«Разрешение споров по декретам ВП о национализации объектов»: Что было в 38 декретах и в решении Конституционной палаты по обращению компаний, чье имущество было национализировано?

08:53, 16 апреля 2021Обновлено в 15:36, 8 мая 20219 745

Публикации более 1 года. Обратите внимание

Tazabek - Министерство экономики и финансов 13 апреля вынесло на обсуждение два законопроекта — «О разрешении спорных отношений по Декретам Временного правительства КР о национализации» и «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс КР».

Временным правительством было принято 42 Декрета по вопросам, связанным с национализацией, из них:

- о национализации объектов – 38 Декретов;

- об утверждении порядка принудительного изъятия – 1 Декрет;

- о внесении изменений и дополнений в Декреты о национализации объектов – 3 Декрета.

На основании представлений Генеральной прокуратуры, в которых были изложены факты незаконного приобретения имущества соответствующими лицами, Декретами Временного правительства в 2010 году было национализировано 47 объектов.

Проведенная в 2010 году национализация имела свои особенности. По раннее действовавшей Конституции КР от 5 мая 1993 года (в редакции закона от 23 октября 2007 года №157), утратившей силу законом от 27 июня 2010 года, изъятие имущества помимо воли собственника допускалось только по решению суда. Отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, могло быть произведено при условии предварительного и равноценного его возмещения.

В соответствии с действовавшей в 2010 году редакцией статьи 288 Гражданского кодекса КР, национализация допускалась только на основании принятого в соответствии с Конституцией закона о национализации этого имущества и с возмещением лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием.

Таким образом, национализация, проведенная в 2010 году, отличалась от условий, заложенных в конституционных нормах, поясняет Минэкономфин.

19 июля 2010 года (к тому времени было принято уже 26 Декретов о национализации) Временное правительство приняло Декрет №103 «Об утверждении Порядка принудительного изъятия имущества».

Пунктом 2 Декрета ВП от 19 июля 2010 года №103 было установлено, что:

- в декретах ВП о национализации под национализацией имущества понимается принудительное изъятие имущества без обязательного возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием;

- по отдельным принудительно изымаемым в собственность государства объектам декретами ВП о национализации может быть предусмотрен возврат денежной суммы, уплаченной собственником принудительно изъятого имущества при его приобретении.

Возмещение бывшим собственникам стоимости национализированного имущества предусмотрено в 7-ми из 42-х Декретов.

Также пунктом 2 Порядка принудительного изъятия имущества было установлено, что в декретах ВП о национализации под национализируемым имуществом следует понимать имущество, выявленное правоохранительными органами в процессе проведения проверок и имеющее отношение к семье Бакиева К. и его окружению, а также имущество, приватизированное в период с 2005 по 2010 годы методом без установления цены.

Сразу после национализации бывшими владельцами стали подаваться в суды КР иски о признании Декретов ВП о национализации недействительными, о признании права собственности на национализированные объекты, о восстановлении имущественных прав и по другим спорным вопросам (около 70 исков).

В министерстве отмечают, что исковые заявления о признании Декретов ВП о национализации недействительными, оставлялись судами общей юрисдикции без рассмотрения.

В этой связи рядом бывших владельцев национализированных объектов (ОсОО «Эмгек Курулуш», ОсОО «Ташкомур», компания United Cement Group PLC, ОсОО «Пансионат «Витязь», ОсОО «О.К.К.В.», граждане Калимова С.Л., Байгобылов Б.А., Баев В.В. и другие) были поданы ходатайства в Конституционную палату Верховного суда о признании некоторых Декретов ВП неконституционными.

Конституционная палата, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам:

- в содержательном смысле национализация преследовала цель сохранения и установления государственного контроля над имуществом, предположительно присвоенного незаконным образом;

- оспариваемые на предмет конституционности Декреты требуют исследования и проверки фактических обстоятельств, имеющих отношение к данному вопросу;

- Декреты ВП не могут быть предметом судебного разбирательства в рамках конституционного или любого другого вида судопроизводства.

В решении Конституционной палаты от 11 июля 2014 года правительству было поручено создать правовые механизмы, обеспечивающие в разумные сроки разрешение спорных отношений по Декретам ВП и возможность восстановления имущественных прав законных собственников. При этом решения, принятые по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части решения Конституционной палаты, должны иметь форму актов правительства, позволяющих субъектам спорных отношений реализовать свое право на судебную защиту.

В течение 2015-2020 годов несколькими межведомственными комиссиями и рабочими группами рассматривались и предлагались различные варианты урегулирования спорных отношений по Декретам о национализации, однако, все они не находили логического завершения.

Так, постановлением правительства от 25 декабря 2018 года № 619 было утверждено Положение о порядке рассмотрения обращений бывших собственников имущества, национализированного в соответствии с декретами ВП.

По данному Положению, принятие решения о восстановлении имущественных прав либо отказе в восстановлении имущественных прав возлагалось на межведомственную комиссию.

При этом решения, принятые комиссией о необходимости восстановления имущественных прав либо об отказе в восстановлении имущественных прав, являлись основанием для принятия соответствующего решения правительства.

Правительство 16 апреля 2019 года образовало комиссию, куда были включены руководители министерств и ведомств, депутаты Жогорку Кенеша и представитель гражданского сектора. Секретариат комиссии зарегистрировал 14 заявлений о восстановлении имущественных прав.

Однако, работа комиссии зашла в правовой тупик, поскольку в постановлении правительства от 25 декабря 2018 года № 619 не были определены основания для принятия комиссией решения о необходимости восстановления имущественных прав заявителей либо решения об отказе в восстановлении имущественных прав, а также не был установлен порядок рассмотрения заявлений.

15 июня 2020 года состоялось заседание комиссии, на котором было рассмотрено заявление ОсОО «О.К.К.В» и 20 участников долевого строительства на объекты оздоровительно-туристического комплекса «Аврора Грин». По результатам обсуждений присутствующие на заседании члены комиссии приняли решение, что комиссии не представляется возможным принять во внесудебном порядке решение о восстановлении имущественных прав заявителей либо решение об отказе в восстановлении имущественных прав.

Так, в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Таким образом, по действующему гражданскому законодательству, решения о восстановлении нарушенных имущественных прав могут принимать исключительно судебные органы.

Ввиду сложившихся обстоятельств любое решение комиссии в настоящее время не может быть четко аргументировано и принято в юридической плоскости, так как любые спорные имущественные отношения должны решать судебные органы, а не правительство или создаваемые временные совещательные органы.

В этой связи для надлежащей реализации решения Конституционной палаты Верховного суда от 11 июля 2014 года, создания условий для беспрепятственной реализации законными собственниками права на судебную защиту и восстановление имущественных прав, Министерством экономики и финансов разработало законопроект «О разрешении спорных отношений по Декретам ВП о национализации».

Законопроектом предусматривается, что для восстановления имущественных прав бывший собственник обращается в суд КР с заявлением о признании права собственности на национализированный объект. При этом устанавливается, что дела по заявлениям о признании права собственности на национализированные объекты рассматриваются судом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом КР.

Одним пакетом с рассматриваемым законом предлагается принять законопроект «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики», которым подраздел 3 «Особенности производства по отдельным категориям дел» кодекса дополняется статьей о производстве по заявлениям бывших собственников о признании права собственности на национализированный объект.

Так, предлагается установить, что заявления бывших собственников о признании права собственности на национализированный объект рассматриваются районными судами по правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными законом о разрешении спорных отношений по Декретам ВП о национализации.

Кроме того, в законопроекте «О разрешении спорных отношений по Декретам ВП о национализации» предусмотрено, что для признания судом права собственности заявителя на национализированный объект обязательным является установление факта законного приобретения национализированного объекта бывшим собственником, а также приводится исчерпывающий перечень обстоятельств, которые должен проверить суд для подтверждения законности приобретения имущества заявителем.

В связи с этим издание Tazabek подготовило список по 38 объектам, которые были национализированы декретами Временного правительства.

Также в материале указан декрет об утверждении порядка принудительного изъятия, а также три декрета о внесении изменений и дополнений в Декреты о национализации объектов, а также решение Конституционной палаты Верховного суда от 11 июля 2014 года по делу о проверке конституционности Декретов Временного правительства.

Полностью материал доступен по подписке на Tazabek.

Полная версия новости по подписке

Компании

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

1 новость4000 сомКупить
год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком