Кыргызча

Компании опровергли обвинения водителей в поборах на КПП «Торугарт»: Кто платил по $50 за услуги?

10:16, 14 апреля 2022Обновлено в 21:05, 14 апреля 202213 542

Tazabek - Последнее время водители автомашин распространяют недостоверную информацию о том, что ОсОО «Иствэй» и ряд других компаний якобы взимают поборы с водителей в размере $50. Об этом сегодня, 13 апреля, в ходе пресс-конференции в АКИpress о ситуации с грузоперевозками из Китая сообщил генеральный директор ОсОО «Центрально-Азиатская Почтовая Служба» Бакыт Ирсалиев.

По его словам, логистические компании хотят объяснить суть сложившейся ситуации и рассказать о том, как выстраивался весь процесс.

Пандемия и новый алгоритм перевозок

По словам Бакыта Ирсалиева, все началось в 2020 году, когда мир столкнулся с пандемией. Из-за карантина границы были закрыты 8 месяцев, а грузопоток упал.

«9 сентября 2020 года граница открылась и начали заходить первые машины, но из-за коронавируса Китай внедрил специальный алгоритм перемещения грузов. Согласно этим требованиям, кыргызстанские машины не могли заходить на территорию Китая. Для перевозки грузов проводилась «перецепка», занимавшая от получаса до полутора часов. В результате в день в КР заходило от 5 до 10 машин. Такие условия не позволяли увеличить грузопоток и это была глобальная государственная проблема, негативно сказывающаяся на таможенных платежах. В связи с этим к нам обратилось руководство Таможенной службы с просьбой посодействовать в увеличении грузопотока», - пояснил Б.Ирсалиев.

Для улучшения процесса перевозок компания вела сложнейшие переговоры с китайскими партнерами в течение 6 месяцев. В итоге они предложили перевозить грузы контейнерами, но выставили условия, чтобы кыргызстанская сторона подготовила необходимую инфраструктуру на КПП «Торугарт».

«Китайские партнеры согласились купить контейнерный погрузчик за 750 тыс. долларов, а мы начали искать средства для улучшения инфраструктуры. Мы обратились в ГТС, но там сказали, что у государства денег нет. Тогда мы собрали все транспортные компании, которые работают с Китаем и сказали, что данную проблему надо как-то решать», - добавил он.

По словам Б.Ирсалиева, многие логистические компании сослались на нехватку средств, но 3 из них согласились взять на себя обязательства по подготовке инфраструктуры. Так они инвестировали в развитие грузоперевозок через КПП «Торугарт» более 175 тыс. долларов.

«Ранее наши машины застревали, потому что там жуткая грязь. Мы приобрели 40 тонн металлических листов и подготовили там площадку», - сказал он.

Таким образом, с 28 апреля 2021 года новый метод, над которым работали логистические компании, заработал. Вместо 5 машин в день, за 2 часа в Кыргызстан завезли 20 контейнеров с грузом.

Кто платил 50 долларов с машины?

Как рассказал заместитель генерального директора ОсОО «Центрально-Азиатская Почтовая Служба» Нурланбек уулу Адылбек, с первого дня было около 300 водителей, которые работали по контейнерным перевозкам.

«У нас с ними был разговор, что мы им будем помогать. Как это происходило? Китайская сторона говорит, что сегодня будет 30 контейнеров и запрашивает список машин, которые будут этот груз забирать. Мы передавали им подготовленный список водителей», - пояснил Нурланбек уулу Адылбек.

Для организации этого процесса был нанят штат сотрудников: от переводчиков до диспетчеров.

«С водителями было оговорено, что «фрахт» будет составлять 1350 долларов. Ранее они ездили по 1000 долларов. Однако сейчас они говорят, что мы у них по 50 долларов забирали. Такого не было!» - рассказал он.

Замдиректора «Центрально-Азиатской Почтовой Службы» согласился, что плата в 50 долларов была, но платили ее участники внешнеэкономической деятельности, а не водители. «Таким образом, непонятно, почему они сейчас говорят, что мы занимаемся поборами», - добавил Н.у. Адылбек.

Неверная информация у водителей

Как пояснил Бакыт Ирсалиев сейчас проблема заключается в том, что водители владеют неверной информацией и не совсем понимают юридическую составляющую.

«У нас есть договора на диспетчерские услуги с 14 компаниями, которые и платили нам по 50 долларов. Водителей ввели в заблуждение, почему-то они думают, что 50 долларов собирались с них, - сказал он.

Директор «Центрально-Азиатской Почтовой компании», объяснил, что эти средства были необходимы для возврата вложенных 175 тыс. долларов.

«Когда надо было расчистить площадку, мы работали в мороз. При поддержке администрации Нарынской области и руководства ГТС, на первом этапе мы завезли порядка 400 машин грунта для подготовки площадки», - рассказал Б.Ирсалиев.

На втором этапе — завезли металлические листы, чтобы машины не утопали в грязи.

«Кроме того, мы взяли на себя всю координации работы по перевозкам, платили зарплату сотрудникам. Так как Китай нам поставил жесткие условия, мы даже закупили СИЗ и откомандировали сотрудников на КПП. Мы несли определенные расходы, поэтому и просили компании поддержать нас», - добавил он.

По его словам, их компании сделали все возможное для улучшения грузопоток. «Благодаря нашей работе грузопоток только увеличивается каждый день. Тысячи человек кормятся, а в бюджет идут платежи», - сказал он.

Результат нашей работы переброска контейнеров за несколько минут.

В свою очередь Нурланбек уулу Адылбек привел в пример статистические данные, сказав, что за 3 месяца 2022 года грузопоток вырос до 14 млрд сомов.

Обращение в Антимонополию из-за повышение платы за перевозки

Несмотря на все это, по словам представителя компании «Иствэй» Улана Джумабаева, водители написали письмо, в котором сообщили о повышении стоимости грузоперевозок с 1400 долларов до 1600 долларов, а затем и до 1800 долларов (за габариты), а также платы за простой до 5000 сомов.

«Я работаю брокером и сегодня представляю компанию «Иствэй». Водители написали заявление, мы написали ответное, но компании-заказчики не придут сюда, потому что бизнес любит тишину. Бизнесменов мало, а водителей много», - сказал он.

Для урегулирования споров по стоимости около 15 компаний, по словам У.Джумабаева, написали заявление и обратились в Антимонопольную службу с целью снизить стоимость грузоперевозок.

«После этого приехал груз компании «Иствэй», 5 водителей сначала загрузили этот товар, а потом отказались выезжать из терминала. Мы их предупредили, что они делают неправильно — если они хотят митинговать, то они это должны делать «пустыми». Но они сослались на слова руководителя Ассоциации М.Д., который сказал им не выезжать с этим грузом», - рассказал У.Джумабаев.

Чтобы получить свой груз компания написала заявление в милицию. Однако водители отказались писать в заявлении о поручении главы ассоциации, а он сам сказал им выехать из терминала.

Собственные поборы Ассоциации дальнобойщиков

По словам коммерческого директора ОсОО «Трансэксперт» Эдилбека Мухамбетова, с октября 2021 года их группа компании не вмешивается в процесс грузоперевозок и перестали брать 50$ за диспетчерские услуги с логистических компаний.

«Эту функцию мы передали Ассоциации дальнобойщиков, можно сказать, они монополизировали этот рынок. Они нам только список машин дают, а мы его передаем китайской стороне», - сказал он, добавив, что таким образом поборами занимается сама ассоциация, перекладывая перед водителями ответственность на них.

«Они нас убрали в сторону, чтобы мы им не мешали собирать свои поборы, но мы же им помогаем работать. Когда мы регулировали заявки, мы узнали, что за вступление в ассоциацию они платят от 50 тыс. сомов до 2 тыс. долларов. Также мы узнали, что с водителей стали требовать деньги за вступление в союз. В Нарыне есть некоторые лица, которые руководят этой структурой, а М.Д. и другие по их указке руководят поборами», - сказал он.

Эдилбек Мухамбетов также рассказал, что многие из водителей даже не имеют патента. «Мы не могли со многими заключить договоры из-за этого. Стоимость патента 5000 сом. 1000 водителей по 5000сом, в казну недопоступает 5 000 000 сом в месяц. Они ни сома не платят за патент, но при этом некоторые из них имеют по 5 фур и в месяц могут зарабатывать по 14 тыс. долларов — по 700 долларов в неделю с каждой машины. В государство не платят, но говорят, что мы занимаемся поборами. Это неверно», - сказал он.

Обращение в «органы» для юридической оценки

В связи со сложившейся ситуацией данные компании обратились в правоохранительные органы для дачи юридической оценки и урегулирования вопроса, - рассказал Бакыт Ирсалиев.

«Они сейчас говорят лживые слова, якобы мы создаем компании-однодневки. Но у нашей компании 6-летняя история и есть клиенты — крупные компании. Даже китайские коллеги сейчас опасаются работать с Кыргызстаном. Для защиты своей репутации мы будем обращаться в правоохранительные и судебные органы. Также мы хотим попросить Минэкономики и Минтранс, чтобы они забрали координационную работу. Сейчас только мы передаем заявки и делаем это абсолютно бесплатно», - сообщил он.

В свою очередь Эдилбек Мухамбетов обратился к Администрации президента и ГКНБ, попросив их взять вопрос под свой контроль и дать юридическую оценку. «Мы уже боимся за свои жизни и имущество, потому что с их стороны уже поступают угрозы», - сказал он.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком