• 22:51
  • 19 декабря 2018
  • Ср
  • 69,83    79,4    1,05    KZT 0,19

Умные технологии Яндекс.Такси: Зачем сотрудники компании нюхают машины и придут ли к нам беспилотники

11:31, 17 апреля 2018Обновлено в 17:37, 17 апреля 201817 035

Tazabek - Директор по международному развитию Яндекс.Такси Мушег Саакян и руководитель международной пресс-службы Яндекс.Такси Наталья Журавлева рассказали изданию Tazabek о полугодичной работе сервиса в Кыргызстане и о планах компании.

Яндекс.Такси появился на рынке Кыргызстана в ноябре прошлого года. Расскажите, как вас тут приняли?

Мушег Саакян: Очень хорошо. Судя по ажиотажному спросу с первых дней работы, нас тут очень ждали, чему мы, конечно, рады. В Кыргызстане активные и прогрессивные пользователи, которые любят и быстро перенимают новые технологии. Я считаю, что выход на рынок Кыргызстана был одним из самых успешных для нашего сервиса.

Наталья Журавлева: Даже по сравнению с соседним Казахстаном появление Яндекс.Такси в Кыргызстане было более ярким. Жители Бишкека стали сразу же массово скачивать приложение и вызывать такси. Мы даже не ожидали, что сервис будет таким популярным.

А почему Кыргызстан? У вас есть какие-то критерии для входа на рынок? Может, численность населения должна достичь какого-то показателя или, скажем, много людей должны пользоваться интернетом?

Мушег Саакян: Уровень проникновения интернета в Кыргызстане достаточно высокий, к тому же в Бишкеке каждая третья-четвертая машина – это такси.

Ну в этом не только плюс, много такси – это довольно-таки жесткая конкуренция.

Мушег Саакян: Конкуренция – это хорошо. Яндекс.Такси – это не таксопарк или диспетчерская в привычном смысле. Мы соединяем пользователей с местными водителями и таксопарками, готовыми выполнять их заказы. За счет наших технологий мы снижаем себестоимость поездок, то есть, с одной стороны, делаем тарифы доступными. А с другой стороны, водители при этом зарабатывают больше.

Вот отсюда поподробнее. Как вы можете снизить себестоимость? Это мечта любого предпринимателя

Мушег Саакян: У нас «умная» система распределения заказов, которая передает заказ не просто ближайшему водителю, а тому, который доедет быстрее. Пока водитель едет с клиентом, система может спрогнозировать, когда с учетом дорожной ситуации он окажется в конечной точке, и подбирает ему новый заказ в том же месте. А Яндекс.Навигатор строит для водителей оптимальные маршруты в объезд пробок и ремонтных работ. В итоге у водителя нет холостого хода или долгого простоя. Он забирает клиента, условно говоря, через 10 метров после высадки предыдущего. А когда нет простоя, водитель зарабатывает деньги. С нашими технологиями он может сделать не один, а три-четыре заказа в час, а то и больше. Таким образом, с одной стороны, из-за сокращения времени, которое тратится впустую, себестоимость поездок уменьшается, с другой, у водителя появляется возможность увеличить свой доход.

Наталья Журавлева: Яндекс.Навигатор прокладывает оптимальный маршрут с учетом дорожной ситуации, поэтому водитель приезжает быстрее и максимально коротким маршрутом. Меньше стоит в пробках. Это сокращает не только время в пути, но и расход бензина.

Давайте как раз и поговорим о доступных тарифах. Какой у вас сейчас тариф в среднем?

Мушег Саакян: Стоимость посадки для машины класса «Эконом» – 25 сомов, дальше по 10 сомов за километр и по сому за минуту. Тариф для класса «Комфорт», куда мы отбираем самые лучшие машины и водетелей ­– 50 сомов посадка, дальше по 13 сомов за километр, поминутной тарификации нет.

Это не совсем честно по отношению к клиентам – использовать поминутную тарификацию. Вам так не кажется?

Мушег Саакян: Давайте посмотрим на это по-другому. Водитель – такой же человек, как и мы, и должен зарабатывать какое-то определенное количество денег в час. Иногда из точки «А» в точку «Б» можно доехать за 10 минут, а иногда в Бишкеке такие пробки, что можно ехать почти час. Поэтому поминутная тарификация, хоть и небольшая, все же имеет смысл.

Посадка 25 сомов – это очень дешево. Как на это реагируют таксисты служб-конкурентов?

Мушег Саакян: На самом деле стоимость средней поездки после нашего прихода почти не изменилась, она так и составляет 100-110 сомов. Но благодаря нашим технологиям водитель практически непрерывно на заказах. Он только доехал до конечной точки, как система предлагает ему новый заказ в том же месте. А из-за невысокой цены посадки стало много коротких поездок. Это не всем нравится.

Но ведь посадка не всегда составляет 25 сомов. В часы пик тарифы повышаются.

Мушег Саакян: Важно понимать, что сами тарифы не меняются, кроме того, мы не повышаем цены вручную или просто из-за того, что случился час пик. Если спрос в конкретном районе города вдруг начинает во много раз превышать предложение, система автоматически вводит в этом районе так называемый повышающий коэффициент. Это сделано, чтобы те, кому очень нужно уехать, действительно могли уехать – иначе они так и не дождутся машину. Для этого ведь и вызывают такси – чтобы побыстрее уехать. Система регулирует сама себя: район с повышающим коэффициентом становится привлекательнее для водителей, туда приезжает больше машин, спрос и предложение выравниваются, и коэффициент исчезает.

У вас очень прагматичная программа. Когда была забастовка, практически все маршрутки не вышли на свои линии, сложно было уехать, а у вас был введен дополнительный коэффициент.

Наталья Журавлева: Еще раз повторим, что система не смотрит на то, идет ли дождь, есть ли забастовка. Ей все равно. Она фиксирует: раз в каком-то месте спрос сильно превышает предложение, нужно привлечь туда побольше водителей. Как? С помощью более привлекательных цен для них. Чем больше приедет водителей, тем быстрее они вывезут всех, кто хочет уехать, и тем быстрее ситуация вернется к нормальной. Приложение сообщит вам, когда повышающий коэффициент исчезнет.

1

Вы говорили о том, что улучшили условия для пассажиров, введя машины класса «Комфорт». Расскажите, каким образом.

Мушег Саакян: Для «Комфорта» машины отбираются вручную. Стыдно признаться, но наши сотрудники даже обнюхивают салоны. Особым образом отбираются и водители. Впрочем, у всех водителей и в «Экономе», и в «Комфорте», и в других тарифах есть рейтинг, и к клиентам выезжают только водители с наилучшим рейтингом.

А как вы оцениваете водителей?

Мушег Саакян: Собственно, по рейтингу в системе. Мы очень просим пользователей оценивать поездки после их завершения. Это поможет нам оставить в системе только наилучших водителей. Чем выше у водителя рейтинг, тем больше заказов он получает. Соответственно, он начинает зарабатывать больше. И наоборот. Когда рейтинг падает ниже определенного уровня, система его автоматически блокирует.

То есть человек не имеет право на маленькую ошибку?

Мушег Саакян: Конечно, имеет, но хамить клиентам нельзя. Мы понимаем, что работать в такси – нелегко, пассажиры попадаются разные, но «клиент всегда прав». Если случилось правонарушение, водителю нужно обратиться в правоохранительные органы. У Яндекс.Такси есть стандарты обслуживания, и водитель должен им следовать. Если он придерживается их, пусть и с небольшими отклонениями, у него будет максимальный рейтинг, и он будет получать заказы в первую очередь.

Как вы можете получить отзыв от клиента?

Мушег Саакян: В первую очередь, если вам нахамили, после завершения поездки поставьте в приложении низкую оценку. Для нас это сигнал – что-то произошло. В приложении также есть пункт «Поддержка», где можно написать свою претензию, и мы ее обязательно рассмотрим. Можете писать на кыргызском, на русском, на каком угодно. Мы, конечно, не будем наказывать водителя голословно – сначала выясним все обстоятельства. Посмотрим по треку, каков был маршрут поездки, завысил водитель стоимость или нет, были ли пробки; проверим, были ли жалобы на этого же водителя раньше, какой у него был рейтинг, плохая оценка – это случайность или система. Если водитель совершил какое-то вопиющее нарушение, мы отключим его от системы. Если же нам кажется, что ситуацию можно исправить, мы проведем с ним беседу и оставим «на испытательный срок».

Наши люди не привыкли жаловаться.

Наталья Журавлева: Это большая проблема. Если вы хотите получить хороший сервис, не стесняйтесь жаловаться. Иначе мы просто не узнаем о недочетах. Не переживайте – все анонимно, водитеь не будет знать, кто и когда на него нажаловался.

Я знаю, что можно работать и в Яндекс.Такси, и в какой-то еще службе. То есть можно сразу работать на двух дядей?

Наталья Журавлева: Нужно понимать, что такое «работать в Яндекс.Такси». Мы не работаем с водителями напрямую, мы подключаем таксопарки. Водитель работает не у нас, а в одном из таксопарков. Если водитель хочет подключиться к Яндекс.Такси, он приходит к одному из наших партнеров, проходит все необходимые проверки и подключается. Параллельно он может работать в другом таксопарке, принимать заказы других онлайн-сервисов, у нас никаких запретов нет.

А куда он должен к вам прийти? У вас есть какой-то сайт или, может, представитель?

Мушег Саакян: И в приложении, и на сайте taxi.yandex.kg есть список наших официальных партнеров с контактами. Можно и просто оставить заявку на нашем сайте. Мы направим водителя к местным партнерам, и он уже сам выберет, с кем ему удобнее.

А сколько у вас сейчас партнеров?

Мушег Саакян: 11. Это ведущие игроки рынка, например, «Namba такси, «Такси 37». Компании, которые уже давно и успешно перевозят клиентов. Мы лишь предоставляем им свои технологии.

Яндекс

Таксисты и клиенты должны скачать какое-то приложение, я так понимаю?

Наталья Журавлева: Да, и для пользователей, и для водителей есть свои приложения – на кыргызском, на русском и многих других языках. Для клиентов это приложение Яндекс.Такси, а для водителей – Яндекс.Таксометр. Они, кстати, первые на рынке такси, полностью переведенные на кыргызский.

А можете рассказать о преимуществах и недостатках этих приложений? Я как пользователь такси скачиваю приложение, что я там могу найти такого, что будет мне полезно?

Наталья Журавлева: Когда вы запускаете наше приложение, чтобы вызвать такси, оно благодаря Яндекс.Картам автоматически определяет, где вы находитесь. Не нужно вводить адрес или объяснять водителю, к какому месту здания подъехать. Это, пожалуй, первое преимущество. Можно ввести конечный адрес, чтобы узнать примерную цену поездки. Причем часто необязательно указывать точный адрес ­– можно ввести название кинотеатра, магазина, и приложение по карте поймет, где это. У приложения есть и другие «фишки». Например, оно может подсказать: вы обошли дом с этой стороны, но если обойдете с другой или перейдете дорогу и вызовете такси туда, то машина приедет на 5 минут быстрее, а стоит это будет дешеле. Это особенно актуально для больших городов, где много улиц с односторонним движением, и подъехать к конкретной точке может быть сложно.

Мушег Саакян: Можно поделиться маршрутом с друзьями, когда вы в пути, чтобы они не названивали и не узнавали, где вы. Это удобно, и если вы отправили куда-то ребенка. Кроме того, в приложении хранится история поездок, а в течение суток вы даже можете созвониться напрямую с водителем – например, если что-то забыли в машине.

Цена показывается сразу или по прибытии на место? Когда я смотрела в приложение, то там прокладывался маршрут и была написана сумма в зависимости от класса машины.

Мушег Саакян: Это приблизительная стоимость. В других странах Яндекс.Такси умеет высчитывать точную стоимость поездки в момент заказа, такая стоимость не изменится, даже если вы попали в пробку или решили ее объехать по другому маршруту. В Кыргызстане этого пока нет, но на днях запустится. Важно, что посчитать стоимость поездки мы можем, только если пользователь указал точку назначения. К сожалению, в Бишкеке пользователи не любят этого делать. То есть поехали туда, потом заедем сюда, а в это время и пробки начались. Разумеется, незапланированное изменение маршрута может сильно повлиять на стоимость. Но когда мы запустим точный расчет стоимости поездки в момент заказа, то показанная вам цена уже меняться не будет, если только вы сами не попросили водителя заехать в еще пару мест.

Я попыталась проложить маршрут до нужного мне места и обнаружила, что система не учитывает дорожные работы, которые сейчас повсеместно проходят в Бишкеке.

Мушег Саакян: Мы надеемся, что ремонт – временное явление, но вообще-то дорожные работы должны учитываться. Мы тесно работаем с мэрией, с другими органами, чтобы наши данные были еще точнее. Но еще раз повторю, что когда мы научимся показывать точную стоимость поездки в момент заказа, она больше не будет зависеть от того, сколько времени вы простояли в пробке или как ее объехали.

Мы поговорили о приложении для пользователей, а вот что должен сделать водитель, который хочет зарабатывать с Яндекс.Такси? Вы говорили, что он должен скачать особое приложение?

Мушег Саакян: Чтобы принимать заказы пользователей Яндекс.Такси, водитель должен установить приложение Яндекс.Таксометр на устройство на базе Android. Ему помогут это сделать наши партнеры в таксопарке, куда он обратится – мы ведь не работаем с водителями напрямую, только через таксопарки. В парке проверят водителя, машину на соответствие требованиям, зарегистрируют и научат работать с системой. После этого водитель получает логин и пароль от Таксометра и может начинать принимать заказы.

Слышала, в России вы страхуете пассажиров и водителей.

Мушег Саакян: Да, страхуем и будем делать это и в Кыргызстане – в дополнение к стандартной страховке, которую обеспечивает таксопарк. Здесь это особенно важно из-за высокой аварийности.

На кого ляжет бремя страховки?

Мушег Саакян: Все расходы Яндекс.Такси берет на себя, на тарифах или комиссии таксопарков это не отразится. Партнера будем выбирать среди кыргызстанских страховых компаний.

Как вы будете заключать договора со страховыми компаниями, если вас в Кыргызстане нет как юридического лица, вы нигде не зарегистрированы?

Мушег Саакян: Разумеется, все будет сделано в строгом соответствии с законодательством КР. А что касается регистрации, то, к примеру, Google тоже не зарегистрирован в Кыргызстане. В этом нет необходимости.

Депутат из партии «Бир Бол» Улугбек Ормонов возмущался, почему такси Яндекс имеет такие колоссальные доходы, но не платит налоги.

Мушег Саакян: Пока что у нас вообще нет доходов в Кыргызстане – мы на стадии инвестиций. Мы вложили в страну очень много денег. Не буду называть, сколько, но если собрать все таксопарки, которые защищает уважаемый депутат, то они не заплатили за последние 10 лет налогов столько, сколько мы вложили за полгода. Помимо запуска самого сервиса мы купили спутниковые снимки городов, сделали хорошие карты, запустили Яндекс.Пробки и Яндекс.Навигатор. И важно, что ими могут бесплатно пользоваться не только таксисты, но и любые местные жители, и городские власти, и бизнесы для своих целей. Так что мы еще и приносим пользу городу, влияем на его инфраструктуру.

Итак, мы еще не зарабатываем и при этом продолжаем инвестировать в Кыргызстан, потому что для нас это стратегическая задача. Более того, мы «обеляем» рынок таксомоторных перевозок, делаем его легальным и прозрачным. В конце концов, Яндекс – это большая транснациональная корпорация, которая торгуется на NASDAQ, поэтому мы не можем просто «тихонько договориться».

Наталья Журавлева: Ну вот возьмите сервис Booking.com. У него тоже нет юрлица в Кыргызстане, но к нему подключены отели Бишкека. Пользователи бронируют отели через Booking.com, отели зарабатывают и платят налоги в стране. То же происходит и с платформой Яндекс.Такси: через нее зарабатывают местные таксопарки. Мы встречались и встречаемся с местными налоговыми, антимонопольными органами, разъясняем свою бизнес-модель, и к нам не поступает претензий.

Вот возьмем «налог на Google». В России IT-компании обязали его платить. У нас этот вопрос время от времени поднимается, и к вам, скорее всего, тоже будут претензии.

Мушег Саакян: Если завтра введут некий налог на Яндекс, мы будем рады его платить.

Мушег, вы сказали, что Яндекс «обелит» рынок, поясните, пожалуйста.

Уже сейчас к приложению Яндекс.Такси в Бишкеке можно привязать банковскую карту, и плата за поездки будет списываться автоматически. Помимо того, что это очень удобно для пользователя – не нужно думать, будет ли у водителя сдача с крупной купюры, – безналичные платежи положительно влияют на прозрачность экономики в целом, ведь соответствующие транзакции видны банковским структурам, государству. В той же Прибалтике 80-90% поездок оплачиваются безналом, клиенты почти не используют наличные. Мы работаем над тем, чтобы доля безналичных платежей на рынке Кыргызстана только увеличивалась и со временем привела к полной легализации рынка. Государство сможет собирать больше налогов. Поэтому с нашим приходом рынку станет только лучше.

Наталья Журавлева: В Бишкеке пользователи часто жалуются на махинации со стороны водителей. Так вот, во-первых, водителю будет сложнее что-то устроить при безналичной оплате, потому что деньги за поездку списываются автоматически без его участия. Во-вторых, если вдруг оказалось, что приложение списало с вас больше денег, или что водитель вел себя недопустимым образом, при оплате безналом нам будет банально проще вернуть вам деньги за поездку.

4

Вы все время говорите про технологии, а появятся ли в Кыргызстане беспилотники?

Наталья Журавлева: Все может быть .Яндекс.Такси действительно разрабатывает беспилотные автомобили – точнее, не сами автомобили, а аппаратно-программную платформу, которую в будущем можно будет поставить на любую не очень старую машину, чтобы превратить ее в беспилотный автомобиль. Причем по нашей задумке это должно быть недорого – чтобы конечная стоимость машины от этого не сильно выросла. Беспилотник – это уже настоящий искусственный интеллект. В Москве у нас сейчас 7 или 8 прототипов, мы в основном тестируем их на закрытых полигонах, но, например, этой зимой беспилотник уже выехал на улицы Москвы.

Скоро в Бишкеке откроется Центр Яндекс.Такси. Расскажите об этом.

Наталья Журавлева: Мы постепенно открываем такие центры в каждой стране. Это нельзя назвать полноценным офисом Яндекс.Такси, но это центр, где сотрудники компании проводят обучение водителей: показывают, как работать с приложением, учат хорошим манерам, проводят экзамены на знание города. Плюс это место, куда водитель может прийти и рассказать о своих проблемах, и ему помогут.

Мушег Саакян: Прямо сейчас мы выбираем помещение для центра. Главное – чтобы водителю было удобно заскочить туда по пути, не меняя своих планов, поэтому ищем офис в центре города, с большой парковкой, по возможности без пробок вокруг.

И напоследок: вы всего полгода у нас в стране и пока только привыкаете к ней, но уже можете сравнивать с другими. Кыргызстан отличается от других стран, где вы уже присутствуете? Какие особенности в КР?

Мушег Саакян: Могу с твердой уверенностью сказать, что жители Кыргызстана самые трудолюбивые, самые ответственные. А молодежь – прогрессивная и всегда хочет пробовать что-то новое. Нам здесь очень приятно и хорошо работать.

Спасибо за интервью.

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Нынешние годовые подписчики имеют право продлить подписку по прежней цене в 3980 сомов. Для этого необходимо авторизоваться на сайте.
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: Мобильное приложение Tazabek для Android Мобильное приложение Tazabek для iOS
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
Популярные
Закрыть  Закрыть

up

×