• 13:37
  • 15 сентября 2024
  • Вс

Марсель Салахунов: Кыргызстан входит в эпоху трансграничной торговли на глобальном рынке

Tazabek - Время, когда кыргызские челноки увозили продукцию и сбывали на оптовых рынках в других странах, подходит к концу. Их место занимают торговые интернет-платформы. Сегодня Кыргызстан находится на пороге развития электронной коммерции, и предприниматели, сумевшие оценить это, смогут вступить в новую эпоху торговых отношений.

Интерес мировых гигантов электронной коммерции к республике подтверждает список делегаций, заявленных на Форум Селлеров 2024 (Sellers Forum 2024), который пройдет 26—28 июля на Иссык-Куле.

Среди них представители Alibaba, Amazon, Ozon, Wildberries, Trendyol, E-Bay и другие.

Более подробная информация на сайте sellersforum.info.

О предстоящем форуме и будущем электронной торговли в Кыргызстане в интервью Tazabek рассказал Марсель Салахуновпредприниматель, глава Бизнес-платформы #Табарман и председатель комитета по маркетплейсам Ассоциации электронной коммерции Кыргызской Республики.

- Расскажите, на каком этапе развития находится электронная торговля в Кыргызстане?

Кыргызстан сегодня находится на начальном пути развития электронной коммерции, но активно и методично работает, чтобы занять свое достойное место на рынке трансграничной торговли глобального рынка. Сегодня в стране сотни успешных производителей, чья продукция сбывается на крупнейших маркетплейсах, крупнейших для нас рынках.

Продукция, произведенная у нас, занимала 4 строчку по уровню поставок на Wildberries (2022 год). Однако, стоит отметить, не вся продукция продается именно кыргызскими предпринимателями.

Основную долю занимают так называемые селлеры, поставщики на маркетплейсах из разных стран, которые закупают продукцию у нас и реализуют на маркетплейсах России и других стран.

Также важно учитывать реэкспортную продукцию, так как наша страна сейчас занимает выгодное географическое расположение, соседство с крупнейшими странами Центральной Азии, особенно в нынешних условиях трансформации мировой экономики. Инициатива Китая по возрождению Шелкового пути под лозунгом «Один пояс, один путь» дает нам шанс занять свое место на новом, глобальном рынке торговых отношений, как это было сотни лет назад. Только сейчас это электронная коммерция.

Глава государства определил развитие электронной коммерции, как одно из приоритетных направлений для развития экономики страны. Под чутким контролем Председателя Кабинета министров-руководителя Администрации Президента КР и других профильных министерств и ведомств создаются все условия, для развития трансграничной торговли, экспорта товаров и услуг из Кыргызской Республики через глобальные онлайн торговые платформы.

ОАО «Кыргыз почтасы», как национальный оператор электронной коммерции в КР, делает все возможное и невозможное для создания благоприятной среды для электронной коммерции. Активно создается логистическая инфраструктура для хранения, приема и отправки товара в Кыргызской Республике. Создаются так называемые свободно-экономические зоны, партнерские бондовые таможенные склады, почтовые перевозки и многое другое. Уверен, что данные меры, закладывают прочный фундамент, на котором будет держаться и развиваться электронная коммерция в целом.

- Назовите главные торговые площадки, которые получили развитие в республике. Как они конкурируют? Каковы шансы прихода на рынок новых гигантов, как Trendyol и других?

На сегодняшний день в Кыргызской Республике функционируют два иностранных маркетплейса, имея свою складскую инфраструктуру по приему и отправке товара. Один из них Wildberries , который, кстати пока не имеет сортировочный центр, а лишь два склада по приему товара кыргызских предпринимателей в Бишкеке и Оше для дальнейшей отправки на сортировочные склады России.

Пока в Кыргызской Республике нет сортировочных складов, но идет работа над их созданием. Думаю, в обозримом будущем они появятся.

Татьяна Бакальчук, основательница платформы Wildberries, во время визита на наш форум в Бишкеке в 2023 году анонсировала такую инициативу, и, поверьте, работа идет полным ходом.

Также среди маркетплейсов, имеющие свои склады по приему товаров, есть OZON — в городе Бишкек и Ош. Данный маркетплейс занимает лидирующее место по объёмам товарооборота на рынке России. Из глобальных платформ Alibaba.com работает над присутствием в Кыргызской Республике.

Сегодня кыргызские компании уже могут регистрироваться на платформе и сбывать свою продукцию практически по всему миру.


Кстати, на предстоящий форум на Ыссык-Куле 26-28 июля по нашему приглашению приедет внушительная делегация от Alibaba.com, которая поможет нашим предпринимателям лучше освоить данную платформу.


Относительно Trendyol, то на данной платформе уже зарегистрированы более 50 000 кыргызстанцев, которые покупают через нее товары. Что касается продаж кыргызских товаров на данной платформе, то это тоже станет в обозримом будущем возможным для наших предпринимателей. Кстати об этом также расскажут представители маркетплейса Trendyol на нашем форуме на Ыссык-Куле (26-28 июля).

Более подробная информация на сайте sellersforum.info и на странице в инстаграм @ecomkg_news.

Телефон для справок: +996 502 585 885

Покупка билетов: @kassir.kg

Трансфер Бишкек—Ыссык-Куль для обладателей билетов VIP и Premium состоится 25 июля.

Сбор гостей в 16:00 по адресу Улица Юсупа Абдрахманова, 167 — «Театр оперы и балета»

Выезд в 17:00

- Вы говорили, что бизнес сам найдет пути решения, главное, чтобы государство создавало благоприятные условия. С какими трудностями сталкиваются участники электронной торговли сегодня?

Всем известно, что локомотивная позиция кыргызских товаров, продающихся на маркетплейсах — это текстильная продукция. Только на одной платформе Wildberries в 2022 году было сбыто продукции на более чем 10 миллиардов рублей.

Однако, важно развивать и другие ниши товаров, создавать производство товаров народного потребления, техники, электроники, сельхозпродукции, и не будем забывать про реэкспорт.

Из трудностей я могу отметить неготовую логистическую инфраструктуру. Сейчас это все на этапе создания.

Неготовность банковского сектора своевременно реагировать на развитие электронной коммерции, к созданию продуктов для данной категории клиентов.

В Кыргызстане практически нет банков клиентоориетированных на селлеров — поставщиков на маркетплейсы. Наши инициативы в сторону банков часто сталкиваются с консервативным подходом принятия решений. Задач, которые следует решать, на самом дела много. Это требует времени.

- Насколько важным является решение логистического вопроса для дальнейшего развития электронной коммерции? Реально ли увеличить долю электронной торговли в сельском хозяйстве?

Создание логистической и складской инфраструктуры для страны жизненно важно! Будущее только за этим. Особенно это касается сельхозпродукции. Так как в нашей стране сельское хозяйство занимало достойное место, а наши фрукты и овощи всегда занимали свое место на прилавках России и других стран.

Однако время, когда кыргызские челноки увозили продукцию и сбывали на оптовых рынках в других странах, подходит к концу. Их место занимают B2B и B2C торговые интернет-платформы мира со своей инфраструктурой, логистикой, складами.

Сегодня поставщику достаточно привезти товар на склад маркетплейса. Далее продукция распространяется по всему миру. Говорить, что такие условия создаются в Кыргызстане для сельзохпродукции, пока преждевременно. Для этого необходимо создавать склады специального хранения, специальные транспортные средства, обеспечить упаковку, маркировку, калибровку и многое другое.

Далее, очень важный аспект, производственные ориентиры. Наши фермеры, до сих пор сажают низко рентабельную картошку. Но с приходом электронной коммерции, осваиванием этой отрасли предпринимателями Кыргызстана, я уверен, что со временем бизнес сам найдет выгодные ниши. К примеру, посмотрев, что на Alibaba.com можно продавать клубнику или малину по высокой рентабельности, использовать те же земли, которые фермер использовал для выращивания картошки, те же физические и материальные затраты, то он поймет, что надо выращивать клубнику и продавать на Алибаба по биржевым ценам.

Министерство сельского хозяйства в настоящее стимулирует производство рентабельных культур для экспорта, объединяя мелкие производства в крупные кластеры.

Очень важно развивать кооперацию фермерских хозяйств для увеличения объема экспорта сельхозпродукции. Для этого не надо придумывать «велосипед», можно использовать опыт европейских, китайский фермерских хозяйств. На экспорт объединяются сотни фермерских хозяйств, которые под одним брендом, одной калибровкой, маркировкой, упаковкой везут на прилавки иностранных государств. Для этого важно развивать систему кооперации. Только после этого мы сможем легко осваивать глобальные рынки трансграничной торговли нашей сельхозпродукцией.

- 27-28 июля на Иссык-Куле пройдет Sellers Forum 2024. Почему руководители таких крупных маркетплейсов, как Wildberries, Ozon, Alibaba, Trendyol, Каспи, Узум заинтересованы приехать и выступить на форуме?

Потому что Кыргызстан — это не рынок с 7 миллионным населением, а возможность выхода на более крупные рынки Евразии, Центральной Азии и Востока, благодаря своему географическому расположению, участию во всевозможных торговых, экономических и культурных альянсах стран СНГ и Центральной Азии.

Телефон для справок: +996 502 585 885

Покупка билетов: @kassir.kg

- Одним из организаторов форума выступает Бизнес-платформа #Табарман, которую вы запустили, будучи в России. Когда-то вы сказали, что вашими бизнес-наставниками стали неудачные проекты.

По этой ли причине вы увидели необходимость оказывать бесплатную поддержку предпринимателям из Кыргызстана в России?

Да, моими наставниками были множество бизнес-проектов, которые мне удалось запустить. Большая часть из них для меня были неудачными, убыточными, но я называю их моими наставниками. Благодаря им с каждым годом я набирался опыта и минимизировал риски в последующих в своих бизнес-проектах, после чего мне захотелось делиться своими знаниями со своими соотечественниками в России, так как я тоже прошел путь трудового мигранта и понимал, как им важна поддержка в развитии. Я провел свой первый бизнес-форум в Москве, куда пригласил успешных кыргызстанцев, которые без кредитов, господдержки с кыргызским паспортом в Москве добились успеха.

Так начался наш путь по развитию предпринимательства среди соотечественников в России. Тогда их было сотни, сейчас десятки тысяч кыргызстанцев делают бизнес в России, и мы вносим свой скромный вклад в это. Согласитесь, если из миллионов наших трудовых мигрантов сотни тысяч со временем станут успешными предпринимателями, то Кыргызстан получит большие дивиденды, выраженные в притоке финансов, инвесторов-соотечественников, технологий, знаний, бизнес-контактов.

- Назовите три главных принципа, которых вы стали придерживаться, уже набравшись достаточного опыта в ведении бизнеса.

Любой бизнес нужно начинать только в том случае, если ты обладаешь экспертными знаниями в этом направлении. Если нет, то рекомендую взять партнера или нанять эксперта.

Это конечно банально, но следующий мой принцип — не бояться рисковать. Если мне приходит идея, которая очень понравилась, я беру и делаю, не думаю о рисках.


«Да, из 10 проектов 8 могут не сработать, но накопленный опыт и знания помогут сделать остальные 2 успешными, и, что важно, могут вернуть те вложения, которые были потеряны при неудачах», - М.Салахунов.


Работать честно, ответственно перед всеми, с кем ты делаешь бизнес. Всегда думать в ключе Win-Win, каждый из участников твоего бизнеса должен быть в выигрыше, только тогда он будет стабильно развиваться.

- Какой вклад в развитие электронной торговли вы вносите каждый день, и как это могут сделать другие граждане Кыргызстана?

С 2018 года практически каждую неделю я провожу бесплатные мастер-классы по предпринимательству, электронной коммерции, форумы, семинары, конференции. Все это дало мне «большую экспертизу» в работе. Мы создали международную школу электронной коммерции в Москве, Бишкеке, Оше, скоро планируем в Алмате. Создали экосистему для предпринимателей, где есть все: учебные центры, склад, логистика, поставщики, производители. Наши акселерации прошли более 5000 предпринимателей, которые запустили свой бизнес. Более 2000 предпринимателей освоили электронную коммерцию через нашу платформу.

Совокупный оборот на маркетплейсах составляет миллиарды рублей. Многие из наших предпринимателей стали инвесторами в Кыргызстане, создают рабочие места, привозят знания, технологии, бизнес-контакты. Это все делает свой вклад в развитие нашей любимой родины. Ведь каждый кыргызстанец, который был на чужбине, всегда держал в сердце свой родной, любимый Кыргызстан, и делал все, чтобы быть полезным своей стране. Я, по крайней мере, встречал только таких людей.

Закрыть  Закрыть
Популярные

up

×