«Роснефть» может получить контроль над всеми аэропортами Кыргызстана, - «КоммерсантЪ»

Tazabek - Манас 2 «Роснефть» может получить контроль над всеми аэропортами Кыргызстана. Об этом 21 февраля 2014 года сообщило издание КоммерсантЪ.

По данным агентства, российская компания подписала меморандум о приобретении не менее 51% ОАО «Международный аэропорт «Манас». «Новапорт» Романа Троценко, который ранее выступал в качестве партнера «Роснефти» в проекте, вероятнее всего, станет оператором кыргызстанских аэропортов. Пока в соглашениях, подписанных «Роснефтью» с властями Кыргызстана «Новапорт» не упоминается.

На выкуп акций и реализацию совместных проектов «Роснефть» направит до $1 млрд. На данный момент в состав МАМ входят все десять аэропортов Кыргызстана, в том числе крупнейшие Ош и бишкекский Манас (их пассажиропоток — 1,3 млн и 1,8 млн человек соответственно). «Роснефть» планирует инвестировать в создание в Бишкеке международного авиалогистического хаба и обеспечение топливом других аэропортов.

«Роснефть» обозначила желание войти в авиабизнес Кыргызстана весной 2013 года, но первые сведения о приходе российской госкомпании в страну велись еще в 2010 году. Создание на базе МАМ транспортно-логистического центра и участие в этом российских компаний было сформулировано как задача весной 2012 года президентом России Владимиром Путиным. Координировать проект было поручено Минтрансу, он, в частности, должен был найти инвестора, привлечь оператора по управлению аэропортом (рассматривался вариант создания пула с иностранцами), а также увеличить пассажиропоток и грузопоток из России.

В качестве партнера «Роснефти» в рамках развития МАМ и его оператора ранее называлось ООО «Новапорт», сейчас советника президента «Роснефти» Игоря Сечина.

Прошлой весной стороны официально объявили, что «Новапорт» будет заниматься анализом развития инфраструктуры аэропортов Ош и Манас. В Минтрансе «Ъ» пояснили, что предложение войти в проект получили сразу несколько российских компаний, но только «Новапорт» в паре с «Роснефтью Оверсиз» согласились в нем участвовать. Но войдет ли «Новапорт» в проект и на каких правах, пока неясно, по словам источника «Ъ», знакомого с текстом меморандума, «в текущей редакции документа компания не упоминается». В «Роснефти» вчера заявили, что структура возможной сделки, при которой контроль над МАМ будет принадлежать «Роснефти», наиболее эффективна. В самом «Новапорте» отказались от комментариев.

В Минтрансе пояснили, что модернизация аэропортов Манас и Ош «сделает Кыргызстан ближе к России»: это позволит российским технологиям и оборудованию попасть на местный рынок, компании РФ получат дополнительную прибыль и новые рынки сбыта, будет замещена часть средств, направляемых США Кыргызстану за использование центра транзитных перевозок ВВС в Манасе.

Напомним, что долгое время российские компании практически не появлялись в Киргизии из-за сложных отношений между странами. Сотрудничество активизировалось в 2012 году, когда стороны подписали несколько соглашений в энергетике, в частности по строительству электростанций. Кроме того, в начале 2014 года "Газпром" за $1 купил кыргызского газового оператора «Кыргызгаз». Сама «Роснефть» несколько дней назад стала владельцем Бишкекской нефтяной компании, что позволило ей выйти на рынок сбыта нефтепродуктов, и 50% в топливозаправочном комплексе МАМ. До этого в Кыргызстане со своей сетью АЗС работала только «Газпром нефть».

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что большинство активов МАМ — небольшие региональные аэропорты, но эффект масштаба может помочь компании снижать издержки. Он замечает, что Манас может стать точкой транзита грузовых самолетов из Европы, летящих в направлении Южного Китая и Юго-Восточной Азии, но грузовой сегмент авиабизнеса в последние годы совсем не растет. Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко связывает перспективы аэропортов с ростом пассажиропотока ввиду трудовой миграции в Россию.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: