PR: Интервью с Аскаром Салымбековым в честь 27-летия Ассоциации «Дордой»

09:11, 7 декабря 201814 034

Tazabek - Сегодня, 7 декабря, Ассоциация «Дордой» отмечает свое 27-летие. В честь этой даты наши журналисты подготовили интервью с основателем этой ассоциации, общественным деятелем и меценатом Аскаром Салымбековым.

Фотография_Почетного_Президента_ассоциации_Дордой- Уважаемый Аскар Мааткабылович, Ассоциация «Дордой» - это крупная организация, приносящая значительную пользу для нашей экономики. Расскажите, что вы сами думаете про ваше детище?

- 27 лет назад, когда в заброшенном болотистом месте на окраине Бишкека мы открыли рынок «Дордой», многие даже подумать не могли, что он начнет быстро развиваться и за короткое время станет самым крупным в своем роде торгово-рыночным комплексом в Центральной Азии. Никто не мог подумать, что он сможет стать важным логистическим узлом между рынками стран Азии и Европы.

Считаю, что это самый масштабный экономический проект, успешно реализованный в истории независимого Кыргызстана, что подтверждается исследованием Всемирного банка от 2009 года. Согласно иследованию, ТРК «Дордой» был признан крупнейшим социально-экономическим проектом, не имеющим аналогов в Кыргызской Республике и вошел в десятку крупнейших рынков мира.

- Сравнивали ли вы «Дордой», скажем, с «Кумтором» или другой крупной компанией по вкладу в экономику?

- Если учитывать таможенные и социальные перечисления в бюджет юридических и физических лиц, тесно связанных с деятельностью рынка «Дордой», то он безусловный лидер в пополнении казны.

Здесь цифры и факты сами говорят за себя. Так, по объему бюджетных поступлений «Дордой» не уступает золоторудной компании «Кумтор». От деятельности рынка в государственный бюджет ежегодно поступает более 7 млрд сомов. Поступления в бюджет складываются, первое — это из налогов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых на рынке, второе – из таможенных платежей (пошлина, акцизы, НДС) при таможенном оформлении товаров, ввозимых для реализации на ТРК «Дордой» - более 5 млрд сомов.

Говоря другими словами, финансово-кредитные учреждения, транспортные компании (занимающиеся внутренними и международными перевозками) и другие организации (обслуживающие торгово-логистическую деятельность Дордоя), а также отрасли, тесно сотрудничающие с рынком, пополняют бюджет республики налогами и отчислениями.

- Выходит, «Дордой» стал определенным катализатором роста экономики страны?

- Да, «Дордой» стал своеобразным катализатором по обеспечению роста секторов экономики. Началось оживление и подъем транспортных сообщений: пошли поезда, начали летать самолеты, сотни дальнобойщиков стали работать днем и ночью. Сектор услуг получил мощный толчок, появились новые направления и возможности для юридических, финансовых и других обслуживающих сфер. Большие возможности для роста получила также легкая промышленность. Особо следует отметить роль «Дордоя» как большого внутреннего источника инвестиций. Многие предприниматели, добиваясь хороших результатов на этом рынке, стали вкладывать инвестиции в другие отрасли, взаимодействуя со многими секторами отечественной экономики. Сегодня мы видим только общие, основные воздействия «Дордоя» на наше общество. Тот мультипликативный эффект, который Кыргызстан получил благодаря его деятельности, еще не полностью раскрыт и проанализирован.

- Сегодня часто говорят о том, что из «Дордоя» вышло много успешных предпринимателей, инвестировавших свои средства в отечественную экономику. Расскажите, как это происходило?

- Да, ТРК «Дордой» стал стартовой площадкой для тысяч начинающих предпринимателей, обеспечил людей рабочими местами, открыл отечественным производителям прямой доступ к необходимым материалам, предоставил возможность находить покупателей и партнеров как внутри, так и за пределами страны.

«Дордой» – это школа, которая сформировала предпринимательские навыки граждан после распада Советского союза, когда миллионы наших граждан были застигнуты врасплох. Он стал школой формирования предпринимательского класса и ускорил процессы становления рыночной системы. Пройдя через непростые испытания, сформировалось целое поколение предпринимателей. Сегодняшние предприниматели «Дордоя» уже совсем другие, имеют международное видение и опыт. Сейчас наши предприниматели успешно трудятся на рынках России, Казахстана и других стран.

- Экспертное сообщество отмечает важную роль «Дордоя» в смягчении негативных явлений, среди которых был и высокий уровень внешней миграции. Какова ваша оценка?

- Важную роль ТРК «Дордой» сыграл и в снижении уровня огромного потока внешней миграции. Социальный кризис, порожденный массовой безработицей, вынудил десятки тысяч наших соотечественников уехать в другие страны в поисках работы. Человек будет по настоящему счастлив лишь тогда, когда имеет работу в своей стране и не будет вынужден оставлять семью. Создавая рабочие места, Дордой стал надеждой и возможностью для тех, кто искал счастье в своей стране.

Мы сформировали крупнейший рынок труда, где занято 50 000 человек и задействовано до 150 000 человек, оказывающих вспомогательные услуги. На попечении тех людей, которые благодаря своей деятельности на рынке получают доход, находятся около 600 000 граждан.

- О важной роли бизнес среды и развитого общества в сохранении стабильности в стране знают далеко не все. Скажите, какую роль ТРК «Дордой» сыграл здесь?

- Рынок стал основным фактором формирования среднего класса в нашей стране. Экономическая наука и мировой опыт доказывают и подтверждают, что средний класс играет исключительно важную роль в сохранении стабильности в стране. Если этот класс сформирован, то социальная, демографическая, криминальная и политическая ситуации будут устойчивыми. Расширение среднего класса равносильно росту эффективного спроса, который является движущей силой экономики. «Дордоевцы» внесли огромный вклад в обеспечение благополучия и достойной жизни сотням тысяч кыргызстанцев.

- Экономическое развитие любой страны подразумевает наличие важных транспортно-торговых узлов, без которых наша республика, отведенная на заре своей независимости в разряд «тупиковых» стран, не смогла бы достичь сегодняшнего уровня экономического развития. Какова была роль «Дордоя» в данном процессе?

- «Дордой» также стал международным коммуникационным узлом, сухопутным хабом и главным фактором успешной интеграции страны в мировую экономику. Для Кыргызстана, не имеющего выхода к морю, со слабо развитыми железнодорожными и авиалиниями, а также не обладающим такими стратегическими ресурсами как нефть и газ, это было очень важно. Появление и развитие данного торгово-рыночного хаба позволило стране создать эффективную торгово-логистическую инфраструктуру регионального масштаба, стать транзитной страной в ЦА, а также торгово-коммуникационной площадкой для стран Азии и Европы.

- Что вы думаете про экономическое будущее страны?

- Самое главное, чтобы правительство и все госструктуры повернулись лицом к бизнесу. Бизнесмены - двигатели экономики. Если мы будем работать конструктивно, вместе строить планы и ставить цели, то мы будем развиваться, это самое главное. Если будут совместные проекты государственно-частного партнерства, то это даст свои положительные плоды. В реальном секторе экономики мы отстали от других развитых стран, у нас нет больших производств, поэтому мы должны поддерживать малый и средний бизнес. Очень важно, мы сейчас не должны отставать в цифровых технологиях. Сейчас нужно правильно использовать потенциал образованных и профессионально обученных молодых людей. Создать в стране благоприятную обстановку для ведения бизнеса, вернуть наших соотечественников в родной Кыргызстан для созидательной работы.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: