«Абонент достоин большего». Генеральный директор Beeline Евгений Кражан рассказал о своем видении рынка

09:30, 6 ноября 2019Обновлено в 11:01, 26 декабря 201913 697

Tazabek - Прошло более четырех месяцев с тех пор, как Евгений Кражан возглавил компанию Beeline Кыргызстан. О своих впечатлениях, первых итогах и ожиданиях он поделился с нашей редакцией.

- Евгений, вы приехали в Кыргызстан из Украины. Каковы ваши первые наблюдения по поводу ситуации на рынке Кыргызстана?

- Уже практически все знают, что Кыргызстан занимает второе место в мире по дешевизне мобильного интернета, уступая лишь Индии. Это правда. Рынок характеризует очень низкая цена, и мы, работники телекома, сами ее таковой сделали. В настоящий момент такая цена, к сожалению, не позволяет нам реинвестировать в бизнес необходимое количество денег, от этого рынок телекома «сдувается» и сокращается. Еще одно мое наблюдение – сотовые операторы уж слишком заигрались в конкуренцию. Правильно, когда существуют здоровые конкурентные отношения, но при этом нельзя забывать про клиента и его потребности, а в настоящий момент все эти маркетинговые войны, на мой взгляд, больше раздражают абонента, чем привлекают внимание. Наша задача сейчас показывать рынку, что мы должны заниматься своей клиентской базой, а не войнушками. Мы в Beeline точно будем повышать концентрацию внимания на то, как сделать больше и приятнее для клиента, как его лучше понять, и сделать так, чтобы было точное совпадение его ожиданий с нашими возможностями. То есть, первое что я увидел со стороны – мы потеряли фокус на клиента. Мы будем его возвращать.

- Мы заметили, что Beeline не участвует в маркетинговых войнах между мобильными операторами, это политика компании, или вам нечем ответить?

- Ответить нам, конечно, есть чем. За последнее время мы очень существенно нарастили существующие мощности: инвестировали несколько миллионов долларов в покрытие сети и повышение мощности сигнала. Другое дело – зачем участвовать в этих войнах? Мы видим, что логики в таких действиях нет. Конкуренты сфокусировались друг на друге, и в некоторых случаях цена за гигабайт опустилась на уровне 50 тыйын. И мы понимаем, что это путь в никуда. Хочется, чтобы конкуренты уже выяснили между собой кто из них круче, и мы, все мобильные операторы, наконец начали фокусироваться на клиенте, работать над качеством сервиса, например. Есть еще одна особенность рынка – мы каким-то образом пришли к тому, что для нас клиент уже считается хорошим если он нам сделал первую оплату самого дешевого недельного пакета, то есть просто купил симку. А пользуется ли он ей, удовлетворен ли качеством, и другие вопросы как бы отходят на второй план, это в корне неправильно. Нам нужно очень внимательно влиять на рынок, поскольку мы ответственны не только за собственный заработок, но и за экономику страны в целом. Как мы знаем, мобильные операторы всегда в списке топ-10 крупнейших налогоплательщиков страны. И если вдруг бизнес хоть кого-то из операторов разрушится, станет убыточным, то от этого пострадает весь рынок. Без развивающегося телекома будущего у Кыргызстана или нет, или оно будет выглядеть очень странно.

IMG_6965

- Какие отношения между мобильным оператором и абонентом вы считаете наиболее здоровыми?

- Могу сказать, что когда абонент получает очень много, а провайдер работает в убыток, это однозначно нездоровая ситуация. Мы – коммерческая организация, и нам с клиентом нужно договориться о правильном уровне взаимного счастья, счастья за деньги, этакий win-win. Оказывать услуги бесплатно, проще говоря дарить их, мы не можем и не будем. Дело в том, что, как телеком, мы способны делать намного больше чем просто быть для абонента точкой доступа к интернету, мы способны предоставлять очень разные виды сервиса. Да и наш абонент как личность представляет из себя гораздо больше, чем просто пользователь мобильного интернета, прогоняющий через свой телефон гигабайты интернета, это надо понимать и уважать. Мы хотим, чтобы наш абонент не просто потреблял самый дешевый интернет, а вместе с ним получал в пакете и домашний интернет, и роуминговые услуги, и облачные решения. Это те решения, которые стоят на повестке цифровизации страны, чтобы люди могли оплачивать потребительские услуги, такси, получать справки без похода в центры обслуживания – вот чем мы будем заниматься в ближайшее время. Ведь примитивная гонка с прокачиванием трафика «видосиками» в Yotube потихоньку себя изживет.

- Beeline позиционирует себя как цифровой оператор. Не многие понимают, в чем конкретно заключается «цифра»?

- Это очень обширная и очень интересная тема. В недалеком будущем к нам уже начнут приходить сервисы, связанные с интернетом вещей – умный дом, умная машина, умные остановки, и прочее. Существует множество путей, как разрабатывать продукты, которые создают населению комфорт. Сейчас в нашей стране мобильный интернет, например, не столько облегчает жизнь, сколько вносит хаос. Мы, мобильные операторы, можем, например, подсказывать властям о фундаментальных и повседневных проблемах, которые испытывают наши горожане, используя big data – большие данные. Например, помогать регулировать дорожное движение по информации о массовом скоплении абонентов на дорогах города в часы пик и т.д. Мы можем делать свои мобильные приложения полезными, удобными, простыми, чтобы, например, приложение Balance.kg стоял у каждого абонента. Чтобы он при покупке симки тут же покупал обучение как этим пользоваться; чтобы он мог решать проблемы, связанные с оплатой, через эти сервисы. Или, например, услуга подачи налоговой отчетности с помощью электронной подписи, мы уже запустили ее. Это прекрасная, очень удобная вещь для людей, решает проблемы очередей, поездок по городу, бумаг всяческих. В общем, в ближайшем будущем цифровой оператор – это друг и помощник, который предлагает решения повседневных задач, помогающий жить проще и удобнее.

- Что по поводу 5G? Когда ожидать его в Кыргызстане?

- Вся штука в том, что обычному пользователю 5G пока не нужен. Проникновение телефонов, которые поддерживают 5G – меньше 5%, по Кыргызстану нет таких данных, но я думаю, и того меньше. То есть, мы говорим об инвестициях и о проектах большой перспективы. Чтобы обеспечить страну качественным 5G, нужно установить так много объектов связи, что придется ставить базовые станции через каждые 200 метров, например. Нужно потратить на лицензию много миллионов долларов. Это пока неокупаемый бизнес, если мы говорим о самом ближайшем будущем.

Так что массовых проектов по разворачиванию мы, скорее всего, не увидим. Возможно, еще пару лет всерьез об этом говорить не придется, однако, я не могу исключить, что случится какой-то непредсказуемый рывок.

- Некоторые удивляются, узнав, что Beeline – не российская компания, а международная. В международном бизнесе свои правила игры?

- Beeline Кыргызстан – часть группы компаний VEON, это международная сеть телеком компаний. Это означает, что мы – индустриальный игрок с большим финансовым ресурсом и готовы продолжать инвестировать в рынок и создавать клиентам такой клиентский опыт, который будет им прост, понятен, и они будут нам доверять. Это также означает, что у нас международный опыт ведения бизнеса, а это - крайняя, максимальная прозрачность всех юридических и финансовых процессов. У нас активно действует служба комплаенс – это вообще редкость в телекоме, даже не во всех международных компаниях она есть. Когда компания международная, то и требования к ней очень высокие. Это говорит о том, что компания стабильна и точно не подведет абонентов в каких-то вещах, наша отчетность очень строга и проверяется международными аудиторами, наши отношения с налоговыми органами очень прозрачны, высокая и жесткая дисциплина. Коррупция искоренена в компании полностью, отношениях с госорганами построены на принципах открытого и эффективного взаимодействия, финансовый и бухгалтерский учет ведется четко и прозрачно.

- Многим интересно, что вы за человек. Расскажите о себе так, будто вы устраиваетесь на работу, и так, чтобы вас точно взяли.

- Я получил хорошее образование в сфере социальных наук, это экономика, политология. Усилил свои знания в коммерции, в продажах, маркетинге и бизнес управлении. За последние 20 лет поработал в разных компаниях финансового сектора, IT и телекома, у меня есть послужной список из десятка проектов, которые были запущены даже лучше, чем ожидалось, за последние 15 лет у меня есть абсолютно успешный трек-рекорд управления большим подразделением в компании номер один в Украине, которую мы удерживали в лидерстве и продолжали расти. Поэтому точно я менеджер, который обладает правильным стратегическим мышлением, очень рациональным взглядом на достижение результата, я могу управлять большим количеством людей, изучил телеком вдоль и поперек, используя доступ к международным практикам, и мне интересно делать, что я делаю.

7P1A0564

- А недостатки?

Я многое о себе знаю, и есть вещи, которые я пытаюсь развивать в себе. Иногда это какая-то возможная мягкость под давлением, иногда это смешение личного и служебного, - мне, например, будет тяжело уволить того, кто мне симпатичен. Иногда это лень, которую нужно балансировать с желанием все-таки как-то не забывать о себе, потому что уже время жизни такое, когда нужно начать уделять себе больше внимания. Ну и иногда мы очень много смеемся в офисе, это тоже слабость (смеется).

- Ролевая модель СЕО?

Я понимаю, что в жизни лучше опираться на реальных людей, с которыми ты работал, а не на персонажей, «илоновмасков» из книг про успех. Книжки, которые пишут о великих, многое утаивают. Когда кто-то сильно успешный, еще и описанный кем-то, ты это читаешь, а потом расстраиваешься, что это не совсем правда. Все генеральные директора, с которыми я работал и в этой Группе компаний, и в предыдущих, однозначно очень крутые. В моем опыте было 3-4 хороших наставника, я с каждым своим руководителем пытаюсь выстроить наставнические отношения и учиться у каждого.

- Давайте поговорим не о профессиональном, а о личном. Что вас особенно впечатлило в Кыргызстане?

- Моментально влюбился в природу. Горы, открытые люди, нетронутая природа, страна, в которой, как и в Украине, многое нужно менять, но много и нераскрытого потенциала. Ну, и крайняя открытость ко мне. Я, например, никогда в своей жизни не пил столько чая, как в Кыргызстане.

- Любимая Книга?

Нравится научпоп. Сейчас читаю Харрари, Homo Sapiens – она не любимая, конечно, но мне такие нравятся. Моя любимая из художественных, пожалуй, немного попсовая, но прочитанная на одном дыхании - Шантарам.

- Любимый фильм?

- Загадочная история Бенджамина Баттона. Очень люблю Кейт Бланшетт.

- Если бы вы обладали суперсилой, какой бы она была?

- Я бы, наверное, останавливал старение.

- Во что верит генеральный директор Beeline?

- В себя. Приходится. Я верю в то, что все спланировать нельзя. Человеческое общение очень многого стоит, и им нельзя пренебрегать и думать, что можно у кого-то на спине проехаться, потому что все в жизни возвращается. Всякие токсичные и злые мысли материализуются. Приходят с неожиданной стороны в самое неожиданное время. Если быть добрее к остальным и больше давать, чем брать, все будет хорошо.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Мобильное приложение Tazabek: