• 21:53
  • 5 октября 2024
  • Сб

Все о многолетнем проекте: Альтернативная дорога Алматы — Иссык-Куль (обновленная карта) 

Tazabek - В Иссык-Кульской области 12-13 августа прошло совместное заседание рабочей группы по реализации проекта альтернативной автодороги Алматы—Иссык-Куль между представителями Кыргызстана и Казахстана.

Как сообщили в Минтрансе КР, участники встречи поддержали проект и отметили его положительный социально-экономический эффект для развития регионального туризма.

По итогам встречи было принято решение вынести проект на обсуждение в Межправительственный совет двух стран для получения окончательного решения по его реализации. После утверждения стороны перейдут к детальной разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, что позволит принять окончательное решение о софинансировании.

Строительство альтернативной автодороги Алматы—Иссык-Куль обсуждается с 2006 года, однако до сих пор проект не был реализован.

В 2019 году был проведен анализ проекта, который показал значительные экономические выгоды для обеих стран. Представитель Азиатского банка развития (АБР) и национальный координатор экономического коридора Алматы—Бишкек (ЭКАБ) Кылычбек Джакыпов в интервью Tazabek рассказал, что автодорога сможет ежегодно приносить в ВВП Кыргызстана от $50 до $200 млн, а в ВВП Казахстана — от $31 до $91 млн.

«Анализ, проведенный ЭКАБ в 2020 году, показал, что строительство дороги положительно скажется на экономике двух стран. Помимо прямых финансовых поступлений, альтернативная дорога также окажет значительное влияние на занятость населения: около половины новых рабочих мест в Кыргызстане и 25-35% в Казахстане будут созданы в гостиничном бизнесе. Кроме того, увеличение туристического потока будет способствовать росту потребления и развитию смежных отраслей», - говорил он.

До этого предлагалось 3 варианта маршрута:

восточный маршрут (Алматы — Турген — Ананьево — Чолпон-Ата);

прямая дорога через перевалы;

западный маршрут (Алматы — Кемин — Боомское ущелье — Балыкчы — Чолпон-Ата)

Восточный и прямой маршрут являлись наиболее короткими, но из-за труднодоступности, строить дорогу было бы тяжело и очень дорого.

«Только 1 маршрут оценивается примерно в $500 млн. К тому же, через Ананьевку строить дорогу тяжело из-за высокогорья. Необходимо преодолеть 3-4 горных вершины, вечная мерзлота и большой угол наклона не позволят проехать грузовым автомобилям», - объяснил нацкоординатор Джакыпов.

По вышеперечисленным причинам было решено, что дорога Алматы—Иссык-Куль будет проходить через Кемин, поскольку этот вариант признан наиболее целесообразным с коммерческой точки зрения.

Предварительная оценочная стоимость проекта, по оценкам Азиатского банка развития (АБР), составляет около $150 млн. Однако Министерство финансов в проекте республиканского бюджета на 2024 год оценило стоимость дороги в $86-91 млн. Для окупаемости дороги планируется ввести платную систему проезда. Ориентировочная стоимость проезда составит $10-25, в зависимости от итоговых договоренностей между странами и результатов технико-экономического обоснования.

Предполагаемый маршрут автодороги «Алматы—Иссык-Куль»:

Красный маршрут — часть дороги, которую нужно построить на территории Казахстана;

Желтый маршрут — часть дороги, которую нужно построить на территории Кыргызстана;

Синий маршрут — существующая дорога.

Подготовка и реализация автодороги Алматы—Иссык-Куль будут осуществляться в соответствии с казахстанским законодательством. Такое решение принято в связи с тем, что более 95% альтернативной дороги проходит по территории Республики Казахстан, а также учитывая успешный опыт Казахстана в реализации проектов автодорог с использованием механизма ГЧП.

Технические характеристики дороги Алматы — Иссык-Куль:

Предварительная оценка: 150 млн долларов США;

Расстояние: 260 км;

Время в пути сократится на 2 часа 30 минут;

Общая протяженность строящейся дороги: 88,4 км;

Существующая дорога: 39,4 км (требуется ремонт/объезд);

Новая дорога: 49 км;

Категория дороги: II-III;

Расчетная скорость: 100 км/ч, 80 км/ч, 50 км/ч;

Осевая нагрузка: менее 10 тонн (новое строительство);

Период работ: май – октябрь;

Расчетный трафик: от 2 250 до 4 000 автомобилей в сутки.

Закрыть  Закрыть
Популярные

up

×