• 22:55
  • 12 сентября 2024
  • Чт

Монополия агрегатора

«Как Вы платите за «Яндекс.Такси» 360 сомов вместо 120»
14:09, 23 июля 202358504

Бишкек. 11 апреля 2023 года. Стрелки часов показывают, что до конца рабочего дня еще несколько часов.

Офисному работнику предстоит преодолеть путь из центра города — перекрёстка Манаса/Киевская — в свой офис в южной части города.

На улице идет сильный дождь и ему не остается ничего, как заказать «Яндекс.Такси».

Пара кликов в приложении и становится ясно — поездка будет стоить 284 сома по тарифу «Эконом». Одна поездка на расстояние в 5 км обойдется почти 300 сомов!

Приложение «Яндекс.Такси» объясняет рост цен просто:

«Сейчас в этом районе заказов больше, чем свободных машин. Эта временная мера привлечет свободных водителей и все, кому нужно, смогут уехать на такси».

Но сколько длится эта «временная мера»? Представим простой пример — человек заказывает такси в приложении, но первоначальная цена его не устраивает или он попросту не может себе позволить подобную трату.

Первое, что приходит в голову — подождать пока цена опустится, и поездка станет дешевле. Но что происходит на деле?

Ответ на этот вопрос дал наш небольшой эксперимент. Мы выбрали маршрут от ЦУМа до торгового центра «Ала—Арча», длина которого составляет около 8 км.

В первый раз приложение показало цену в 261 сом. Конечно, это дешевле, чем было у офисного работника, ожидавшего машину на Манаса/Киевская, но не очень доступно при уровне средней зарплаты по стране. Двадцать попыток, сделанных в течение часа, надежд также не оправдали.

Только в предпоследней цена оказалась ниже, но выглядела, как насмешка — дешевле всего на 3 сома.



Так, результаты небольшого эксперимента стали поводом для двухнедельного мониторинга того же маршрута «ЦУМ—ТЦ «Ала—Арча».

Мы стремились узнать, как растут цены на поездку в динамике, какого максимума они могут достигнуть и в какие часы это произойдет.

За две недели были собраны данные о 248 поездках. Минимальная цена оказалась на уровне 118 сомов, максимальная — 396 сомов. А значит, каждый раз заказывая «Яндекс.Такси», был «шанс» заплатить в три раза больше.

И всё же в какие часы ездить на Яндексе дешевле всего? Мы сравнили цены на такси, начиная с 8-ми утра и до 24-х ночи.

Если вы желаете потратить меньше 200 сомов за поездку, лучше планировать её до наступления 5-ти вечера.

Уже после вы скорее всего будете платить за такси больше 200, а то и 300 сомов.

Такие детали рыночного устройства тарифов вызвали у нас немало вопросов. Например, действительно ли «Яндекс.такси» завышает или занижает тарифы на перевозку? Почему растут цены в час пик? И из-за чего вообще в течение 5-10 минут могут быть резкие скачки цены?

Ответы на некоторые из них нам удалось получить у председателя Профсоюза водителей такси «Кабылан» Улана Чолпонбаева.

По его словам, в Кыргызстане только иностранный агрегатор завышает или занижает плату за услуги такси. 

«Все тарифы на услуги такси в Кыргызстане
диктует именно «Яндекс.такси»

Председатель Профсоюза водителей такси «Кабылан» Улан Чолпонбаев

Повышение стоимости поездки заложено в систему приложения «Яндекс» и ориентируется на спрос. Программа агрегатора настроена таким образом, что при высоком спросе в утренние часы она автоматически повышает стоимость посадки.

Тоже самое происходит в часы пик или в плохую погоду. При таких обстоятельствах стандартная ставка посадки в 39 сомов не работает, а повышенный тариф может стартовать от 200 или даже 220 сомов.

Как бы очевидно это ни звучало, но подобные ситуации чреваты и недовольством, и значительными финансовыми трудностями, так как обстоятельства вынуждают клиентов соглашаться на невыгодные условия.


Магические 158 сомов и скидки от «Яндекса» в 1 сом

Заказывая такси через «Яндекс», кроме повышения и понижения цен, мы стали замечать и скидки, которые предоставляет сервис.

Однако анализ цен всё же показал — эти скидки символические и обычно предоставляются при цене ниже 200 сомов за поездку. 

Также мы обнаружили 11 случаев, когда скидка не превышала и 5 сомов. Что интересно? Почти всегда такие скидки агрегатор делал, когда поездка стоила магические 158 сомов.

Совпадение? Найти ответ на этот вопрос нам не удалось, но сам факт показался очень интересным.



Не могли не обратить внимание мы и на то, что ехать на такси нам часто приходится не только из центра города в спальные районы, но и наоборот.

Поэтому мы решили посмотреть — насколько отличаются цены «Яндекса», если двигаться не из ЦУМа в торговый центр «Ала-Арча», а в обратном направлении.

Оказалось, что дороже всего ехать в центр города именно утром.

Например, из ЦУМа в «Ала-Арчу» самые высокие цены начинались с 17:00.

По обратному маршруту больше всего пришлось бы заплатить в период с 8:00 и до 12:00.


«Яндекс.Такси» — когда цена не сильно зависит от расстояния

Пытаясь узнать, насколько расстояние поездки является важным фактором для формирования стоимости услуги «Яндекса», мы фиксировали цены по нескольким маршрутам.

Два маршрута (ТЦ «Ала-Арча»—ТЦ ЦУМ, ТЦ «Ала-Арча»—ТЦ «Дордой Плаза») имели схожее расстояние почти в 8 километров, другой был в полтора раза короче (Cosmopark—ТЦ «Дордой Плаза»).

Всего мы проанализировали цены на 438 поездок по трем маршрутам.

Логика подсказывала, что цены поездок между более длинными и коротким маршрутами должны различаться также в полтора раза.

Однако на деле разница оказалась почти вдвое меньше — около 26%.

Более того, мы обнаружили 14 случаев, когда проехать чуть больше пяти километров из Cosmopark в «Дордой Плаза» оказалось дороже, чем почти восемь километров по более длинным маршрутам.

Вдобавок ещё в сорока поездках цена более длинных маршрутов превышала стоимость пути из Cosmopark в пределах всего 10%.

Такие цифры позволяют говорить о том, что расстояние, которое по логике должно быть ключевым фактором в системе такси, на самом деле не играет главной роли при формировании цены. По крайней мере в масштабах Бишкека.

Агрегатору выгоднее зарабатывать на повышении тарифов в часы активного спроса, увеличивая стоимость поездки в разы, чем на разнице сумм за расстояние, которое изменить кардинально не получится.



Когда разница между «Эконом» и «Комфорт» всего 3 сома

Убеждает в этом мнении и то, что стоимость поездок по разным тарифам отличается не так разительно, как стоимость поездки по одному и тому же маршруту, но с повышающим коэффициентом.

Для бишкекчан доступно 4 тарифа Яндекс.Такси: «Эконом», «Комфорт», «Бизнес» и «Минивэн».

По нашей гипотезе чаще всего такси заказывают, используя первые два тарифа, и именно поэтому мы решили посмотреть, как соотносятся цены «Эконом» и «Комфорт» друг с другом.


В описании к тарифу «Эконом» указывается, что по нему можно «доехать быстро и недорого».

Тариф «Комфорт» описывается, как «спокойная поездка с опытным водителем».

Указано, что на «Комфорте» водители с лучшими оценками от пассажиров, прошли обучение по стандартам качества и «каждую машину проверили на очном осмотре».

В общем, указываются причины, почему «Комфорт» должен быть дороже.

Ко всему на сайте сервиса тариф «Комфорт» (посадка и стоимость) на 23-24% выше «Эконома».

Правда в описании к каждому из тарифов мелким бледным шрифтом компания «Яндекс» предупреждает, что цены приводятся «без учёта понижающего и повышающего («горячие часы») коэффициентов».

Наверно, именно эти «Горячие часы» объясняют минимальную разницу в цене ряда поездок, которую мы обнаружили.

При сравнении цен тарифов «Эконом» и «Комфорт» по 4 маршрутам у нас также возник вопрос — насколько они соотносятся с расценками конкурентов?

И действительно ли «Яндекс.Такси» задирает цены?

Среди всех местных сервисов по заказу такси в Кыргызстане, мы нашли лишь один, чья работа похожа на зарубежное приложение.

Именно с этим местным аналогом мы сравнили цены «Яндекса» по уже знакомому маршруту ЦУМ — ТЦ Ала-Арча. 

Во время мониторинга нам удалось зафиксировать цены на 228 потенциальных поездок с 5 по 18 мая.

«Оказалось, что ездить на «Яндексе» было бы дороже в 82% случаев»

Более того, мы фиксировали цены ежечасно с 8:00 до 24:00 (семнадцать раз в день)

Средняя цена «Яндекса» оказалась дешевле только один раз из семнадцати — в восемь утра.




Как рынок такси превратился в монополию?

Как рассказывает председатель Профсоюза водителей такси «Кабылан» Улан Чолпонбаев, до 2017 года ситуация в сфере перевозок была совсем другой, но с приходом в Кыргызстан «Яндекс такси» местным компаниям пришлось пересмотреть условия найма водителей. 

Если ранее они брали с водителей от 1 до 7 тыс. сомов в виде платы за предоставление услуг по использованию приложения, то теперь им пришлось отказаться от входной платы.

Так желающие таксовать водители получили возможность начать работать в этой сфере. Однако спустя некоторое время «Яндекс такси» превратился в монополиста.

«100% иностранная компания стала монополистом в Кыргызстане. Даже не только в Кыргызстане, но и Казахстане и Узбекистане», - считает Улан Чолпонбаев.

«Везде, где есть «Яндекс такси», он монополист»

Профсоюз водителей такси

Получить ответ на вопрос — действительно ли «Яндекс такси» — монополист, мы попробовали у курирующего эту область государственного органа.

Но из ответа на наш запрос следовало, что, видимо, у Антимонопольной службы совсем иное видение ситуации, как в части монополизации рынка, так и формирования цены за услугу.

Как следует из комментария государственного органа, Служба на постоянной основе проводит оценку ситуации на рынке перевозок пассажиров легковым транспортом (такси) в целях недопущения нарушении норм антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей Кыргызской Республики».

При этом, по данным Антимонополии, мониторинг показывает, что

на территории Бишкека работает достаточно большое количество фирм, в том числе и компания «Яндекс.Такси», которые используют приложения и соответствующие системы взаимодействия.

«На данный момент на рынке такси отсутствует доминирующие субъекты.

«Компании перевозчики конкурируют между собой в части центарифы на перевозку пассажиров формируются перевозчиками самостоятельно, исходя из рыночных механизмов. Таким образом, у водителя и потребителя есть право выбора», - считают в службе.

Участники рынка же считают, что тарифы, которые «регулируются рыночными отношениями», в итоге ведут к возникновению конфликтов — конфликтов не между агрегатором и другими участниками, а между водителем и пассажиром.

«Из-за низкого тарифа водитель может неуважительно относиться к пассажиру, а когда тариф повышен, то такое же отношение идет со стороны пассажира к водителю. Иногда он может потребовать дополнительную услугу», - поясняет Улан Чолпонбаев. 

В итоге, по словам главы Профсоюза, отношения между водителем и пассажиром стали строиться с помощью кнопок. Пассажир оценивает водителя, водитель оценивает клиента, а «Яндекс такси», ничего не делая, зарабатывает хорошие деньги.


Водители платят «Яндекс такси» 18-21% от дохода

«Зарабатывать хорошие деньги» агрегатору позволяет комиссия, которую «Яндекс такси» получает от водителей. Это определенный процент с каждой поездки, а следовательно, повод для компании-агрегатора быть заинтересованной в более высокой плате за услугу.

По данным Профсоюза водителей такси, когда «Яндекс такси» заходил на рынок, то для привлечения водителей использовал нулевой процент. Потом компания установила комиссию в размере 10-12%, сегодня же она может варьироваться от 18% до 21%. 

«Какое-то время назад «Яндекс такси» обязали оплачивать налоги. Если ранее агрегатор брал 15%, а «подключашки» — от 3% до 5%, то после этого «Яндекс» поднял ставку на 1%. Таким образом, он дал понять большинству водителей, что если какие-то законы будут приниматься не в выгоду компании, то это отразится на гражданах: на водителях и пассажирах», - пояснили в Профсоюзе. 

«К сожалению, с этими изменения Антимонополия ничего сделать не может. Как нам говорили в 2021-22 годы, это не в их компетенции», - Профсоюз

Митинг водителей против «Яндекс»

При этом водители, в отличие от агрегатора не могут так  «играть на тарифах». Если агрегатор получил свою комиссию и может ей распоряжаться по своему усмотрению, то водитель может понести убытки спустя некоторое время после работы. 

Таксисты с весны до ноября зарабатывают относительно хорошие деньги, но если случаются поломки, то ремонт стоит не дешево.

«Если сегодня водитель заработал 3 000 сомов, завтра 1 000, то потом за 1 день он может потерять еще больше. Если кто-то трудится по 14-17 часов в сутки, то тогда какой-то результат бывает», - объясняют в Профсоюзе.

Мы посмотрели, какие доходы могут быть у водителей, согласно калькулятору «Яндекс такси».

Сначала мы взяли обычный рабочий день — 40 часов в неделю. Выходит, что водитель в среднем может заработать 8 000 сомов/неделя или 1 600 сомов/день. Это около 32 000 сомов в месяц.

Затем мы посчитали, сколько часов в сутки должен отработать водитель, чтобы получить доход в 3 000 сомов в день, о которых говорили в Профсоюзе.

Выяснилось, что в среднем речь идет о 15 часах.

Согласно калькулятору, максимально в неделю водитель может заработать до 22 400 сомов, но для этого ему придется работать по 16 часов в сутки 7 дней в неделю.

Тогда в сутки водитель будет зарабатывать 3 200 сомов.

Кроме того, мы заметили тенденцию, что при расчетах система берет базовую ставку доходов водителя — 200 сомов в час.

Если вспомнить про комиссию «Яндекс такси» в 18-21%, за этот час водитель должен заработать примерно 245-253 сома. Именно эта разница в 45-53 сома будет приходится на плату агрегатору.

Даже при стандартном рабочем дне в 8 часов, комиссия «Яндекс такси» будет варьироваться в пределах 360-425 сомов. Это значит, что водителю необходимо за 8 часов заработать 1950-2025 сомов. В этом случае за смену водитель получит «на руки» обещанные 1600 сомов.

Повлиять на подобные рыночные механизмы, на тарифы или прочие сопутствующие явления в Антимонопольном органе не могут.

Во-первых, как говорят в Профсоюзе, это не в их компетенции, во-вторых, как ссылается сам госорган, на рынке нет компаний-доминантов.


НЕдоминант в Кыргызстане признан монополией в Казахстане

Однако, например, на рынке Казахстана совсем другое отношение к деятельности агрегатора «Яндекс такси».

В соседней стране антимонопольный орган уверен, что это не только крупный работодатель, но и однозначно компания-монополия. 

Интервью председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана
Марата Омарова

«Я неоднократно говорил об этом. Мы провели анализ, компания занимает монопольное положение: на рынке Алматы более 80%, Астаны более 80%. Есть определенные признаки, поэтому мы сейчас находимся в процессе судебных разбирательств, но в своих доводах мы уверены. По итогам мы будем принимать решение», - сообщил председатель АЗРК Казахстана Марат Омаров.

«В Алматы, Талгаре и Шымкенте люди обращались в наши департаменты с жалобами на необоснованно высокую комиссию и отмену бонусов», - сказал он.

В качестве одного из примеров злоупотребления казахским «Яндексом» можно привести манипуляции с указанием стоимости поездки. При безналичном расчете агрегатор прописывает разные цены на поездку водителю и пассажиру у водителя она на 200 тенге меньше. При этом если оплата производится наличными, то стоимость одинаковая. 

Безусловно, одной из причин, по которой такая ситуация вообще возникла, является законодательство.

Как поясняет председатель Антимонополии Казахстана, если таксопарки должны иметь определенный уставной капитал, лицензию, проводить тестирование водителей, то к агрегаторам такси никаких требований нет. Агрегаторы это классический платформенный бизнес, который может не иметь на балансе ни одной машины, но влияет на водителей и потребителей. 

«Мы не боимся выходить против больших компаний. Суд должен определить, где был монопольный доход, завышали ли они необоснованно цены, исказили ли ценообразование, прятали ли доходную часть», - сказал председатель АЗРК М.Омаров.

Митинг против «Яндекс.такси» / Фото: из интернета

Митинг против «Яндекс.такси» / Фото: из интернета

В Кыргызстане про монополию «Яндекс.Такси» тоже говорят давно, но в основном недовольства звучат от водителей, пассажиров и депутатов парламента. Например, депутат Нилуфар Алимжанова заявляла, что «Яндекс.Такси» стал монополистом и захватил рынок такси, но этот вопрос до сих пор не решен. Тогда же она просила дать поручение Антимонопольной службе и принять меры в отношении «Яндекс.Такси» в рамках закона о конкуренции.

Однако на данный момент мы можем отметить только один пример действий антимонопольного органа в отношении «Яндекси.Такси» — так называемая борьба с недостоверной рекламой. 

Как рассказали в Службе в ответ на наш запрос, еще в 2019 году Антимонополия установила, что реклама на авто «Яндекс.Такси», распространяемая «Яндекс Такси Б.В.», вводит потребителей в заблуждение и формирует ложное представление.

Антимонополия выписала предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а компания его исполнила в установленные сроки. Но партнерской компании «Яндекс.Такси Б.В.» Служба правонарушение «не засчитала», так как вина их не была доказана.


Неутешительные выводы

Реклама рекламой, но это мелочь по сравнению с другим риском, «внедренным» «Яндекс.Такси» на рынок. Его можно поставить даже выше, чем скачки цен, непрозрачные тарифы на поездку и высокую комиссию для водителей. Речь идет о безопасности граждан.

Мы задумались об этом, когда узнали о возможности онлайн-регистрации водителей. 

Конечно, с одной стороны это открывает возможности для трудоустройства, с другой это напрочь снижает уровень ответственности водителей и повышает уровень риска для пассажиров.

«Компания не может оценить психологическое или физическое состояние водителя. Каждого на собеседование не зовут»

Не добавляет баллов вопросу безопасности пассажиров и программа, стимулирующая водителей выполнять больше заказов. Бонусная система предполагает дополнительную выплату 3,5-4 тыс. сомов, если за неделю водитель сделает не менее 150 заказов. По этой причине водители недосыпают и не отдыхают. 

«Яндекс» пытался сделать регулировку по времени — не более 16 часов в день, — но онлайн-регистрация дает возможность для разных уловок», - добавляют в Профсоюзе.

По всему выходит, что «Яндекс.такси» не только задает свои правила игры, несмотря на то, как это влияет на клиентов, но и, в какой-то степени, пренебрегает нормами безопасности. 

Монополия «Яндекс.такси» распространяется на все «направления» деятельности службы такси. Один международный агрегатор диктует цены и условия труда на всем кыргызстанском рынке, блокирует развитие других служб такси и при этом облагается минимумом обязательств. Даже зарегистрироваться в Кыргызстане и платить налоги компанию обязали не так давно. До этого агрегатор получал доход на рынке, которому, по сути, ничего не отдавал взамен. 

Сейчас «Яндекс.такси» платит в бюджет определенные суммы, но также продолжает диктовать сектору свои условия. Госорганы относятся к этому «в рамках своей компетенции» или проще говоря бездействуют и молчат.

В итоге за все нововведения и алгоритмы работы платят простые люди — клиенты такси. У нас с вами практически нет возможности повлиять на стоимость услуг, выбирая подходящую нашему карману цену. Пока «Яндекс.такси» зарабатывает на нашем рынке деньги, нам приходится довольствоваться тем, что есть…


Авторы: Алина Локтионова, Маден Усманов

Data-редактор: Александр Богачев

Редактор Tazabek: Светлана Ахметшина

Закрыть  Закрыть
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Популярные

up

×