Солнечные панели, антисептики, чемоданы: Что производят на СЭЗ Бишкека или история о 4,5 млрд сомов инвестиций

09:00, 25 июня 2020Обновлено в 20:00, 25 июня 202026 093

Tazabek - Корреспондент издания Tazabek поговорила с генеральным директором СЭЗ Бишкека Дуйшеном Ирсалиевым о том, как развивается свободная экономическая зона столицы. Глава СЭЗ также ответил на критику депутатов в адрес СЭЗ и рассказал о планах специальной зоны для инвесторов.

- Мало кто понимает, как работает свободная экономическая зона. Дуйшен Исмаилович, расскажите о том, что делается для привлечения инвесторов.

- Знаете, действительно, у людей есть много вопросов по деятельности СЭЗ «Бишкек». Не многие в достаточной мере осведомлены о том, что производится на территории нашей свободной экономической зоны, какие льготы и преференции предоставляются бизнесу и почему выгодно открывать производственные предприятия именно у нас.

Расскажу обо всем по порядку.

В этом году нашей свободной экономической зоне исполняется 25 лет со дня основания. Я работаю генеральным директором СЭЗ «Бишкек» с ноября 2015 года. За это время сделано немало для повышения инвестиционной привлекательности территории. В инфраструктуру СЭЗ вложено более 100 млн сомов.

Если инвестор приходит к нам с намерением построить завод, он инвестирует средства только на строительство своего объекта, при этом ему не нужно тратиться на строительство коммуникаций и сопутствующей инфраструктуры. То есть, к его заводу мы сами строим подъездные пути, предоставляем энергомощности, протягиваем линии электропередач, подключаем к собственной системе водопровода и канализации, обеспечиваем телефонной связью и интернетом, в кратчайшие сроки согласовываем все архитектурно-планировочные документы и ведем технический надзор.

И все эти услуги предоставляются без бюрократических проволочек по принципу единого окна, так как у нас в генеральной дирекции есть свои технические, инженерные и надзорные службы.

Кроме этого, у нас круглосуточная профессиональная охрана по всему периметру территории, а также тщательный пропускной режим.

Для привлечения инвестиций, мы не только создаем благоприятные условия для инвесторов, но еще и активно работаем с потенциальными инвесторами в Кыргызстане, а также на международных площадках, принимая участие в бизнес-форумах, конференциях и деловых встречах с целью продвижения наших товаров и услуг на мировом рынке.

Как результат за последние 5 лет привлекли больше инвестиций, чем за предыдущие 20 лет. Вот смотрите, за 25 лет существования привлечено инвестиций на 4 млрд 588 млн. сомов, из которых с 1996 года по 2015 год был привлечен 1 млрд 950 млн сомов и с 2015 года по 2019 год было привлечено инвестиций на 2 млрд 638 млн сомов. Эти цифры доказывают, что наши усилия уже приносят реальные плоды, а сумма инвестиций с каждым годом увеличивается. Например, только за 2019 год удалось привлечь 1 млрд 188 млн сомов. Впечатляет, правда?!

инвестиции

За 4 года мы запустили 12 новых заводов. В этом году открылся 13-ый по счету, это завод по выпуску медицинских масок. В ближайшее время ожидаем открытия крупного фармацевтического завода и нескольких производственных предприятий.

- Как интересно! Когда открылся этот завод и какова его мощность? Куда эти маски будут поставлять?

- Открытие состоялось 24 июня. Раньше предприятие работало по другому направлению. Это местные креативные ребята из компании «КЛП», которые в условиях пандемии освоили новую специализацию, закупив оборудование на 160 тыс. долларов. Теперь они выпускают такой нужный всем товар как одноразовые медицинские маски. Объем производства составляет 50-60 тыс. штук в сутки, создано 25 рабочих мест. Весь персонал прошел обучение. Для населения цены очень демократичные – около 10 сомов за единицу за такое высокое качество.

Полностью автоматизированное производство рассчитано как на внутренний рынок, так и на экспорт. Продукция прошла сертификацию и соответствует европейскому стандарту EN 149:2001 по типу FRR1.

Как мне рассказали, они планируют расширить производство и дополнительно приобрести оборудование по выпуску респираторов по стандарту FFP3.

К сожалению, до пандемии у нас в Кыргызстане ни одна фирма не производила медицинские маски. Все они были привозными. И когда возникла острая необходимость в масках, то одна из компаний СЭЗ – ОсОО «Пейванд» быстро переориентировала производство детских подгузников под выпуск медицинских масок.

Другая компания «Салкын» стала выпускать трикотажные многоразовые маски. Завод по производству мыломоющих средств FB company начал производить антисептические и бактерицидные средства. В такое тяжелое для страны время эти компании внесли свой вклад в стабилизацию ситуации и насытили рынок отечественными товарами.

- Как замечательно, что смогли вот так вовремя переориентировать производство, но ведь это было не со всеми компаниями. Как столичная СЭЗ переживает ситуацию с пандемией?

- У нас на СЭЗ зарегистрировано 313 субъектов, из них 58 совместных предприятий, 139 субъектов - со 100% кыргызским капиталом и 116 компаний со 100% иностранным капиталом. Всего инвесторы представляют 32 страны.

Открыто скажу, что пандемия «подкосила» деятельность наших предприятий. Из-за ситуации с коронавирусом почти 95% предприятий были вынуждены закрыться в конце марта. В период ЧП работало 12 предприятий, которые производили необходимую для населения продукцию первой необходимости.Это и продукты питания, и медицинские маски, и гигиеническая продукция, и антисептики и др.

После снятия режима ЧП, субъекты СЭЗ потихоньку начали возобновлять работу. Сейчас уже работают 47 предприятий. Многие предприятия остаются закрытыми в связи с тем, что в начале года их руководители и инженера выехали в отпуск на родину в Китай, Корею, Турцию и другие страны. Сейчас они не могут приехать из-за закрытия границ. Поэтому эти предприятия не могут возобновить деятельность, хотя в них работает в качестве рабочих в основном местный персонал. Ведь производство – это такой процесс, что удаленно многие руководящие специалисты и инженерный состав работать не могут, надо ежеминутно контролировать и направлять рабочий процесс.

- Почему так мало продукции поступает на внутренний рынок?

- Законом для субъектов СЭЗ предоставлены определенные послабления. У нас действуют специальные налоговый и таможенный режимы.

Специальный налоговый режим означает ноль процентов налогов на вывозимые на экспорт товары и услуги, нулевая ставка налога на прибыль организации, налога на имущество и на земельный налог. Специальный таможенный режим означает, что продукция, сырье и оборудование, ввозимые на территорию СЭЗ, получают статус товаров свободной таможенной зоны и не облагаются таможенными пошлинами.

Здесь есть маленькое «но». При вывозе произведенных товаров предприниматели оплачивают таможенный сбор в размере 0,25% в государственный бюджет и сбор в пользу генеральной дирекции от общей суммы товаров и услуг в размере 1%, если продукция идет на экспорт, и 2% если продукция вывозится на внутренний рынок, то есть в Кыргызстан.

При этом, в случае, если товары и услуги, произведенные на территории СЭЗ, вывозятся для реализации на территорию Кыргызской Республики, то они облагаются НДС. В этом плане, законодатель установил, что нашим производителям должно быть выгоднее работать на экспорт нежели продавать свои товары на внутреннем рынке. Поэтому более половины производимых товаров идет на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

- И все-таки, как-то нечестно, что все идет на экспорт. Объясните, почему так.

- СЭЗ по всему миру создаются именно для того, чтобы улучшить экспортные возможности бизнеса и для привлечения инвесторов льготами и привлекательными условиями. В октябре прошлого года вышло постановление правительства, согласно которому устанавливается 30% квота на продукцию, произведенную в СЭЗ и ввозимую на местный рынок, для освобождения от НДС квотированной части.

Через Министерство экономики инициированы поправки в Налоговый кодекс, чтобы этот механизм заработал. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше и все наши субъекты с нетерпением ожидают его принятия.

Это стало бы большим облегчением для наших производственников, выпускающих 24 наименования уникальной продукции, которая не производится больше нигде в Кыргызстане. Но в то же время, на рынке имеются их импортные аналоги и им льготы по НДС нужны как воздух для составления конкуренции. Это послабление приведет к удешевлению отечественных товаров, их станут больше покупать, и соответственно, больший объем реализации будет давать больше налогов и отчислений.

- Хотелось бы уточнить, выпускается всего лишь 24 наименования товаров?

- Озвучивая эту цифру, я имел ввиду только уникальные товары, производство которых больше нет в Кыргызстане. На самом деле на территории СЭЗ предприятия выпускают широкую номенклатуру товаров - всего около 130 наименований продукции.

Это различные продукты питания и напитки, солнечные панели и батареи к ним, алюминиевые радиаторы, фарфоровые обогреватели, LED-лампы и светильники, электротехническая продукция, упаковочная и тарная продукция, PET-преформы для бутылок, лакокрасочная продукция, антисептические и бактерицидные средства, медицинские маски, мыло-моющая продукция, детские подгузники, строительные материалы, пластиковые трубы для водопровода, продукция для фермеров и сельского хозяйства, витамины и биологически активные добавки.

При этом, более десятка субъектов можно назвать системообразующими, объем производства каждой из компаний превышает сумму в 100 млн сомов. Это такие субъекты, как «Пласформ Амбалаж», HTI group, «Сталкер», YIWU Интернешнл, «Тандем», «Сянь-Тдэй», «Фая текстиль», Let's go drink, «Астери Азия», «Акылман», «Pure C», «Элемент Хим» и другие.

- Несмотря на такие льготные условия, почему мы не видим бурного развития других СЭЗ на территории Кыргызстана?

- Вы затронули больную тему. В Кыргызстане, кроме СЭЗ «Бишкек», существуют такие зоны, как «Каракол», «Лейлек», «Нарын», «Маймак». Мы специально изучали опыт других государств, как они развивают СЭЗ.

В мировой практике имеется около 25 разновидностей экономических зон. Они бывают разных типов и направлений: туристические, промышленные, торговые, логистические, технологические, IT-парки, ювелирные и т.д.

Сейчас в России популярность набирают территории опережающего социально-экономического развития, в целях содействия ускоренному развитию регионов на основе кластеров. В Кыргызстане все пять СЭЗ считаются зонами промышленного типа. Однако, кроме СЭЗ «Бишкек», другие СЭЗ не развиваются, как хотелось бы. Я вам могу назвать основные причины этого.

Во-первых, это вопрос логистики. При нашем сложном горном рельефе доставка товаров и их экспорт имеет намного большую стоимость, нежели в странах с доступом к морю и развитым железнодорожным сообщением. Доставка товаров грузовым транспортом съедает всю маржу при экспорте.

Во-вторых, в других странах субъекты СЭЗ на законодательном уровне имеют более выгодные, чем в Кыргызстане льготы и преференции.

В-третьих, это все-таки вопрос наличия (или вернее, отсутствия) передовых технологий и инвестиций в наукоемкое производство.

В-четвертых, рынок Кыргызстана слишком маленький для того, чтобы пришли инвестиции крупных корпораций.

И в-пятых, это вопрос государственной поддержки. Возьмем Россию, где средства на развитие инфраструктуры СЭЗ выделяются из федерального бюджета.

К примеру, есть данные , что в период в 2006-2015 гг. на создание 33 зон было потрачено 186 млрд рублей, из них 122 млрд рублей выделено из федерального бюджета, то есть государственные инвестиции составляют 66% от всех вложенных инвестиций. В Казахстане принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которого за 5 лет в инфраструктуру СЭЗ было вложено 143,8 млрд тенге государственных инвестиций.

Такое же активное участие госинвестиций в развитие инфраструктуры СЭЗ наблюдается в Беларуси, Турции, Китае, Иране и ряде других стран. Поэтому в этих странах СЭЗ играют роль локомотива экономики.

Отсутствие вложений в инфраструктуру остальных четырех СЭЗ в Кыргызстане со стороны государства стало ключевым фактором их слабой эффективности.

При этом, как вы правильно отметили, особняком стоит СЭЗ «Бишкек», который также не получает от государства какие-либо инвестиции, но развитие инфраструктуры проводится за счет поступлений от аренды земли субъектами, платежей за право осуществления деятельности и ряда других источников. Наверное, бурное развитие СЭЗ «Бишкек» предопределено ее близостью к столице, деловой активности местных предпринимателей и вошедших на рынок иностранных инвесторов.

Сейчас у нас всего имеется 346 гектаров земли, которые принадлежат государству. На территории бывшего ВДНХ выделено 43 гектара, в селе Ак-Чий Аламединского района - 203 га и в городе Кара-Балта Жайыльского района - 100 га. Территория, как я уже сказал, огорожена и полностью охраняемая, ведь для инвесторов безопасность их активов очень важна.

- Поделитесь секретом, как Вам удалось повысить экономические показатели деятельности?

- Вы уже знаете, что отмечается рост показателей по всем направлениям. Но для читателей расскажем, что, например, только за 2019 год валовый объем экономической деятельности составил 7 млрд 533 млн сомов, в то же время субъектами выплачено в бюджет 1 млрд 105 млн сомов. А за 2015-2019 годы поступления в бюджет от деятельности предприятий составили свыше 3,8 млрд сомов.

Доходы генеральной дирекции также выросли, хотя мы сами не ведем никакой производственной деятельности, а только управляем вверенной нам территорией. С 2015 по 2019 годы в общей сложности дирекцией отчислено 176 млн сомов. Из них только за 2019 год в бюджет выплачено 39 млн. сомов (подоходный налог – 10 млн сомов, отчисления в Соцфонд – 29 млн сомов).

Как мы смогли этого добиться? Со стороны кажется, что было легко. Но это был период тяжелой борьбы с устоявшимися годами коррупционными схемами. Мы просто сделали так, чтобы субъектам стало проще работать честно и открыто. Также мы провели оптимизацию в самой дирекции. До 2016 года было 15 разных предприятий вместо одной управляющей компании (!), которые предоставляли друг другу услуги и выставляли счета.

Охраной ведало одно предприятие, благоустройством и озеленением – другое, автохозяйство – было третьим самостоятельным предприятием, котельная - четвертым и так далее.

В каждом из них был свой директор, заместитель, бухгалтер, кассир, другие работники. Мы все эти предприятия упразднили и вместо пятнадцати оставили только одну дирекцию, образовав отделы и службы. Это привело к экономии огромных денег. За 4 года бюджет дирекции увеличился в 13 раз!

офис

Вот в парламенте поднимали вопрос о том, что штат в мой период якобы необоснованно увеличен. Наоборот, в результате оптимизации нам удалось сократить более ста ненужных штатных единиц.

Если в дирекции раньше работало всего около 10 человек, то в четырнадцати упраздненных предприятиях числилось 480 человек, представляете? Поэтому всем кажется, что штатная численность дирекции увеличилась.

Сейчас после оптимизации в дирекции работает 380 сотрудников, из них административный персонал составляют 45 работников, а остальные 335 трудятся в различных службах жизнеобеспечения: благоустройство, ЖКХ, котельная, энергослужба, охрана, автопарк, медицинский центр, детский сад, инженерная служба и др. У нас огромная территория, поделенная на три удаленных друг от друга участка, которые надо охранять, чистить, облагораживать, озеленять, обеспечивать коммунальными услугами. Также, на дирекцию возложено бесперебойное и надежное обеспечение теплоэнергией социальных объектов (школы, детские сады) и жилых домов вокруг ВДНХ, в жилмассивах «Чон-Арык» и «Ынтымак».

- Но депутаты Жогорку Кенеша на заседании фракции «Кыргызстан» сказали, что СЭЗ Бишкека в виде налогов отчисляет всего 60 тыс. сомов и назвали эту сумму очень маленькой. Как такое может быть? Поясните, пожалуйста.

- Я уже Вам назвал размеры налогов и платежей в республиканский бюджет. И они намного выше озвученной суммы. Те отчисления, о которых говорили в парламенте, были установлены в 2016 году в размере 2% от валовой выручки дирекции, и они не считаются налогом, а установлены правительством.

Но стоит обратить внимание на то, что в структуру валовой выручки дирекции входят оплата за потребленную населением и предприятиями электроэнергию и теплоэнергию, коммунальные услуги, доходы от детского сада, автопарковой службы, комплекса «Манас айылы» и так далее. По всем статьям доходов существуют издержки, которые являются расходами на содержание и оплатой по себестоимости за товар.

Не буду лукавить, отдельные подразделения убыточные, но мы все равно их должны содержать, так как у каждого есть свое социальное назначение. Капитальные вложения на развитие инфраструктуры также выделяются из доходов дирекции.

Получается, что нам нужно и инвесторов привлекать, и социальные объекты содержать, и исправно платить деньги в бюджет. Скажу больше, нам нужно еще платить заработную плату работникам, вкладывать средства в энергосети и коммунальное хозяйство, которое с каждым годом изнашивается и требует постоянного обновления.

Нам нужна своя пожарная служба для оперативного реагирования на инциденты на производственных предприятиях. Вот мы приобрели новый экскаватор, почти половину стоимости от которой мы в этом году уже оправдаем, хотя из-за его отсутствия раньше выплачивали деньги частникам. Таким образом, в конечном итоге идет хорошая экономия, мы приумножаем активы. Это все принадлежит государству, нам ни копейки этого не нужно. Мы делаем очень важную миссию, которое на нас возложило государство.

пожарная машина

экскаватор Hyundai 140w

А логика принятия постановления правительства в марте 2020 года, которое скорректировало размер указанного отчисления, была в компромиссе. В результате долгих межведомственных консультаций было принято решение, что раз государство не может выделять деньги на развитие инфраструктуры и содержание социальных объектов, то надо снизить размер ставки отчисления в республиканский бюджет и за счет этих денег финансировать указанные расходы.

Данное постановление принято на абсолютно законных основаниях и госбюджет от этого не потерял ни тыйына. За период с 2016 года по 2020 год мы уже выплатили в республиканский бюджет 1 млн 376 тыс. сомов, а не 60 тыс.сомов, как говорят депутаты. Это кроме основных налогов и иных отчислений.

Хочу сказать, со своей стороны, что мы уважаем закон и работаем только на основе законодательства страны. Все положенные выплаты генеральная дирекция исправно платит и не имеет долгов перед государством.

Более того, мы всячески поддерживаем инициативы правительства и регулярно перечисляем средства на различные жизненно важные проекты. Например, могу вспомнить из последнего, что в период пандемии дирекция выделила Республиканскому штабу по борьбе с коронавирусом 2 млн.сомов, а также предоставила продукты питания и средства индивидуальной защиты для МЧС и населения на солидную сумму.

- Из того, что Вы рассказали, я поняла, что СЭЗ «Бишкек»- это большой организм, даже можно сказать небольшой город, в котором Вы – мэр. Можете рассказать, как живется вашим «горожанам»?

- Занимательная аналогия с городом! Но в этом есть своя доля правды. В сезон у нас работает до 3700 человек. У нас есть все условия для комфортного проживания и работы: общежития, банк, столовые, парикмахерская, баня и детский сад, куда водят детей наших сотрудников, пока они находятся на работе. Охрана следит за порядком на территории. Медицинский центр следит за санитарным состоянием на предприятиях и ежедневно осматривает прибывающих на территорию рабочих.

Днем и ночью работают коммунальные службы, дежурят пожарные расчеты, работники ЖКХ. Если происходит авария на теплосетях, как это часто бывает зимой, так как трубы уже старые и изношенные, то наши ребята тут же выезжают на ремонт. Есть своя зона отдыха, где работники после трудового дня могут погулять, подышать свежим воздухом и полюбоваться красивым прудом с рыбками, а также павлинами и страусами.

пруд2

павлины

страусы

У нас на заводах работают иностранные рабочие, они без опасений за свою безопасность, свободно находятся на территории. Никто их не «дергает» и не «кошмарит». Поэтому они ценят те благоприятные условия, которые есть на нашей СЭЗ.

- Расскажите, как вообще иностранные граждане воспринимают нашу страну?

- Для иностранных инвесторов нестабильная ситуация в стране, как это у нас раньше часто было, вызывает определенные опасения, так как они боятся за свою личную безопасность и безопасность своих вложений.

Частая смена правительства и изменения в законодательстве также оказывают влияние на их восприятие инвестиционной привлекательности нашего государства. Ведь за каждым иностранцем, который здесь работает или приезжает как турист, стоят десятки и сотни его знакомых, которым он рекомендует или не рекомендует приезжать и вкладывать деньги в Кыргызстан. Что касается иностранцев на территории СЭЗ, то все они за эти годы стали как местные, так как уверены за свою безопасность внутри охраняемой территории. Здесь мы живем и работаем как одна большая семья. Многие из них искренне переживают за нашу страну. Все хотят, чтобы в Кыргызстане была стабильность и процветание.

- Вот кстати, по поводу изменений в законодательство. Недавно на заседании в Жогорку Кенеше депутат Алмазбек Акматов сказал, что законопроект о внесении изменений закон о СЭЗ учитывает интересы только больших корпораций. Что скажете об этом?

- Очень интересная ситуация тут вышла. Есть такой субъект СЭЗ – «Центрально-азиатская корпорация», которая в 2002 году взяла в аренду 23 га земли на ВДНХ на 93 года и построила только парк «Фламинго», хотя в Земельном кодексе четко написано, что нельзя давать землю в аренду, больше чем на 49 лет.

То есть договор был составлен не в пользу нашего государства. Еще до меня с этой корпорацией наша дирекция судилась, проиграла в одном суде, в другом выиграла. Очень серьезное лоббирование интересов было, ведь на кону стоит «золотая» земля. С директором компании гражданином Южной Кореи Ли Джон Беком мы 4 раза встречались.

Я его просил добровольно вернуть государству Экспоцентр, так как он является объектом архитектурного и исторического наследия, который по вине инвестора сейчас заброшен и находится в плачевном состоянии. Он в начале согласился, но потом нашлись здесь его родственники, которые убедили его в обратном. Все судебные издержки по решению суда дирекция им выплатила. Но сейчас уже они задолжали дирекции 6,5 млн сомов, при этом никак не хотят платить, а желают пользоваться землей и коммунальными услугами бесплатно.

И вот, чтобы зарегистрировать свой договор на 93 года и получить госакт на землю, они решили идти обходным путем, через внесение изменений в законы Кыргызской Республики. Наплевав на наши законы, эти горе-инвесторы хотели протащить поправку в Земельный кодекс, которая предоставила бы им право взять в аренду землю на 99 лет, представляете?!!!

На самом деле, стоимость этой земли сейчас по разным оценкам составляет до 25 млн.долларов США, где они хотят построить многоэтажные жилые комплексы, гостиницы, торговые и развлекательные центры. Вот их истинное намерение. Они этот закон лоббировали через некоторых депутатов. Хорошо, что большинство из них разобрались в ситуации и отклонили пакет поправок к законам.

- Надеюсь, что данный вопрос решится в пользу государства. Давайте теперь поговорим о том, какой бы вы хотели видеть СЭЗ «Бишкек» в будущем?

- Я вот был в Южной Корее, где в одном городе сконцентрированы все брендовые заводы: Samsung, LG и другие. Этот город является по сути свободной экономической зоной. В Китае в каждой провинции также есть свои СЭЗ. То есть за счет СЭЗ развивается регион и страна в целом. В России, как я уже сказал, начали делать ставку на территории опережающего развития и СЭЗ и стараются создать их в каждом регионе. К примеру, раньше Калининградская область была полностью свободной зоной. В Турции активно создаются и работают СЭЗ, которые приносят колоссальные дивиденды государству.

В этих государствах правительство финансирует инфраструктуру, а потом вложенные средства возвращаются в виде налогов, платежей, созданных рабочих мест. Идет мультипликативный эффект. Я хотел бы, чтобы СЭЗ стала локомотивом нашей экономики. Для этого бизнесу надо создавать благоприятные условия.

За последние 5 лет мы стремительно растем, приходят новые инвесторы и открывают заводы.

Мы умеем работать, нам удалось сломать коррупционные схемы. Жаль только, что это не нравится многим людям, которые поливают нас грязью и стараются дискредитировать наши усилия. Я никого не хочу обвинять, но действительность такова, что раньше долю просили и «шапку» просили, поэтому все убегали. Сейчас пожалуйста - приходите, работайте, есть все условия для инвесторов. У нас такая политика, чтобы привлечь инвестора - пока он завод не построит и не запустит производство, мы не требуем с него оплату за аренду земли и всячески помогаем ему поскорее ввести в эксплуатацию объект. Инвесторов привлекает недорогая рабочая сила, дешевая электроэнергия. Мы должны расти с миром вместе. В нашем прекрасном Кыргызстане есть все условия для роста и развития, у нас потрясающая природа, у нас есть ресурсы, здесь живут замечательные люди. СЭЗ «Бишкек» бережет инвесторов, обеспечивает их безопасность. Самое главное, чтобы не мешали нам работать. Бизнес, как говорят, любит тишину.

- Спасибо Вам за интервью. Пусть СЭЗ Бишкека процветает.

- Спасибо Вам. Если хотите поближе познакомиться с деятельностью СЭЗ «Бишкек», подписывайтесь на наши странички на Фейсбук (@СЭЗ «Бишкек») и Инстаграм (@fezbishkek). Актуальную информацию можете также найти на нашем сайте www.fez.kg.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Авторизация / Регистрация

выш выбор: год (8950 сом)

Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком