Доля кыргызского легпрома в общем рынке ЕАЭС составляет всего 0,4%. Та же Белоруссия занимает 5-6%. То есть в 10 раз больше. Здесь потенциал у местных производителей большой, при том, что на 95% продукция легпрома КР идет на экспорт в Россию. Вся эта отрасль фактически экспортная.
Сейчас на фоне ухода из России международных и зарубежных сетей российские ритейлеры пытаются занять их нишу и ищут новых партнеров в части производства. Они обращаются и в Кыргызстан, изучают возможности дополнительного производства здесь, тем более что здесь для них много положительных факторов. Во многом российский сектор fast fashion смотрит на Кыргызстан с интересом из-за коротких сроков доставки, отсутствия языкового барьера.
Скорее всего, Кыргызстан не будет являться такой огромной производственной площадкой как Китай и Юго-Восточная Азия, нет таких возможностей по объему. Но для средних и небольших российских региональных сетей Кыргызстан — это оптимальный партнер. Здесь можно отшивать небольшими партиями и достаточно гибко. Это важное преимущество неоднократно отмечалось российскими заказчиками.
- Какие потребности в связи с новыми объемами заказов возникают у наших швейников?
- Стандарты работы российских сетей предполагают оплату продукции в течение 3-4 месяцев, а то и полугода, после приема продукции. Для местных производителей сроки огромные, так как деньги требуются для следующего оборотного цикла и выпуска новых партий.
Традиционно, такие разрывы между отгрузкой и поступлением средств покрываются за счет факторинговых операций, то есть банк или финансовый институт дает деньги производителю по факту поставки им товаров покупателю, при этом оплата по контракту приходит через какое-то время от покупателя уже этому кредитору. Мы пытались ввести здесь подобные операции, но столкнулись с определенными сложностями.
Во-первых, факторинговые операции более присущи для коммерческих банков, так как банк всегда видит обороты по счетам клиентов.