Юридическая клиника при АУЦА

Tazabek - Число лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, неуклонно увеличивается в силу различных причин: рост криминальных преступлений, правонарушений в гражданском обороте, нарушений работодателями Трудового и Гражданского законодательства в отношении наемных работников, в результате которых страдает в большей степени малоимущее население, не имеющее возможности оплатить услуги квалифицированных адвокатов. Об этом сообщает пресс-служба университета.

Для многих клиентов юридическая консультация — это единственно возможное средство доступа к правовой помощи. Не только из-за безвозмездности оказываемых услуг, но и потому, что в других местах (в госорганах, адвокатуре) им объективно не могут уделить много времени и внимания. В консультации это возможно, так как здесь много времени уделяют на обстоятельный подробный разговор с клиентом — опыт живого общения с «носителем социальной проблемы» часто открывает глаза на истинную природу права и смысла профессии. Одним из таких общественных приемных является юридическая клиника при Американском университете в Центральной Азии.

Директор Юридической клиники АУЦА Нуриля Исаева и старший преподаватель, арбитр Международного Третейского суда Сагын Омуралиев в ходе интервью ответили на ряд вопросов.

Первые вопросы к руководителю клиники.

- В каком году была создана юридическая клиника при АУЦА и с какой целью?

- Юридическая клиника является учебной дисциплиной, разработанной в 2003 году специально для студентов старших курсов программы АУЦА «Международное и Бизнес право» и предназначенной для достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения.

Основными целями являются: первое — совершенствование форм и методов обучения, второе — преодоление в учебном процессе разрыва между практическим и теоретическим юридическим образованием, третье — выработка у студентов профессионально значимых качеств и навыков, и четвертое — правовое просвещение местного населения.

- Скажите, кто преимущественно обращается в вашу клинику?

- Основными клиентами юридической клиники являются социально незащищенные группы населения, а именно малоимущие, пожилые люди, безработные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), а также студенты и преподаватели АУЦА.

- Какие услуги оказывает юридическая клиника?

- В рамках юридической клиники студенты-юристы под контролем практикующего юриста предоставляют гражданам консультации по различным правовым вопросам на бесплатной основе. Консультации предоставляются по следующим направлениям: гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право, административное право, международное частное право, коммерческое право и право социального обеспечения. Наши консультации не ограничиваются только разъяснением положений законодательства Кыргызской Республики, наши студенты также могут успешно защищать права и интересы граждан в судебных органах Кыргызстана.

Студенты работают под контролем руководителя – куратора. Процесс обучения строится следующим образом: студентом ведется сбор и анализ информации, детальное изучение правовой проблемы, поиск возможных решений, подготовка и оказание консультации. Основная роль куратора заключается в корректировке действий студентов, а не в инструктировании, что и как надо делать. Студент самостоятельно через собственные действия должен понять, что было ошибочно, а что верно. Обращение же к эксперту возможно лишь для проверки юридической грамотности предлагаемой консультации. Один из экспертов, который курирует работу студентов – старший преподаватель, арбитр Международного Третейского Суда Сагын Омуралиев. Следующие вопросы к нему.

- Как построен график работы студентов?

- Один раз в неделю для студентов проводятся теоретические занятия «Юридическая Клиника» (лекции), которые ведёт юрист-практик, имеющий опыт работы в юридической компании. С понедельника до пятницы, в свободное от учёбных занятий время, студенты осваивают профессию юриста в клинике на практике. Согласно графику, в период с 12:05 до 16:45 часов каждый студент 2 раза в неделю дежурит 40 или 80 минут в зависимости от учебной нагрузки. В это же время, то есть с 12:05 до 16:45 часов, в клинике каждый день находится соответствующий преподаватель – куратор, который наблюдает как работает студент с клиентом и как он/она ведут дела.

- Расскажите, как работают учащиеся, по сколько дел ведут?

- Дежурный студент принимает клиента, ведёт с ним предварительную беседу, выясняет имеющуюся правовую проблему, регистрирует клиента в компьютерной базе данных. Затем студент даёт ему на ознакомление и подпись «Уведомление», в котором описываются условия работы и принципы юридической клиники. Далее данное дело рассматривается дирекцией клиники и распределяется уже конкретному студенту в зависимости от нагрузок, возможно тому же студенту, который данное дело зарегистрировал во время дежурства. В среднем каждый студент ведёт от 2х до 4х дел в зависимости от сложности и длительности рассмотрения, подготовки документов и возможного участия в судебных процессах.

- Ваши студенты не рассамтривают уголовные дела, почему?

- Наши студенты пока ещё не имеют высшего юридического образования и диплома юриста и, соответственно, лицензии адвоката. По уголовным делам интересы сторон могут представлять тольколицензированные адвокаты, а студенты могут представлять стороны только в качестве представителейи только по гражданским делам.

- Бывают ли ваши студенты на слушаниях представителями своих клиентов?

- Да. При необходимости и по просьбе клиента по отдельным делам студенты могут получить нотариально заверенную доверенность от клиента/клиентов и защищать их интересы как с самого начала судебных тяжб, так и в начавшихся судебных слушаниях. Были случаи, когда студенты участвовали во всех трёх судебных инстанциях (рай/горсуд; областной суд; Верховный суд) и выигрывали все процессы.

- Расскажите про меру ответственности ваших подопечных.

- Во-первых, все студенты оказывают юридические услуги бесплатно, поэтому в клинику в основном обращаются малообеспеченные слои населения, что для этих людей немаловажно.

Во-вторых, по итогам семестра за освоение теоретических материалов и практическое активное/неактивное участие в деятельности клиники по работе с клиентами, а также качество ведения дел преподавателями-кураторами выставляются оценки. Это большой стимул для студентов – оценки.

- Назовите количество рассматриваемых, рассмотренных, и тех дел, которые находятся на стадии рассмотрения (месяц, квартал).

- С начала осеннего семестра в производстве юридической клиники находится 30 дел, в том числе несколько сложных, так называемых «длящихся» дел с весеннего семестра. Несколько дел уже завершены и по ним сданы отчёты.

- Расскажите про клиентов, какие люди к вам обращаются?

- Как я отметил выше, в основном к нам обращаются малообеспеченные слои населения, поскольку они не могут нанимать юристов, которым надо платить и зачастую большие деньги. Но было несколько случаев, когда обращались и состоятельные бизнесмены, которые знают цену зарабатываемым деньгам и цену оплаты квалифицированным юристам. Студенты оказывали правовую помощь и таким клиентам. Среди дипломированных практикующих юристов есть немало так называемых «чёрных адвокатов», которые только выманивают деньги у клиентов, умышленно затягивая их дела. Есть и такие горе-юристы, которые работают, как говорится «и вашим, и нашим», т.е. на «два фронта», получая мзду с обеих сторон.

- Среди них наверное есть и агрессивные?

- Юрист – профессия очень сложная. Привлекая студентов в юрклинику, мы даём им понять, что в будущем им придётся работать с разными клиентами – богатыми и бедными, с разной психологией, физиологией, воспитанием и образованием. Все клиенты не могут быть одинаковыми и так сказать «шёлковыми», что также наблюдается и в нашей клинике. За моё кураторство в течение последних нескольких лет в клинику обращались и психбольные, официально состоящие на учёте в соответствующем диспансере; агрессивные, готовые кинуться с кулаками на студентов и на куратора, а также жалобщики на имя президента АУЦА. С каждым подобным случаем мы — преподаватели тщательно анализируем ситуацию, разбираемся и делаем соотвествующие выводы.

- Как в таких случаях ведут себя студенты, и какой для них это опыт?

- Политика нашего университета – это не только дать студентам высококачественные знания (а это действительно так по сравнению с другими вузами нашей страны), но и воспитать в них уверенность в себе, не теряться в сложных ситуациях и владея собой, контролируя свои действия находить правильное решение. Они не боятся трудностей, уже сейчас адаптируются в далеко непростой политико-экономической ситуации как в мире, так и в нашей стране. В основном с такими клиентами они ведут себя очень грамотно и адекватно. Да в конце концов есть мы – преподаватели, с достаточным жизненным и практическим опытом. И мы своих студентов в обиду не даём, постоянно поддерживая и помогая. В то же время в работе с одним из вышеупомянутых клиентов с психическим отклонением одна из студенток отказалась сотрудничать и мы её не осудили, а поручили другому студенту.

- Вы можете сказать, что ваши студенты дают профессиональную консультацию?

- Студенты старших курсов можно сказать готовые юристы. В основном большинство из них – очень добросовестные, инициативные ребята, очень скрупулёзно подходят к проблемам своих клиентов и зачастую с большим профессионализмом решают их юридические проблемы. Большую роль в этом играет хорошая техническая оснащённость университета, шикарная библиотека, обширная база данных по нормативно-правовым актам не толко Кыргызстана, но и других государств. Но самое главное – это очень прогрессивная система образования и отсутствие коррупции среди преподавателей и студентов.

- Как оценивается их работа (оценка, поощрение)?

- По итогам работы с каждым клиентом студенты пишут промежуточное (если это «длящееся» дело) или окончательное «Юридическое заключение». Оно изучается преподавателями и по итогам теоретических (лекционных) занятий, а также практической работы с клиентами в клинике выставляется окончательная оценка.

- Расскажите про студентов, насколько они заинтересованы в том, что делают, есть среди них особенно талантливые?

- Как и везде, среди студентов есть и «передовики» и «слабаки». Подавляющее большинство понимает, что впереди их ждёт очень сложная жизнь и если получишь слабые знания, то останешься у подножия горы, которую покоряешь, а не на её вершине. Кроме того, все они (их родители, родственники...) за учёбу оплачивают большие деньги, значит, надо учиться хорошо. Знания и образование – это тоже товар. «Слабаков» сразу видно: по их отношению к клиенту клиники, защите их интересов, подготовке юридических документов. Такие студенты не совсем успевают и по другим дисциплинам. Но подавляющее большинство – это хорошие студенты!

- Какие планы по развитию юридической клиники?

- Наша клиника одна и работает по разным направлениям гражданского законодательства. Я стажировался в нескольких вузах США (в том числе в прошлом году 4 месяца в Колумбийском университете, Нью-Йорк), Великобритании, Венгрии, Турции, где при одном университете создано несколько самостоятельных юридических клиник, которые работают по конкретным направлениям: по правам человека, семейно-брачным отношениям, по проблемам несовершеннолетних и т.п. Так, в Университете им. Вашингтона в г.Сент-Луис, штат Миссури, США, студенты помогают клиентам даже по уголовным делам и официально участвуют в судебных процессах. Полагаю, что и наш университет в недалёком будущем создаст такие же юридические клиники.

- По вашему мнению, насколько наши ВУЗы дают качественное образование, в частности, по специальности юриспруденция?

- В стране около полусотни вузов при 5-миллионном населении и в некоторых из них имеются юридические факультеты. В большинстве из них, особенно на юридических факультетах, уровень преподавания конечно слабый. Плюс, как я уже отмечал, наличие коррумпированности среди преподавательского состава. И можно представить, какие будут выпущены юристы - потенциальные «чёрные адвокаты».

- Чем может похвастаться АУЦА?

- Это единственный в своём роде вуз во всей Центральной Азии (недаром и название такое), который вот уже 20 лет готовит высококвалифицированных специалистов, выпускники которого нарасхват во всех направлениях политики и экономики не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами. Результат – в современной цивилизованной системе образования, высококолассном профессорско-преподавательском составе (большинство с передовым западным образованием), высокой технической оснащённости. Здесь всё предназначено для студента и немаловажный фактор – отсутствие коррумпированности.

- Каким видите будущее АУЦА?

- Будущее прекрасное, поскольку это самый востребованный и престижный ВУЗ в Центральной Азии. Совсем скоро будут сданы в эксплуатацию новые корпуса и кампусы университета, что очень обнадёживает весь наш многонациональный коллектив, настоящих и будущих студентов, для которых АУЦА – Alma Mater. Выпускники, которые работали в консультации, обычно легко устраиваются на работу и демонстрируют свою практическую подготовку работодателям.

Директор юридической клиники Нуриля Исаева, подводя итоги деятельности службы отметила, что к 20-тилетнему юбилею АУЦА достигнуты определенные успехи.

«За 10 лет своего существования юридическая клиника успешно справляется с поставленными задачами, а именно благодаря особенности деятельности клиники, которая предполагает работу студента-юриста с реальными клиентами над настоящими жизненными ситуациями, студенты получают возможность овладеть такими практическими навыками будущей профессии как: интервьюирование, консультирование, ведение переговоров, правовая оценка дела и правовой анализ, выработка позиции, аргументация и критическое мышление, юридическое письмо, судебное представительство. Эфективность работы можно определить тем, что многие наши клиенты повторно обращаются к нам или советуют своим близким и друзьям. Более того, многие местные государственные учреждения и суды направляют граждан в нашу клинику для получения квалифицированной юридической помощи. В наших планах постоянное улучшение качества предоставляемых нами услуг», - рассказала она.

Беседу вела Динара Орозбаева.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: