Битва за реэкспорт и «закрытый» Китай — Выиграли ли грузоперевозчики от членства Кыргызстана в ЕАЭС?

09:15, 6 апреля 202114 009

Публикации более 1 года. Обратите внимание

Tazabek - Грузоперевозки — это товарные жилы, которые являются основой торговли каждой из стран. Они обеспечивают круговорот товаров, который затем называют громкими словами «экспорт» и «импорт». Наличие белорусской молочной продукции, российской древесины, армянских напитков — это результат деятельности как местных, так и иностранных грузоперевозчиков.

Но в каких условиях работают транспортные компании и их сотрудники, которые доставляют грузы? Что для них изменилось с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, одной из задач которого было обеспечение свободы перемещения товаров между странами? Устранены ли барьеры и препятствия? Решены ли многолетние проблемы? Открыты ли новые возможности?

За ответами на эти вопросы Tazabek обратилось к грузоперевозчикам. Но для начала цифры...

С момента вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз в 2015 году показатели грузоперевозок в союзе выросли. Из года в год динамика перевозок показывала улучшающиеся результаты. Исключением стал 2020 год, когда пандемия внесла свои коррективы во все процессы жизнедеятельности государств не только союза, но и мира.

Если сравнить объем грузов в 2015 году и объем в 2019 году, то рост составит более 11,2%. Из-за пандемии в 2020 году показатели упали на 5,9% по сравнению с 2019 годом.

В целом же в разрезе по странам ЕАЭС доли каждый год остаются примерно одинаковыми. Самыми крупными игроками были и остаются Россия и Казахстан, которые делят между собой более 90% всех перевозимых грузов ЕАЭС: Россия — более 60%, Казахстан — более 30%. Надо сказать, что остальные страны ЕАЭС делят между собой даже не 10% грузов, речь идет о гораздо более скромных объемах: Беларусь — более 3%, Кыргызстан — 0,3%, Армения — 0,1%.

Кыргызстан стоит на предпоследнем месте из всех стран ЕАЭС по объему перевозимых грузов, но с момента вступления в союз объем этих товаров постепенно увеличивался — незначительный, но постепенный рост. Как и во всех других странах ЕАЭС Кыргызстан столкнулся с множеством проблем в пандемию, из-за которой объем грузов сократился с 34,2 млн тонн до 26,8 млн тонн.

Такой результат был ожидаем, так как в период закрытых границ, жестких ограничений в передвижении и карантинных мероприятий, деятельность во всех отраслях была практическим остановлена. Даже то, что кыргызстанские перевозчики смогли заниматься поставкой продуктов из Казахстана, России и других стран, уже плюс со стороны членства в ЕАЭС.

К слову, тогда некоторые перевозчики сообщали, что в пандемийный период госорганы союзных стран решали ряд проблем гораздо быстрее, оперативнее и качественнее, чем в обычное время. Это облегчало трудности и без того сложной работы перевозчиков.

Однако следует понимать, что экстренные ситуации — это всегда особенное время, когда каждая из сторон готова идти на определенные компромиссы. В простое, не обремененное необходимостью принятия быстрых решений время, страны-соседи продолжают защищать собственный рынок, выстраивая барьеры.

Так как же изменилась жизнь грузоперевозчиков после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз? Удалось ли странам-союзницам выполнить обещание, данное еще перед созданием союза, и обеспечить свободу передвижения товаров в евразийском пространстве?

Об проблемах и особенностях грузоперевозок разными видами транспорта смогут узнать подписчики Tazabek

Полная версия новости по подписке

Наземные грузы: Борьба за реэкспорт   В сфере грузоперевозок, совершаемых кыргызстанскими компаниями, львиная доля приходится на автомобильный транспорт.

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

1 новость4000 сомКупить
год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком