Директор Limon.KG рассказал, как он решился на ребрендинг издания и во сколько это обошлось (интервью)

14:05, 26 марта 2021Обновлено в 16:53, 27 марта 202119 930

Tazabek - Директор первого молодежного интернет-издания Limon.KG в Кыргызстане Тагай Тазабеков рассказал изданию Tazabek, как он решился на ребрендинг старого издания Limon.KG и во сколько это обошлось, а также поделился планами на ближайшие годы.

- Здравствуйте, Тагай. Сегодня конец марта 2021 года, это значит, что почти 7 лет назад вы начали заниматься ребрендингом старого издания Limon.KG. Расскажите, почему вы на это решились и какие цели ставили?

- На тот момент я активно работал в АКИpress, было очень много работы. В те годы все на рынке Кыргызстана шли по его пути. Как у нас часто бывает в стране, если кто-то делает успешный кейс, все начинают повторять за ним, это видно сейчас на новостном рынке. Просто кто-то делает больше упор на одно, кто-то – на другое. Мы же видели, что есть ниша, которая не охвачена никем на рынке, и в которую никто не верил.

В Кыргызстане, к тому же, неправильно работают социальные лифты, и в сознании людей образование потеряло свою ценность. Если посмотреть на наш парламент, то можно заметить, что человеку необязательно иметь образование, какое-то успешно признанное реноме, чтобы участвовать в управлении страной. Нужны совсем другие компетенции. Это послужило худшим примером для молодежи, стало своеобразным демотиватором.

- Только ли это послужило причиной обесценивания образования в КР?

- Конечно, нет, уровень и качество жизни, а также отсутствие общего развития общества привело к этому. Если посмотреть на данные за прошлый год, то мы увидим следующую картину: свыше 100 тыс. детей выпустились в 2020 году, из них на ОРТ зарегистрировалось 43 тыс. выпускников. Но только 25 тыс. ребят прошли пороговый балл. При том, что порог был снижен до 105 баллов.

Поэтому, когда решились на ребрендинг издания, главной миссией ставили мотивацию нового поколения к успеху в образовании, науке, бизнесе, творчестве и карьере. Через Limon.KG и истории незаурядных ребят мы хотели показать нашей молодежи и их родителям, что можно добиться высоких и даже подчас грандиозных результатов собственными силами – и в Кыргызстане, и на мировой арене.

И третий фактор – мы всегда следили за трендами западных медиа, по которым было видно, что многие вещи здесь, в Кыргызстане никто не делает. В те годы на западном медиа-рынке начали происходить тектонические сдвиги, появляться новые форматы и тренды в подаче информации.

Находясь на перекрестке этих трех линий, собрав небольшую команду, мы пришли к выводу, что можем создать другое медиа, выполняющее полезную функцию для нашего общества и страны. Мы обозначили для себя ценности, вокруг которых построили новое издание. Мало кто это понимает, но Limon.KG изменил в целом медиа-рынок в стране.

Мы открыли и продолжаем открывать для страны новых настоящих звезд, какими они должны быть в здоровом прогрессивном обществе – ребят, окончивших лучшие университеты мира и Лиги Плюща, сделавших карьеру в лучших корпорациях – Apple, Google, Amazon, Uber, Microsoft и многих других.

- Какие возникали сложности? Тяжело ли идти с такой миссией?

- Конечно, было непросто, но мы не ощущали этих сложностей. Потому что всегда наслаждались процессом. Что бы не делали, всё находило бурный отклик в сердцах читателей. От того, что мы наслаждались работой, рождались все более смелые и дерзкие идеи. Но мы не сразу отнеслись к этому, как к бизнесу; больше – как к творчеству, способу дать что-то людям.

- Требовал ли Limon.KG больших вложений?

- Вы знаете, по тому количеству хайпа и share'ов, которые собирали материалы Limon.KG, это не было большими затратами. Медиа – это всегда аудитория. Ты тратишь некоторое количество денег, чтобы получить какой-то размер аудитории. У нас этот коэффициент всегда был высоким: мы тратили мало денег, но охватывали большое количество аудитории. Расходы на охват аудитории у Limon.KG возможно были самые эффективные в Кыргызстане. Например, ролик «История красоты кыргызской женщины» только на нашем канале в YouTube набрал более 500 000 просмотров за короткий срок, на канале казахского блогера – 400 000 на тот момент, потом мы перестали следить.

Для YouTube того времени это были хорошие цифры. Его к тому же крутили все гостелеканалы: КТР, ЭЛТР, 5 канал, частные – НТС и другие, показывали в маршрутках и другом общественном транспорте, китайские пользователи залили его на свой китайский YouTube. А себестоимость этого ролика составила всего лишь 1500 сомов, потраченных в основном на пиццу в обеденный перерыв для съёмочной группы, а не на продакшн. Ролик за 1500 сомов стал таким популярным.

Другой наш ролик «Какой самый вкусный Ice Tea?» на нашем канале в YouTube набрал не так уж много просмотров, но в Instagram видео хайпануло, и владелец одного из брендов чая из Казахстана опубликовал его на своем аккаунте, где он набрал сотни тысяч просмотров. Стоило нам это тоже – не больше одной пиццы.

- Как по цифрам изменилось положение Limon.KG за эти годы? Сколько подписчиков сегодня и какими страницами располагаете?

- Limon.KG сейчас работает на шести основных площадках: наш веб-сайт – коллектор всей информации, которую мы производим; Instagram – это около полумиллиона человек в Кыргызстане, причем аудитория старше 18 лет; Facebook – 50000 подписок, Telegram канал – 7500, Twitter и наш YouTube канал вместе – 75000 человек.

На пике у нас на сайте была аудитория в 400 000 уникальных посетителей, суточная –больше 50 000. После того, как запланировано отказались от таблоидной части – новости соцсетей, шоу-бизнеса, мы ужались, но не так сильно и драматично, как думали.

Что касается Instagram-канала, мы собрали аудиторию старше 18 лет, количество подписчиков составляет 460 000 человек. Более того, нас читает прогрессивное, образованное население Кыргызстана. Из них более 300 000 – Бишкек, в Оше — около 30 000 человек, Токмок — 7500 человек, Каракол — 5 тысяч. И это не просто цифры, это люди, которые знают, что такое условно говоря Uber или Netflix, и понимают разницу между Стэнфордом и MIT.

- Какие у вас планы на ближайшие пять лет?

- Мы хотим укрепиться в том, чего добились. Есть потенциал для роста. Видим, что и как нам нужно делать. По ленте видно, ради чего это делаем. Мы нигде никогда не обозначали свои ценности, но читатели чувствуют их сами в наших материалах, судя по отзывам и пожеланиям. Если говорить коротким слоганом, хотим популяризировать образование в Кыргызстане, сделав его модным. Учиться – это модно, хорошо учиться – еще моднее, поступать в топовые вузы – это круто, и мы хотим, чтобы каждый парень или девушка в Кыргызстане хотели поступить в лучший вуз, получить качественное образование, построить прекрасную карьеру, запустить крутой стартап, зарабатывать на интеллектуальном труде, не выезжая из Кыргызстана.

Иногда, правда, нас обвиняют в пропаганде эмиграции. Во-первых, желание уехать — это больше следствие политической ситуации в стране, к тому же, вы знаете, у кыргызов есть 2 особенности. Первая особенность – каждый из нас считает, что можно повторить успех другого кыргыза. Вторая особенность – кыргызы ненормально привязаны к родине. Их многое связывает с родиной, и каждый из них хочет вернуться в свою страну.

На этих вещах и построена наша деятельность. Мы верим в то, что даже если они и побудут за рубежом, получат топовое образование, будут успешно работать там, все равно рано или поздно вернутся в Кыргызстан. Большинство – 99% знакомых, имеющих классную историю за рубежом либо вернулись, либо думают о возвращении и импакте в стране. Верим, что так оно и будет; что большая часть ребят, которые получат образование и опыт за рубежом вернутся, чтобы помогать родине. К чему это приведет? Фактически к тому, что количество образованных людей с правильными ценностями станет критически достаточным для изменения ситуации в стране. Вот это и есть наша цель: чтобы таких людей в стране стало больше.

Поэтому очень радуемся большим успехам наших соотечественников и считаем, что это успех всей страны. Особенно радуемся, когда получаем сообщения от ребят, которые прочитав когда-то историю на Limon.kg, вдохновились, поверили в свои силы и добились в итоге высокого результата. Одна из таких историй – о парне, который сегодня работает в Apple.

- Отдача от такого контента есть?

- Монетизировать такое медиа не так просто, это трудоемкий процесс. Если взять любое другое медиа, оно, не тратя ресурсы, получая сводку от МВД, напишет про изнасилование и поймает 50 000 просмотров, не потратив и 5% ресурсов, затрачиваемых нами на одну статью. Мы тратим на одно интервью несколько дней, иногда недель. Если говорить с точки зрения медиа-предпринимательства, легче писать о политике и преступлениях, но это не наша история, мы – про радость, мотивацию и успех (смеется).

- Что можете сказать о главных тенденциях в Кыргызстане?

- В стране проблем много. Одна из основных в том, что люди, управляющие нами, не имеют достаточного уровня образования для этого. Потому что в кругах власти важнее лояльность, чем компетенция. Это касается и экономики, и политики, и зачастую даже бизнеса. В Кыргызстане сейчас такое положение, как на бирже: быстрее договориться, поторговаться, решить и двигаться дальше. Одна тактика, никакой стратегии. В угоду личным интересам многие забыли об интересах государства и граждан, живущих в нем. Вдобавок каждый кыргыз считает, что он сможет быть президентом. Это же огромная ответственность. Они не понимают, что государственный чиновник, министр, руководитель государственного предприятия, депутат – все они должны обладать выдающимися знаниями, компетенциями, которые позволят каждому из них выполнять свою работу на отлично.

Если посмотреть на то, как «бизнес» нанимает человека в команду: он смотрит на его бэкграунд, какое было обучение и оценки, предыдущее место работы, опыт и каких вершин достиг. После этого понимаешь, справится ли он с той или иной рабочей ситуацией или нет, а потом только нанимаешь; и даже тогда мы не защищены от ошибки. А в нашей стране люди верят в кланы и слоганы, не обращая внимания на бэкграунд человека: «Ооо! Этот человек хорошо говорит, мы выбираем его».

- Но все-таки многие молодые люди хотят уехать из страны

- И этот тренд, к сожалению, в руках властей. Но есть два исключительных момента, вселяющие надежду. Первый – волонтеры . Люди, герои, которые не обязаны были помогать, рисковали жизнью, делились материальными ресурсами, лишь бы помочь своим согражданам пережить эту трагедию. Так получилось, что драйвером этого движения была молодежь. Потому что у них уже есть понимание важного фактора: чтобы в государстве было всё хорошо, недостаточно, чтобы у тебя всё было хорошо, должно быть хорошо у твоих соседей, друзей, комьюнити. Нигде в мире не было такого проявления гражданского самосознания. Получилось, что слабое государство стало причиной рождения сильной нации. Второй момент – дружинники, которые защитили город от бесчинств и мародерств. Это был поразительный момент гражданского единения, тоже уникальный для всего мира. Народ дважды доказал другим и себе, что мы можем сами поднять страну и стать друг другу опорой, лишь бы нам не мешали. И мы, как медиа, очень плотно освещали деятельность этих движений и сообществ, чтобы как можно больше людей захотели в этом участвовать.

Мы стараемся выполнять свою работу и миссию качественно; чтобы мотивировали и помогали как можно лучше; чтобы наши читатели вдохновлялись и достигали как можно большего успеха – это наша миссия. Нам необязательно идти во власть ради этой цели, нам важнее здесь оставаться лучшими. И мы верим, если каждый дворник будет качественно и правильно выполнять свою работу; каждый водитель будет ездить, не нарушая правил дорожного движения, а соблюдая их; каждый пекарь будет правильно выпекать хлеб и организовывать дистрибуцию – когда каждый на своем месте будет качественно выполнять свое дело, тогда и ситуация в стране изменится. Власть никогда не живет в отрыве от народа, если только народ не позволяет ей. Власть – это зеркало того, что делаем мы. Каждый на своем месте должен делать свою работу отлично. И тогда человек с чистой совестью сможет спросить с власти: «Ты отвечаешь требованиям, которые я ставлю сам себе, в первую очередь?», и тогда ситуация поменяется.

- Да, в стране мало медиа, информация и работа которого построена вокруг будущих поколений

- Нам удалось открыть для кыргызстанцев истории первого кыргыза в Google – Тилека Мамутова, первого кыргыза, окончившего MBA Гарвард – Чолпона Джумашукурова, Эркина Адылова (Behavox), истории выдающихся ученых Асель Сартбаевой, Жениша Жакыпова и многих-многих других ярких личностей. Эти истории, как полярные звезды для нашей умной молодежи: к ним стремятся, и это правильный ориентир.

Весь мир фанатеет от Илона Маска, и мы в свою очередь рады, что в Кыргызстане прогрессивная молодежь фанатеет от Эркина Адылова, даже несмотря на его непубличность для Кыргызстана. Почему бы и нет? Это наш Илон Маск, скорее всего первый, кто создаст миллиардную мировую компанию без клановых ресурсов, связей, не воруя государственное, а своим трудом и умом. Это же замечательная история!

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком