Форум АКИpress: Глава кабмина Акылбек Жапаров и посол Казахстана Рапиль Жошыбаев вступили в дискуссию

Tazabek - АКИpress сегодня, 28 февраля, проводит международный форум «Транспортные коридоры в Центральной Азии: новые возможности для Кыргызстана».
В ходе выступления Акылбек Жапаров сообщил, что ввиду задержек при прохождении грузов через границу Казахстана, правительство вынуждено открыть альтернативный маршрут в Россию.
Предполагается, что товары будут доставляться через территорию Узбекистана до порта Туркменбаши в Туркменистане и затем через Каспий достигать российского порта в Астрахани.
Одним из принципов ЕАЭС, членами которого являются Кыргызстан и Казахстан, как отметил А.Жапаров, является свобода передвижения товаров.
«Через Казахстан мы бы доставляли в Россию товары максимум за 2-3 суток. А так нам придется вот так колесить, ну что делать. Не будем же просить, сидеть, умолять. Мы будем работать, двигаться, вперед идти. К этому мы должны быть готовы как правительство, так и бизнес должен быть готов», - добавил А.Жапаров.
Посол Казахстана Рапиль Жошыбаев отметил, что Казахстан поддерживает любые альтернативные транспортные коридоры. Глава посольства сообщил о положительных результатах совместной работы двух стран на границе. Так лжетранзит из Кыргызстана сократился в 21 раз по сравнению с 2019 годом, ввоз товаров в адрес фиктивных получателей снизился в 28 раз. Данные меры, как отметил Р.Жошыбаев, позволили вывести из тени немалую часть взаимной торговли — импорт из Кыргызстана в Казахстан увеличился на 42%.
В рамках договоренностей между странами, как добавил посол, специалисты еженедельно выезжают на границу для предотвращения заторов и свободного перемещения товаров в Казахстан, Россию и страны Европы. Также сотрудничество стран с начала года обеспечило 99% оформление электронных счетов-фактур со стороны кыргызстанских перевозчиков, следующих в Казахстан. Посол также сообщил о сокращении всех видов проверок — на сегодня проводятся только 2%.
«Поэтому Казахстан ни в коем случае не против альтернативы», - добавил Р.Жошыбаев.
А.Жапаров привел пример, когда грузовой автомобиль из Узбекистана транзитом через Казахстан достигает Москвы за 2,5-3 суток. В то же время Кыргызстану для этого требуется 11-14 дней, несмотря на членство в ЕАЭС.
«Мы говорим, что и с нашей стороны есть недостатки. Мы не можем электронные счета-фактуры правильно пока оформить. Перевозчики вынуждены из-за малых объемов груза совмещать, и комбинированный груз везти. И в этом направлении правительству придётся самому таможенный терминал класса А построить, с тем, чтобы у нас было однотипное имущество, которое мы перевозим», - добавил А.Жапаров.
Глава кабмина обратился к перевозчикам с предложением перевозить однотипные грузы в автомобилях.
«Те же 40 машин, все везут 40 разных видов товаров. Могли бы объединиться и каждый везти один вид, максимум два вида товаров. Вот Алихан Асханович — премьер министр Казахстана сказал: «Акылбек Усенбекович, на спор, давайте в Кордае встретимся и любую машину остановим кыргызскую, если там будет на весь груз оформлены электронные счета фактуры, (проверим - прим.) две машины, то тогда мы будем пропускать. Пока мы к этому тоже не готовы. Это просто крик души», - добавил А.Жапаров.
В части применения навигационных пломб, как сообщил А.Жапаров, есть запаздывание со стороны казахстанской стороны.
Справка
АКИpress сегодня, 28 февраля, проводит форум «Транспортные коридоры в Центральной Азии: новые возможности для Кыргызстана».
В форуме принимает участие председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров, представители профильных министерств, дипломатических миссий иностранных государств, а также предприниматели, международные организации и экспертное сообщество.
На мероприятии будут представлены доклады на тему строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан, доступности портов в Индийском океане для Кыргызстана и перспективы создания хаба на территории аэропорта в Бишкеке.
В работе форума принимают участие 60 гостей.
Подробности можно узнать на странице форума, перейдя по ссылке.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
Читайте по теме:
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.