«Налог на Google»: Почему Google, Youtube, Facebook, Яндекс и ряд поисковых систем и мессенджеров не платят Кыргызстану?

14:22, 22 марта 2018Обновлено в 14:33, 31 июля 202021 827
«Налог на Google»: Почему Google, Youtube, Facebook, Яндекс и ряд поисковых систем и мессенджеров не платят Кыргызстану? — Tazabek

Tazabek - В последнее время в Кыргызстане набирают популярность виды услуг, предлагающие «Как делать правильную контекстную рекламу в Google, Youtube, Facebook, Яндекс, а также в других поисковых системах и платформах и мессенджерах.

В большинстве своем объявления выглядят так: «Размести рекламу в google и проникни в компьютеры и смартфоны миллионов кыргызстанцев. Реклама в поисковиках google, Яндекс - единственный способ привлекать горячих клиентов, которые ищут именно вас. Гибкие настройки позволяют настроить рекламу на определенное географическое положение, день недели, время суток и другие параметры. Тех, кто уже посетил ваш сайт, можно «преследовать» на других сайтах с помощью кампаний ремаркетинга. Платите только за клики».

Отток денег из Кыргызстана или кто монополизировал рекламный рынок страны? Tazabek решил вместе с экспертами разобраться, как в Кыргызстане регулируется деятельность иностранных IT-компаний, занимающимися электронной торговлей и предоставлением различных услуг, нужно ли начать регулировать данный рынок и последовать ли примеру ряда стран, уже начавших вводить НДС на услуги глобальных компаний или не стоит вмешиваться в этот рынок.

Dastan-Bekeshev Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев (СДПК) считает, что Налоговой службе необходимо вырасти и начать регулировать рынок электронных услуг.

«Налог на Google»: в чем причина успеха?«В России уже введен «налог на Google». Я считаю, что мы тоже к этому придем в любом случае, хотим мы или нет. Со временем большая часть сделок будет совершаться через электронные платежи, пока у нас электронные платежи пользуются спросом только в Бишкеке, в регионах не так активно, но в дальнейшем это будет распространяться.

Но прежде чем вводить такой налог, Налоговой службе нужно немного вырасти. Она должна разбираться в этих вещах, нужно им отслеживать рекламу, которая распространяется без уплаты налогов», - советует парламентарий.

По его словам, пока рынок интернет-коммерции регулировать сложно.

«Если, например, я за рекламу в Instagram плачу 3 доллара, все деньги уходят в США и ни тыйына в КР не остается. Или вы хотите купить какую-то услугу в Whats App Business, в этом случае компания тоже ни тыйына здесь не заплатит. Если говорить о таких глобальных компаниях и платежах, это тяжело отследить, но можно. Оплата за услуги в Интернете производится все равно с банковского счета, либо электронного счета. И Налоговой службе в данных случаях нужно поставить определенный шлюз, который бы отслеживал эти платежи. В принципе, мы уже начали задумываться, в рамках фискализации этот вопрос будет подниматься. ГНС должна инициировать этот вопрос, а для этого сначала нужно вырасти. Если посмотреть на рынок рекламы, местным компаниям, в том числе рекламным, СМИ, было бы выгодно, чтобы глобальные IT-компании тоже отчисляли от доходов, потому что большую часть пирога они забирают. Как пример, Booking.com, если наши гостиницы или отели заключают с ними договор, то они оплачивают деньги не в Кыргызстан, а за границу», - привел он пример.

tatiana_kim2 Председатель правления ОО «Палата налоговых консультантов» Татьяна Ким уверена, что в Кыргызстане стоит вводить «налог на Google».

«Конечно, стоило его ввести давным давно. Уже даже был разработан законопроект, который до сих пор на уровне проекта и остается. Мы же переходим в вектор цифровой экономики и каждый год ее объемы в мире увеличиваются на 30%, то есть за 3 года ровно в 2 раза рост идет. И недалек тот день, когда многие сферы экономики полностью уйдут в цифровое пространство, поэтому мы даже опаздываем с этим», - считает она.

По ее словам, из-за отсутствия данного налога есть упущенная выгода.

«Сейчас ведется разработка данного законопроекта по заданию замминистра экономики Баккельди Тюменбаева. В свое время мы участвовали в работе рабочей группы по разработке законопроекта, но он пока так и остался на уровне законопроекта. Это было 2 года назад, для начала мы предлагали, чтобы в принципе было дано определение и была обозначена такая «деятельность иностранных компаний без присутствия на территории КР по оказанию электронных услуг». Для начала мы предлагали сделать налог нулевым, потому что 2 года назад это были небольшие суммы. Чуть позже, когда мы поймем, как это работает, хотели ввести соответствующие ставки. На пространстве ЕАЭС «налог на Google» введен в Беларуси с 2018 года, по России с 1 января 2017 года. Там берется по минимальной ставке НДС и идет добровольная регистрация», - проинформировала она.

С 1 января 2017 года в России действует налог, который принято обозначать как «налог на Google». Этот налог представляет собой специальный порядок уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме через Интернет.

В кабинете налогоплательщика на сайте ФНС уже зарегистрировались Google, Apple, Microsoft, Samsung, Netflix и многие другие крупные поставщики электронных услуг.

Место оказания таких услуг стали определять по местонахождению покупателя услуг. Если покупатель услуг находится в России, то оказываемые ему электронные услуги стали облагаться российским НДС.

Относительно оценки, о каких суммах идет речь, Т.Ким считает, что нужно серьезно отнестись к вопросу.

«Оценку можно сделать через сотовые компании, посчитать объемы электронных услуг, оценить, какой трафик используется, чтобы предоставлять услуги на таких площадках как Google и других иностранных компаний. Такую оценку могли бы сделать Минфин и Минэкономики. Это нетрудно, оценить объем услуг», - считает эксперт по налогам.

Kuban-Ajdaraliev-1 Начальник управления налоговой политики Министерства экономики Кубан Айдаралиев в свою очередь сказал, что эта проблема сейчас для Кыргызстана не так актуальна, как в России, например.

«Чтобы поднять этот вопрос на общественный уровень, нужны официальные письменные заявления и обращения в правительство, в Минэкономики, или даже в СМИ. Чтобы поднять актуальность этого вопроса, необходимы обращения, а так у нас нет оснований для поднятия этого вопроса», - сказал он.

211b450d017afabf90ac9104cb1006c9

Digital-эксперт Айбек Куренкеев подтвердил наличие такой проблемы.

«Как правило, глобальные IT-компании базируются в таких странах, как Ирландия или Голландия, и там уплачивают налоги. Это хороший пример, и нам надо не кнутом, а пряником вести госполитику таким образом, чтобы глобальным компаниям было у нас выгодно открывать региональные представительства — предоставлять налоговые каникулы, социальные преференции. И второе, есть способ снизить налоговую нагрузку на такого рода компании можно с помощью соглашений об избежании двойного налогообложения с теми странами, где базируются мировые IT-компании.

Уход от налогов: Какие схемы использовали Google, Facebook, Apple, Microsoft, Amazon, Cocа Cola С точки зрения финансов для предприятий можно сделать какую-то форму учета этих расходов. Сейчас это работает так: с карты деньги расходуются, ни один финансовый аудит под отчет эту карточку не примет. Некоторым фирмам в КР в этом плане легче, потому что имеются прямые договора с контрагентами — с Mail.ru, сервисом myTarget. Российские компании эту проблему поняли, они начали или представительства открывать, или выходить на прямое сотрудничество с компаниями, в таком случае оплата производится через банк и оплачиваются налоги. Это такая система легализации, потому что это российская компания. Если говорить о Google или Facebook, то это, скорее всего, произойдет не скоро. Глобальный тренд не остановить и Кыргызстан не может влиять на политику крупных компаний», - прогнозирует он.

508883db0b435ea2cfe07bf288321884

Политически было правильно сделать благоприятные условия для глобальных компаний, предложил он.

А.Куренкеев считает, что сложно отследить объем рекламного рынка в Кыргызстане и никто точно не знает эту сумму. В основном оплата за услуги идет через электронные платежи.

Рынок рекламы в стране молодой, внутри ассоциаций такие вопросы обсуждаются, но вопрос не был поднят на общественное обсуждение, поделился он.

Как устроен рынок контексной рекламы, предпочитают ли предприниматели рекламу в Google, Facebook и т. д., идет ли отток доходов от рекламы в другие страны, сколько в месяц нужно тратить на хорошую рекламу, читайте в следующем обзоре Tazabek.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком