Жогорку Кенеш во втором чтении одобрил законопроект о гарантийных фондах КР

15:36, 16 мая 20133 779

Tazabek - ЖК по ГосгеологииЖогорку Кенеш сегодня, 16 мая 2013 года, на своем заседании во втором чтении одобрил проект закона «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», инициированный депутатами К.Дыйканбаевым, Ч.Турсунбековым, Н.Нарматовой, Т.Зулпукаровым, У.Кочкоровым, Т.Узакбаевым, О.Абдырахмановым и Р.Жээнбековым.

Как сообщают депутаты, законопроект разработан с целью создания института гарантийных фондов, направленных на повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства финансово-кредитных ресурсов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий. «Банки Кыргызской Республики имеют значительные неиспользованные финансовые резервы для кредитования субъектов реального сектора. При этом часть предприятий малого и в определенной мере среднего бизнеса имеют ограниченный доступ к банковскому кредитованию из-за нехватки или отсутствия ликвидного залога, что препятствует развитию малого бизнеса, росту занятости и доходов населения. В данном случае необходимо развивать новые финансовые институты в виде гарантийных фондов, основная задача которых должна состоять в создании системы защиты финансово-кредитных учреждений от кредитных рисков, исходящих от малого и среднего предпринимательства, и в то же время обеспечивающих малому и среднему предпринимательству доступ к финансовым ресурсам кредитных учреждений», - пишут парламентарии.

В документе также сообщается, что во многих странах успешно действуют гарантийные фонды, которые предоставляют поручительства по кредитам малому и среднему бизнесу. В разных странах плата за услуги по выдаче гарантий или размер комиссионного вознаграждения за предоставление поручительства составляет разную величину. Например, в Литве за выдачу долгосрочных гарантий размер единовременного вознаграждения составляет от 5 до 5,5%, а среднесрочных - 2%, где уплата производится в одноразовом порядке в момент подписания гарантии. Гарантийный фонд учрежден Министерством сельского хозяйства Литвы в единственном лице, и при этом фонд покрывает до 70% кредита. В Румынии гарантийные фонды являются частными, где комиссионные вознаграждения составляют 1% при выдаче гарантии. Затем в размере 3-5% в течение всего срока, пока Фонд несет кредитный риск.

Также сообщается, что в Кыргызстане с 2009 года действуют два гарантийных фонда (в городах Кара-Балта и Жалал-Абад). Данными фондами выдана 51 гарантия (поручительство) на сумму 5,1 млн сомов под 1,5% от суммы гарантии. Возвратность по гарантиям (кредитам) составляет 100%.

Так комитет Жогорку Кенеша по экономической и фискальной политике отмечает, что из норм проекта закона следует, что гарантийный фонд создается только в виде юридического лица и в организационно-правовых формах, предусмотренных проектом закона, в связи с этим предлагается внести изменение в понятийную часть.

Кроме этого Комитетом предлагается объединить статьи 4 и 5, так как они регулируют один вопрос - организационно-правовую форму и условия создания гарантийных фондов.

По данным комитета, в проекте закона не предусмотрены нормы по применению коэффициента мультипликатора, в связи с чем комитетом предложено дополнить статью 11 частью 4, где банки могут принимать гарантии по коэффициенту мультипликатора, установленному по соглашению между Гарантийным фондом и финансово-кредитным учреждением. Для примера, если Гарантийный фонд дает гарантию на 100 тыс. сомов, то при коэффициенте 3 мультипликатора, банк может выдать под эту гарантию в 3 раза больше кредита, т.е. 300 тыс. сомов. Сегодня в банковской практике это нереально осуществить, поскольку Гарантийный фонд в Кыргызстане — это новая система.

Также в статье 4 предлагается исключить часть 2, так как согласно законодательству о государственной регистрации юридических лиц, любые юридические лица считаются созданными с момента их регистрации в органах юстиции КР. Также в части 1 и 2 статьи 6 предлагается слова «иные, другие подобные объединения» заменить словом «союзы» и привести в соответствие со статей 165 Гражданского кодекса КР, согласно которой объединения юридических лиц создаются только в форме ассоциации и союзов.

Вместе с тем комитет отмечает, что в проекте Закона нет позиции по определению подотчетности и надзора за осуществлением деятельности Гарантийного фонда.

Предложения Министерства экономики к данному законопроекту комитетом приняты во внимание: слова «коммерческие юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства» предлагается исключить, так как частью 2 статьи 85 Гражданского кодекса КР установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, государственных и муниципальных предприятий.

Также в законопроекте имеется техническая ошибка: нумерация статей проекта закона на государственном языке не совпадает с их нумерацией на официальном языке.

Национальный банк Кыргызской Республики замечаний и предложений к проекту закона не имеет.

В ходе рассмотрения законопроекта на заседании Жогорку Кенеша КРики поступили следующие предложения. От депутата Жогорку Кенеша А.Измалковой поступили предложения о снижении уставного капитала с 10 млн. сомов до 6 млн. сомов, так как во многих регионах страны реализовать данный проект с уставным капиталом в сумме 10 млн. сомов не возможно, кроме этого предложено часть 4 статьи 14 после слова «предусмотренным» дополнить словами «договорами и».

В ходе проведения парламентского слушания (1 марта 2013 года) поступило предложение о снижении уставного капитала с 10 млн сомов до 6 млн сомов, что комитетом было принято в первом чтении.

Дополнение части 4 статьи 14 комитет считает целесообразным, так как обязанность гарантийного фонда по исполнению обязательств клиента при нарушении клиентом сроков возврата кредита, взыскание кредитным учреждением задолженности должны происходить с учетом договора и законодательством Кыргызской Республики.

Депутатом Жогорку Кенеша Р.Акназаровой предложено дополнить часть 1 статьи 10 следующим абзацем: «В течение всего срока деятельности размер собственного капитала гарантийного фонда должен быть не менее минимального размера уставного капитала.» Комитет считает целесообразным согласится с данным предложением, так как выдача поручительства (гарантий) должно ограничиваться, т.е. сумма гарантий не должна превышать размер собственного капитала.

Исходя из изложенного, комитет Жогорку Кенеша по экономической и фискальной политике приходит к следующему заключению:

Одобрить проект закона и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша во втором чтении с учетом следующих замечаний:

В статье 1:

абзац первый слова «организация, создаваемая» заменить словами «юридическое лицо, создаваемое», и после слова «предприятий,» дополнить словами «путем предоставления гарантий (поручительств).»;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«Субъекты малого и среднего предпринимательства – физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, коммерческие организации и предприятия, определенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;

- Статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Создание гарантийного фонда.

1. Гарантийные фонды могут быть созданы физическими и юридическими лицами при соблюдении требований настоящего Закона.

2. Гарантийные фонды могут создаваться в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, кооперативов и фондов.

3. Гарантийные фонды формируют органы управления в зависимости от организационно-правовой формы, согласно законодательству Кыргызской Республики и в соответствии с учредительными документами.

4. Юридические лица, не отвечающие требованием, предусмотренным настоящим законам, не в праве заниматься гарантийной деятельностью.»;

- Статью 5 исключить;

-статьи 6-17 считать статьями 5-16

- В статье 5:

в части 1 слова «иные подобные объединения» заменить словом «союзы»;

- в части 2 слова «другие подобные объединения» заменить словом «союзы»;

- В статье 9:

- часть 1 цифру «10» заменить цифрой «6»;

- часть 1 дополнить абзацем следующей редакции:

«В течении всего срока деятельности размер собственного капитала гарантийного фонда должен быть не менее минимального размера уставного капитала»;

- часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Формирование уставного капитала гарантийного фонда осуществляется только в денежной форме. В состав уставного капитала входит уставной капитал, который не является заемным.»;

В статье 11:

часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Предоставление гарантий (поручительств) гарантийным фондом осуществляется путем заключения договора гарантии (поручительства) между гарантийным фондом, финансово-кредитным учреждением и субъектом малого и среднего предпринимательства в условиях определенных настоящим Законом и регламентом предоставления гарантий (поручительств), на основании решения Оценочной комиссии.»;

частью 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«4. Банк принимает гарантии (поручительства) от Гарантийного фонда по коэффициенту мультипликатора установленному по соглашению между Гарантийным фондом и финансово-кредитным учреждением.»;

- часть 3 статьи 13 дополнить абзацем следующего содержания:

«Обязанность гарантийного фонда, указанная в пункте 3 настоящей статьи, возникает после предоставления заверенной выписки по ссудному счету клиента и реализации финансово-кредитным учреждением всех мер по взысканию задолженности в порядке, предусмотренном договорами и законодательством КР.»;

-часть 4 статьи 13 исключить;

-части 5,6,7 и 8 статьи 13 считать частями 4,5,6 и 7;

-часть 2 статьи 15 после слова «долям,» дополнить словами «за исключением гарантийных фондов, созданных в виде фондов.».

часть 1 статьи 16 дополнить пунктом следующего содержания:

«2. Гарантийные фонды, созданные и действующие до принятия настоящего закона, обязаны увеличить уставной капитал до размеров, предусмотренных частью 1 статьи 9 в течение двух лет с момента принятия настоящего закона.»;

Законопроект о гарантийных фондах

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: