• 05:49
  • 19 октября 2021
  • Вт

Почему новые правила могут разорить кыргызстанских предпринимателей? - Денис Бердаков

Tazabek - Летом наш Жогорку Кенеш работал в режиме «бешеного принтера»: последние дни перед каникулами депутаты принимали по 10-20 законов в день. Нардепы трудились не покладая кнопок учитывая, что каждый законопроект — это десятки страниц сложного текста с пояснениями, правками и расчетами. Разумеется, среди них были очень нужные стране законы, но за компанию прошло и кое-что явно спорное.

Я хочу остановиться на одной из таких инициатив, которую нахрапом пытались протащить целый ряд депутатов — это закон о введении государственной монополии на торговлю алкогольной и табачной продукцией.

Для меня, как для поклонника рыночной системы экономики, этот закон вызывает ряд вопросов. Как и следовало ожидать, законопроект был предложен в крайне сыром виде. Механизмов обсуждения, предусмотренных законодательством, он не прошел.

Немного слов о том, что же планируется. Автор законопроекта о введении монополии — депутат от партии «Кыргызстан» Замирбек Эсенаманов. Его обеспокоило, что республиканский бюджет испытывает серьезные денежные трудности. Оно и понятно: пандемия, экономический кризис, маловодье не могли не оставить на казне свой отпечаток. В это же время ряд производителей спирта и алкогольной продукции уклоняются от налогообложения, например, используя поддельные акцизные марки.

По оценкам Эсенаманова, в результате бюджет недополучает от 5 до 8 миллиардов сомов в год. Несправедливо? Очевидно. Но какими мерами нардеп предлагает с этим бороться? Давайте рассмотрим детально список мер:

лицензирование производства спирта и алкогольной продукции;

запрет на оптовую торговлю местным и импортным этиловым спиртом;

установление должной рыночной стоимости за сборы на получение лицензии на производство спирта и алкопродукции, на импорт алкогольной и табачной продукции;

создание государственной акционерной корпорации «АлкоТабакПром» — монополиста на алко- и табачном рынках.

Вроде все звучит хорошо, но на самом деле это словно реформы из стран третьего мира. Кратко объясню, почему эта идея не только неэффективная, но и приведет к росту коррупции и — чего доброго — может аукнуться даже смертельными случаями.

Во-первых, закон крайне сырой. Допустим, мы действительно введем 100-процентную государственную монополию на производство, хранение и реализацию спирта, алкогольной и табачной продукции.

Приведет это к тому, что с прилавков супермаркетов исчезнет ассортимент продукции, поскольку его выбор будет отдан на откуп монополистам. Именно они будут за нас, потребителей, решать, что завозить, а что не нужно. Откуда некие монополисты и чиновники узнали вкусы и предпочтения всех граждан нашей страны? А ведь в этом и заключается рыночный механизм – учитывать в ассортименте потребности всех. В 21 веке мы вынуждены выбирать что нам диктует государство.

Как говорится, back to USSR.

Во-вторых, законопроект открывает безграничные возможности для коррупции. Прям финансовый лифт для нечистых на руку чиновников. Если вы помните, в 1997 году у нас уже действовала госмонополия на торговлю алкогольной продукции. Кончилось это оглушительными скандалами, которые прогремели в 2003 году.

Тогда власти признали, что государственная акционерная корпорация «Кыргызалко» никак не улучшила работу предприятий, выпускающих водку и ликеро-водочные изделия. Напротив, заводы начали простаивать, выросли недоимки по налогам, а выпускаемая продукция быстро потеряла конкурентоспособность.

Тогда обороты не просто снизились, а рухнули: заводы выпускали лишь 30 процентов от производственной мощности. Это привело к острому дефициту на рынке.

В-третьих, на полках станет больше контрафактной продукции. Тогда, в 1997 году буйным цветом зацвели подпольные цеха, где перерабатывали спирт. Звездный час был и у контрабандистов. Люди стали массово травиться суррогатом. Тогда подобными новостями СМИ пестрели постоянно, но в последние годы о таком практически не слышно: нынче крупные производители ревностно пекутся о качестве товара.

В-четвертых, и этот пункт, пожалуй, ключевой. Сейчас легальный рынок сигарет, функционирует нормально, все механизмы налажены, включая сборы в казну. А вот в серой зоне творятся веселые 90-ые. Там оценочно на десятки миллиардов сомов у нас импорт сигарет из разных стран и дальнейший их реэкспорт в страны ЕАЭС и Китая. От этого страдают остальные наши бизнесмены чьи товары попадают под проверки при экспорте, так как наши партнёры по ЕАЭС давно уже потеряли терпение по этому вопросу. И тут бы логично государству прикрыть все серые схемы, пополнить бюджет и в целом поднять порядок в отрасли давая возможность легально работающим дистрибьютерам платить налоги. Но ведь предлагается по сути лишить десятки тысяч человек работящих легально в крупных компаниях и мелких магазинчиках по привозу, маркетингу, хранению и продаже качественного сертифицированного табака и сигарет. Поэтому подход к монополизации удивляет. Не надо выдумывать архисложные схемы.

Правоохранительным органам пора просто перекрыть всем известные каналы перетоков контрабанды и арестовать участников этих схем.

За последние 9 лет количество денег, поступающих в казну от акцизов, выросло в 10 раз. В это сложное время нельзя рисковать этим доходом, проводя заранее провальные эксперименты.

Так откуда взять деньги? Я уже как-то писал про серый импорт табака, где наглядно, с цифрами показывал, каким образом мимо казны проходят десятки миллиардов сомов акцизов и налогов только от сигарет. И все прекрасно знают о существовании этих потоков!

И на десерт. Каждый раз, когда государство начинает заниматься монополией того или иного сектора — речь даже не только про нашу страну — это всегда кончается ростом цен, снижением ассортимента, перебоями с поставками. Всегда.

Учитывая наш местный колорит, я не удивлюсь, если новое госпредприятие построит себе шикарное здание в центре Бишкека, назначит зарплату по 150 тысяч сомов руководству, разведет гигантский штат сотрудников.

И кончится это финансовыми скандалами и оглушительным закрытием. Так уже было в 2009 году, когда ЖК отменил госмонополию, признав деятельность акционерной корпорации «Кыргызалко» несостоятельной. Это был дорогой и очень болезненный для страны урок.

Автор статьи – Денис Бердаков

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
месяц2950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
Закрыть  Закрыть

up

×