкономите 20% ваших денег». Работодателю это будет интересно, но он и не знал, что это ему нужно. Или, допустим, ты социолог и знаешь все про организацию труда. И сможешь объяснить это бизнесмену. Это опять-таки поможет ему вести свой бизнес более эффективно. Конечно, такой специалист будет востребован. Это более интересные предложения, чем фраза «Я окончил бизнес-управление и знаю менеджмент, маркетинг, бухучет…».

Антропология очень интересная и разнообразная академическая сфера, проводится много исследований. Наши антропологи часто находят работу в бизнес-структурах, международных организациях, исследовательских проектах. Политические антропологи могут работать для политических партий, объясняя, как увеличить число электората. Социальные антропологи хорошо разбираются в лингвистике. Антропологи могут найти работу и в качестве археологов. Мнение, что антропологам трудно найти работу, а выпускникам бизнес-управления – легко, неверно. Всем нужно искать работу.

«Образование учит обходить жизненные тупики»

– Ваши студенты могут совмещать учебу с работой?

– Многие наши студенты уже на 3-4-м курсах работают. И чаще всего – там, где проходили стажировку. Мы не можем запретить им работать. Лучше, конечно, было бы, чтобы студенты просто учились. Но финансовая реальность страны такова, что какому-то числу студентов приходится работать. Тем более если они выполняют наши учебные планы, чем они занимаются в свободное от учебы время – их право. Иногда их работа мешает учебе, часто дополняет практическими навыками. Например, наши студенты с факультета программного обеспечения быстро становятся востребованными на рынке и начинают работать уже со 2-го курса. И это для нас проблема: первые два года учебы отметки у них хорошие, на 3-4-м курсах – уже хуже. Мы даже заключили договоренность с одной местной компанией, которая хотела сотрудничать с нашими студентами, о том, что они не будут нагружать студентов работой больше определенного количества часов в неделю. Чтобы студенты могли учиться и окончить наш университет. Компания согласилась. Ее руководство понимает, что, если они хотят вырастить из наших студентов для себя сотрудников, лучше дать им возможность получить полное высшее образование.

Я понимаю желание молодежи побыстрее начать работать и зарабатывать деньги. Но мы им объясняем: образование помогает обойти тупик, в который вы рано или поздно можете попасть. Потому что образование раскрывает ум человека и помогает приспосабливаться к любым условиям, а не просто учит работать в программе, которая может стать неактуальной уже через 2-3 года.

При АУЦА построят школу

– АУЦА не стоит на месте: постоянно развивается, появляются новые программы, факультеты, мероприятия... Поделитесь планами на ближайшее будущее?

– В следующем году, надеюсь, получим международную аккредитацию бизнес-программы, потому что студенты выезжают для обучения за границу чаще по бизнес-программе, чем по какой-либо другой.

Со следующего года в АУЦА планируется открыть в партнерстве с сетью школ «Билимкана» школу. Поначалу она будет располагаться в нашем кампусе, позже по соседству с АУЦА будет построено отдельное здание. Пока она рассчитана на школьников 9-10 классов с углубленным изучением английского языка. Так вырастет поколение, уже знающее язык, выросшее на философии обучения, которая похожа на нашу. Эти школьники уже будут подготовлены к учебе у нас.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: