Tazabek - В Иссык-Кульской области 12-13 августа прошло совместное заседание рабочей группы по реализации проекта альтернативной автодороги Алматы—Иссык-Куль между представителями Кыргызстана и Казахстана.
Как сообщили в Минтрансе КР, участники встречи поддержали проект и отметили его положительный социально-экономический эффект для развития регионального туризма.
По итогам встречи было принято решение вынести проект на обсуждение в Межправительственный совет двух стран для получения окончательного решения по его реализации. После утверждения стороны перейдут к детальной разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, что позволит принять окончательное решение о софинансировании.
Строительство альтернативной автодороги Алматы—Иссык-Куль обсуждается с 2006 года, однако до сих пор проект не был реализован.
В 2019 году был проведен анализ проекта, который показал значительные экономические выгоды для обеих стран. Представитель Азиатского банка развития (АБР) и национальный координатор экономического коридора Алматы—Бишкек (ЭКАБ) Кылычбек Джакыпов в интервью Tazabek рассказал, что автодорога сможет ежегодно приносить в ВВП Кыргызстана от $50 до $200 млн, а в ВВП Казахстана — от $31 до $91 млн.
«Анализ, проведенный ЭКАБ в 2020 году, показал, что строительство дороги положительно скажется на экономике двух стран. Помимо прямых финансовых поступлений, альтернативная дорога также окажет значительное влияние на занятость населения: около половины новых рабочих мест в Кыргызстане и 25-35% в Казахстане будут созданы в гостиничном бизнесе. Кроме того, увеличение туристического потока будет способствовать росту потребления и развитию смежных отраслей», - говорил он.
До этого предлагалось 3 варианта маршрута:
• восточный маршрут (Алматы — Турген — Ананьево — Чолпон-Ата);
• прямая дорога через перевалы;
• западный маршрут (Алматы — Кемин — Боомское ущелье — Балыкчы — Чолпон-Ата)
Восточный и прямой маршрут являлись наиболее короткими, но из-за труднодоступности, строить дорогу было бы тяжело и очень дорого.
«Только 1 маршрут оценивается примерно в $500 млн. К тому же, через Ананьевку строить дорогу тяжело из-за высокогорья. Необходимо преодолеть 3-4 горных вершины, вечная мерзлота и большой угол наклона не позволят проехать грузовым автомобилям», - объяснил нацкоординатор Джакыпов.
По вышеперечисленным причинам было решено, что дорога Алматы—Иссык-Куль будет проходить через Кемин, поскольку этот вариант признан наиболее целесообразным с коммерческой точки зрения.
Предварительная оценочная стоимость проекта, по оценкам Азиатского банка развития (АБР), составляет около $150 млн. Однако Министерство финансов в проекте республиканского бюджета на 2024 год оценило стоимость дороги в $86-91 млн. Для окупаемости дороги планируется ввести платную систему проезда. Ориентировочная стоимость проезда составит $10-25, в зависимости от итоговых договоренностей между странами и результатов технико-экономического обоснования.
Предполагаемый маршрут автодороги «Алматы—Иссык-Куль»:
• Красный маршрут — часть дороги, которую нужно построить на территории Казахстана;
• Желтый маршрут — часть дороги, которую нужно построить на территории Кыргызстана;
• Синий маршрут — существующая дорога.
Подготовка и реализация автодороги Алматы—Иссык-Куль будут осуществляться в соответствии с казахстанским законодательством. Такое решение принято в связи с тем, что более 95% альтернативной дороги проходит по территории Республики Казахстан, а также учитывая успешный опыт Казахстана в реализации проектов автодорог с использованием механизма ГЧП.
Технические характеристики дороги Алматы — Иссык-Куль:
• Предварительная оценка: 150 млн долларов США;
• Расстояние: 260 км;
• Время в пути сократится на 2 часа 30 минут;
• Общая протяженность строящейся дороги: 88,4 км;
• Существующая дорога: 39,4 км (требуется ремонт/объезд);
• Новая дорога: 49 км;
• Категория дороги: II-III;
• Расчетная скорость: 100 км/ч, 80 км/ч, 50 км/ч;
• Осевая нагрузка: менее 10 тонн (новое строительство);
• Период работ: май – октябрь;
• Расчетный трафик: от 2 250 до 4 000 автомобилей в сутки.