— Следующий момент, который очень важен, это скорости. Мы каждый день смотрим, какие у нас скорости в каждом из регионов. Видно, что скорость идет вверх. Если сравнивать интернет с рекой, то можно сказать, что мы расширяем русло. Людям нужен этот интернет, они его пьют. В некоторых районах мы увеличили скорости в 4-5 раз. И в целом мы увеличили скорость по стране в разы.
Также объем интернета – воды, которую выпивают наши клиенты, увеличился значительно. То есть мы дали больше скорости, люди стали больше потреблять. Есть такой закон, он абсолютен. Чем больше клиент покупает и потребляет услуг от оператора, от любого поставщика, это можно говорить про хлеб, про воду, тем он больше доволен. А как это видится? Страницы быстрее открываются, картинки быстрее скачиваются. Много, что происходит быстрее, и это прямо чувствуется. Но есть, конечно, такие клиенты, которые попробовали нас 3 года назад, когда у нас не все было хорошо, а сейчас не хотят возвращаться. Они говорят: «Нет, я знаю, там все плохо, не хочу». Вернуть клиента обратно – это тяжело. Это тяжелее, чем нового получить. Работать с восприятием, что мы где-то не дорабатываем, хотя у нас уже все хорошо, это одна из задач маркетинга.
Например, в конце прошлого года мы купили частоты и запустили в Бишкеке в начале этого года совершенно современную сеть TDD LTE, на мой взгляд, самую современную в Кыргызстане. Это уже не просто LTE, а усовершенствованная LTE, когда большая часть телефонов может использовать несколько станций, получать большие скорости. Это самая продвинутая сеть в Кыргызстане.
— То есть теперь в Бишкеке Beeline «летает»?
— В большинстве мест да, но сеть живая. Нам нужно строить и строить станции. Если у нас в каком-то районе было мало клиентов, а потом мы там установили станции, то там клиентов становится все больше и больше. Воды не хватает. Что делать? Нам нужно строить. Такой вот парадокс. Чем лучше у нас с клиентами, тем больше нам нужно инвестировать. И это правило действует для всех операторов.
— Почему 3 года назад было не очень?
— В мире все проблемы из-за двух вещей, это не только в мобильной связи — от отсутствия здравого смысла или от отсутствия денег, или от того и другого. Нам в том момент, видимо, не хватило ни здравого смысла, ни денег для того, чтобы инвестировать тогда, когда конкуренты инвестировали. Мы не были активны в маркетинге, как должны были. Почему? Это уже другой вопрос. Мы же часть группы Veon, там тоже происходили изменения. Мы пытались стать «супермега диджитал», не думая о базовых вещах, и не участвовали в аукционах по частотам. А что такое частоты? Это объем интернета, который ты можешь подать. Без частот ты не можешь развиваться. Это обязательное условие для любого мобильного оператора. Мы долго не могли купить частоты и сложно понять, по какой причине. В конце прошлого года нам это удалось, и мы быстро построили сеть. И мы сейчас максимально смотрим за тем, как мы можем имеющиеся у нас частоты использовать для того, чтобы клиентов мобильного интернета было больше, было лучше и удобнее.