• 17:30
  • 28 сентября 2020
  • Пн

Убиение парламента происходит на наших с вами глазах, - экономист Ж.Байгуттиев

17:41, 2 сентября 2020Обновлено в 21:00, 2 сентября 20207 718

Tazabek - Экс-министр экономического регулирования КР Женишбек Байгуттиев поделился с Tazabek своим мнением о том, в каком сейчас экономическом и политическом положении оказался Кыргызстан. Мы публикуем его статью полностью без изменений с сохранением орфографии и стилистики автора.

Современная история Кыргызстана пишется корявыми буквами. Вот уже долгих 29 лет. Но час истины как никогда близок. Осталось только испить чашу бессмысленных унижений до дна. Нет, я не буду уходить в экскурс о деятельности наших бывших президентов - попытайтесь это сделать самостоятельно. Поделюсь о насущном: парламент как институт, как ветвь власти умирает. Потому как в неодолимых тисках. И это отнюдь не преувеличение по Марку Твену.

Убиение парламента – давно и глубоко больного органа власти - происходило на наших с вами глазах, при нашем молчаливом согласии. Ткань мертвела по велению ЦИК и хотению Президента(-ов) планомерно, и шестой созыв последний год своей деятельности мало походил на парламент вообще. И если Госдума РФ за высочайшую скорость принятия законопроектов и низкое качество экспертизы заслужила название «бешеный принтер», то нашему законодательному органу повезло и того меньше: уничижительное «чимкирики» никак не балует слух и в точности отражает сомнительные достижения шестого созыва ЖК.

Что касается седьмого созыва «илитного» балагана, то он рискует стать мертворожденным изначально. И дело не только в персональном составе кандидатских списков партий-фаворитов – эка, понимаешь, невидаль!

Куда большая закавыка в поразительной безропотности парламента, в его придаточной зависимости от Президента и окружения главы государства. Природой зависимости ЖК является тот неоспоримый факт, что депутаты, «втайне» оставаясь лоббистами своего бизнеса, уязвимы перед силовиками и иже с ними.

И эта зависимость куда сильнее, нежели зависимость перед народом, который, будучи облапошен напёрсточниками во власти, всегда и заведомо в проигрыше. Комбинация со средним пальцем, показанная давеча лидером провластной партии олигархов оппонентам после суда и отчего-то близко принятая народом, – по сути, символ отношения новоизбираемого парламента в части выполнения своих обещаний уже на следующий день опосля выборов.

Таким образом, мы вправе утверждать, что Парламент не является представительным органом, а служит исключительно собственным интересам и подчиняется только Президенту (главнокомандующему) и силовикам. (выделено автором)

В награду за услужение исполнительная власть внимает парламентариям при назначениях и проведении разного рода тендеров в части госзакупок. Из приятных бонусов можно также отметить налоговую оптимизацию для аффилированных с народными избранниками предприятий плюс чины экстерном.

Народ, доверивший свою судьбу таким депутатам, не вправе рассчитывать на грядущие изменения к лучшему. Впрочем, судьба седьмого созыва может оказаться плачевнее предыдущего созыва, и обструкция (и координация) через соцсети и митинги рано или поздно поставит Президента перед необходимостью разгона ненавистного Парламента.

Незавидной, скорее всего, будет и судьба Правительства, сформированного новоизбранным Парламентом (де-юре) и Президентом (де-факто). Если исходить из того кадрового потенциала, который рекрутирован нынешней властью, то псевдотехническое Правительство сменит такое же безликое и безвольное правительство.

Для создания видимости дееспособности такого правительства понадобится целая армия консультантов и PR-менеджеров. Спасёт ли это отцов кыргызской демократии, простите, Правительства – судите сами. По мне, так ненадолго. Крушение ветвей власти в Кыргызстане будет иметь эффект домино.

В стране, где напрочь отсутствуют социальные лифты, и даже выборы таковыми не являются, революция – это всегда лишь вопрос времени.

Подмена выборов грязными избирательными технологиями и в конечном счете вердиктом ЦИК даст старт бессрочным митингам (сродни Белоруссии). Кто бы что ни говорил, но улица вкупе с политическими партиями, оказавшимися не у дел, – грозная сила. И тогда Президенту Сооронбаю Шариповичу припомнят все его провалы за первую половину его каденции.

А именно: так называемую (избирательную) борьбу с коррупцией, развитие регионов (в ущерб развитию городов), кадровую политику, при которой социальные лифты работают исключительно для своих и приземленных, рост противостояния между Севером и «элитой» Юга, растущее влияние криминала, по сути его легализацию, деградацию государственной службы, отрицание роли интеллигенции в возрождении страны, частичную цифровизацию госуслуг как некий вклад в цифровую экономику и многое другое.

В том, что за тысячу дней так и не сформированы задачи, формулируемые за первые 100 дней президентства, и нет полноценной повестки дня, года, пятилетки для страны, виноват только Президент и никто иной.

Именно Президент определяет свою команду, находится в постоянном диалоге с населением, его лучшими представителями, инициирует выработку Стратегий, Белых книг по примеру ЕС и бдит за неотвратимостью реализации оного. Но в жизни нашей страны все сложилось иначе. Подмята законодательная ветвь, Правительство, судебная система, кадровый резерв низложен до примитивизма.

Был ли у Президента другой путь? Был. Он и сейчас есть. Для начала важно продемонстрировать нулевую терпимость к любому беззаконию. Ведь прежде чем этого требовать от народа, подобную терпимость важно доказать на себе.

Поверьте, после этого многие из тех, кто бравирует своим пренебрежением по отношению к закону и морали, сразу бы поджали хвосты. Далее провести честные выборы. Такие, которых не было доселе. С исключением всех грязных технологий. Деньги как фактор, дающий решающее преимущество на выборах, должны окончательно сойти на нет.

Это задаст ту высокую планку, при которой в парламент попадет критическое большинство компетентных людей. Далее сформировать (способствовать) Правительство народного доверия, задача которого будет преображение страны в государство благоденствия с развитой экономикой, замечательной экологией и высокими социальными стандартами.

Такому Правительству НД будет по плечу уменьшить внешнее влияние, решить без уступок набивший оскомину вопрос демаркации границ, обеспечить полный – без коррупционных изъятий – сбор налогов и оптимальное расходование бюджетных средств.

Попутно надлежит провести реформу судебной системы, исключив попадание в ее ряды нечистоплотных специалистов. Если же таковые на первых порах просочатся, то карать их при проступках самым нещадным образом. Разумеется, согласно букве и духу закона. Подобная реформа нужна и в правоохранительных органах.

Поверьте, при таких свершениях криминалитет сам в кратчайшие сроки съежится, как шагреневая кожа. Как и воровская идеология, пустившая ныне корни во все сферы жизни. Кто-то скажет, что для подобных реформ нужны колоссальные ресурсы. Не соглашусь.

При правильной кадровой политике и при полной регламентации деятельности нынешних ресурсов вполне достаточно. Вот если на командных высотах будут и далее швондеры да шариковы, то ресурсов потребуется немерено.

Выводы.

Благодаря глобализации и современным технологиям люди во всем мире, и Кыргызстан не исключение, мгновенно информированы и всячески нетерпимы к проявлениям несправедливости по отношению к ним в частности и народу в целом. Потеря перспектив для себя и своих чад воспринимается как запредельно неприемлемая угроза, требующая адекватной по жесткости реакции. Президенту, перевалившему за экватор своей каденции, критически важно понимать, что дальнейшее и чрезмерное обеспечение всех чиновников по вертикали власти коррупционной рентой за счет народа чревато народными волнениями. И до пандемии весь рост экономики растворялся в руках незначительной части населения.

В этих условиях после всех изъятий, согласитесь, а много ли остается ресурсов для развития страны? Ещё не поздно включить разумение и перестроить систему по вышеуказанному алгоритму. Впереди предстоят трудные годы – восстановление экономики не сулит равномерного распределения благ для всех жителей Кыргызстана. А значит восстановительный рост не решит проблем с уровнем бедности в стране. Без коллективного разума сообщества лучших, как и интеллекта незаурядных людей, нас ожидает длительная стагнация экономики. Полагаю, что и помощи сегодня ожидать не от кого: все, кто мог дать, уже дали. Препятствием, пусть и преодолимым, является принятая в августе этого года Стратегия по управлению государственным долгом, где установлены предельные границы заимствования.

Сегодня Россия, ведущая геополитическую борьбу с Западом для защиты собственных рубежей, кроме защиты Сирии в довесок ко всему ранее занята открытием базы на Кубе и в Венесуэле. Непросто обстоят дела и в Белоруссии, где чудачества Батьки всколыхнули всю страну от мала до велика.

Очевидно, что в глобальной повестке России наша страна с некоторых пор не в эпицентре внимания и действий. Почему это так – требует осмысления, но полагаю, Россия не оставит Кыргызстан без своей помощи в трудное для нас время.

Так или иначе, Президент и Парламент должны помнить, что власть им дарована народом для реализации данных (пусть не по осторожности и не по разумению) населению обещаний.

Она же, эта власть, как и полномочия, могут быть народом отозваны по причине утраты доверия. Две революции, произошедшие в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах, тому явное подтверждение.

Насколько сегодня актуален механизм референдума как вотума доверия к ветвям власти – решать Вам, г-н Президент. Потому как перемены, как бы их ни оттягивали, в нашей стране неизбежны. Вотум (не)доверия не за горами. Уважаемый Сооронбай Шарипович, определитесь, наконец, с кем Вы: с народом или с коррупционерами?

Нам, зрящим в корень, нужны факты вашей нулевой терпимости ко всем проявлениям коррупции (в том числе в непосредственной близости от вас). Надеюсь, новая антикоррупционная стратегия не станет очередным пшиком, которых было немало в последние годы. Мы, как и прежде, ждём (требуем) перемен.

Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
Закрыть  Закрыть

up

×