#PROстрахование — Что нужно знать об ОСАГО?
Публикации более 1 года. Обратите внимание
Tazabek - С 7 февраля 2019 года в Кыргызстане вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. До включения закона в общую систему осталось менее месяца, а количество вопросов до сих пор не сократилось. Госфиннадзор ждет документы, страховые компании — руководство к действию, а автовладельцы — очередного финансового бремени. Такая ситуация сложилась по ряду причин, начиная от новых вех в законодательстве и сложности их создания для госорганов и ведомств, и заканчивая слабой страховой культурой среди граждан.
В связи с этим Tazabek решил разобраться в том, на какой стадии внедрения ОСАГО находится страна и что ждет автовладельцев после 7 февраля.
Как рассказал член исполнительного совета Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком Нурлан Байбосунов, ключевыми документами для ОСАГО на данный момент являются 3 проекта постановлений правительства. В одном проекте будут утверждены тарифы и лимиты ответственности, то есть стоимость полиса и размеры выплат пострадавшему. Второй проект постановления связан с 3 нормативными документами: правилами страхования, порядком взаимодействия госорганов в процессе реализации ОСАГО и автоматизированным информационным центром.
Все 3 нормативных документа будут утверждены отдельным постановлением правительства и тогда страховые компании смогут подать документы в Госфиннадзор для получения лицензии. Третий проект поставления будет связан с изменениями в правила дорожного движения.
«Многие ошибочно думают, что сроки действия закона переносятся до августа 2019 года, но это не так. Кодекс о нарушениях, где прописаны штрафы второй категории, не меняется. Сам закон ОСАГО тоже никто не переносит. Что же меняется? В правила дорожного движения добавляется полис ОСАГО, как документ, который может спросить инспектор ГУОБДД и МВД», - пояснил Н.Байбосунов.
Таким образом, сотрудники этих органов будут иметь право проверять наличие полиса ОСАГО: с 7 февраля 2019 года у иностранцев, с 7 августа 2019 года у кыргызстанцев. Ориентиром для инспекторов будут служить номера автомобиля.
Тарифы и выплаты
Для того, чтобы с 7 августа иметь возможность предъявить полис инспекторам, нужно заключить договор со страховой компаний.
Этот этап страхования будет регулироваться постановлением правительства КР «Об утверждении минимальных размеров страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств», который на данный момент находится на рассмотрении Аппарата правительства.
Согласно предлагаемой системе тарификации, страховая премия по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств рассчитывается как произведение базовой страховой премии на коэффициенты страховых тарифов.
Так, базовая страховая премия по договорам ОСАГО составит 1 тыс. 680 сомов. Коэффициенты страховых тарифов будут варьироваться в пределах:
- тип автотранспортного средства — 0,45-2;
- возраст и стаж вождения водителя — 1-1,4;
- наличие/отсутствие страховых возмещений при наступлении страховых случаев («бонус-малус») — 0,5-2,45;
- наличие диагностической карты — 0,2-1;
- срок страхования — 0,2-1.
Размеры страховых сумм предлагается установить с учетом опыта государств-членов ЕАЭС, в которых ОСАГО действует на протяжении многих лет. При этом в расчетах были учтены показатели уровня жизни населения в Кыргызской Республике (средний размер заработной платы):
- размеры страховой суммы (лимит ответственности) по договору ОСАГО:
1) за причинение вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего и повлекшего:
а) смерть потерпевшего – в размере 300 тыс. сомов;
б) установление инвалидности потерпевшему: I группы – в размере 200 тыс. сомов, II группы – в размере 150 тыс. сомов, III группы – в размере 100 тыс. сомов, «ребенок-инвалид» - 100 тыс. сомов;
в) увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности - в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 100 тыс. сомов;
2) за причинение вреда имуществу потерпевших - в размере причиненного вреда, но не более 150 тыс. сомов каждому потерпевшему и не более 450 тыс. сомов всем потерпевшим.
Переходный период и штрафы
Для покупки полиса ОСАГО владельцам авто, зарегистрированных в Кыргызстане, дается еще полгода — до 7 августа 2019 года.
«У граждан Кыргызстана, имеющих зарегистрированный в КР транспорт, начнут проверять полис с 7 августа 2019 года. Мы понимаем, что более 1 миллиона машин зарегистрировать за 1 день невозможно. Правительство определило 6 месяцев, в течение которых граждане смогут выбрать время, выделить из бюджета деньги, выбрать страховую компанию, зарегистрировать автомобиль и исполнить закон», - сказал он.
Н.Байбосунов разъяснил, что иностранным автотранспортом считается не только транспорт въехавших иностранных граждан. В эту категории попадают и граждане КР, которые ездят с российскими и казахскими номерами.
«Если наш гражданин будет ездить по стране на авто без перерегистрации, то инспекторы имеют право проверить у него полис. Водителям машин с кыргызстанскими номерами инспекторы могут только напомнить, что с 7 августа у водителей должен быть полис», - сказал он.
Если в течение переходного периода кыргызстанцы не приобретут полис, то на них будут налагаться штрафы. Согласно Кодексу КР о нарушениях, отсутствие полиса грозит автомобилистам штрафом второй категории — 3 тыс. сомов (30 расчетных показателей).
Полная версия новости по подписке
Общая база полисов ОСАГО
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
Перепечатка материала невозможна без согласия редакции и подписания официального договора.