• 23:45
  • 20 мая 2018
  • Вс
  • 68,45    80,82    1,11    KZT 0,21

Нужно приложить усилия, чтобы программа «Таза коом» заработала, - Т.Султанов, консультант (интервью)

08:50, 5 июня 20174 989
Нужно приложить усилия, чтобы программа «Таза коом» заработала, - Т.Султанов, консультант (интервью) — Tazabek

Tazabek - Кыргызстан сможет стать одним из центров цифрового Шелкового пути, если хорошо разовьет инфраструктуру и создаст благоприятные условия для того, чтобы инновационные, высокотехнологичные идеи реализовывались. Об этом в интервью Tazabek сказал директор Центра изучения Шелкового пути и консультант программы «Таза коом» Талант Султанов.

Расскажите о проекте «Таза коом»? Что предполагает собой проект? Какие цели она преследует?

Программа «Таза коом» - это в двух словах программа цифровой трансформации общества и экономики Кыргызской Республики. Это переход на новые технологии, новые знания, чтобы конечной целью улучшить качество жизни как для граждан нашей страны, так и и для бизнеса, всех слоев населения с помощью новых технологий. Как мы будем этого добиваться? Есть разные компоненты.

Первый компонент -это цифровое правительство, то есть сейчас граждане получают госслуги от разных министерств и ведомств. Например, чтобы получить справку, гражданину приходится стоять в очередях, тратить время, нервы и в бумажном виде все это происходит. Когда мы запустим программу «Таза коом», когда переведем правительство в режим цифрового правительства, тогда из сотен различного рода справок, которые государственные органы предоставляют, некоторые из них исчезнут совсем, потому что гражданину не нужно будет что- то в бумажном виде получать, потому что госоганы сами обменяются этими данными. Многие госуслуги станут доступными в онлайн-режиме, например, когда вы хотите устроиться на работу или поступили на учебу вам дают кипу бумажек или огромный перечень разных справок с разных госорганов: справка о здоровье, справка о несудимости и вам нужно потратить несколько дней, чтобы все собрать. Когда мы запустим цифровое правительство, все эти вещи будут доступны в онлайн-режиме и гражданину никуда не нужно будет идти, можно просто сидя дома или со своего смартфона все эти справки получить. Например, если вы сейчас пойдете в банк и получить кредит, они вам скажут принесите мне справку с Соцфонда, например, что вы не имеете задолженности. В данный момент наш Соцфонд и все банки ведут переговоры, чтобы запустить некий режим, что заемщик идет в банк и уже банк сам запрашивает у Соцфонда эту справку, то есть заемщику уже не нужно никуда идти, он там прям ждет и с ее или его согласия банк получает всю необходимую информацию. Это примеры цифрового правительства.

Но, если мы все правительство переведем в цифрой формат, нужно чтобы у всех был доступ в Интернет, чтобы могли пользоваться. У нас в Бишкеке может с этим проблем нет, но для сельчан, это огромная проблема, потому что не у всех есть доступ в Интернет, не везде проложен широкополосный доступ. Соответственно, построив цифровое правительство, нам еще нужно обеспечить всех Интернетом: это строительство инфраструктуры и в течение года -двух мы планируем во все населенные пункты страны, села, города Интернет провести, помимо этого построить центры обработки данных - это физическое помещение, где стоят серверы, где хранится вся информация, которую каждый государственный орган оцифровывает, например, ГРС многие свои данные оцифровал. Теперь нужно, чтобы остальные госорганы тоже оцифровали, это флешка, где мы мы храним свои личные данные, а центр обработки данных- это огромные массивы, где государство будет хранить свои данные. То есть цифровое правительство построили, инфраструктуру провели, теперь нужно, чтобы граждане могли пользоваться этими услугами, то есть повышение человеческого потенциала, обучение людей, чтобы они могли полноценно могли пользоваться этими услугами. Эти рейтинги — компоненты программы, если мы так широкими шагами будем идти: это обучение госслужащих, чтобы они могли в онлайн-режиме работать и самое важное — обучение нашего нового поколения наших детей, чтобы когда они выросли выпустили из школ или из университетов, они имели те навыки, необходимые в 21 веке, потому что сейчас очень много рабочих мест автоматизируются, то есть рутинные вещи будут делать роботы, поэтому человек должен уметь то, что роботы никогда не будут делать, то есть сейчас получается совершенно новый комплект навыков для человека требуется.

Программа «Таза коом» выгодна, в первую очередь, гражданскому сообществу и тем организациям, которые смотрят за правительством, насколько они подотчетны. Программа ведет к открытому правительству, поэтому оппозиционеры должны быть заинтересованы, чтобы правительство, если оно взялось за реализацию программы, то доводило его до конца. Когда мы сильно начнем критиковать, то это даст повод для правительства сказать: а вот видите, оказывается непопулярная вещь, может быть не будем делать, то есть нужно эту инициативу максимально поддерживать.

Сам президент продвигает проект. Программа «Таза коом» будет ключевым моментом Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2020-2040 годы, чтобы обеспечить ее устойчивость, правительство и аппарат президента реализует эти вещи, Жогорку Кенеш помогает в плане законотворчества, чтобы законы помогали развитию инноваций и электронного и цифрового правительства, а правительству и аппарату президента понять, осмыслить и заложить программу помогает гражданское сообщество и бизнес-сообщество, то есть все слои населения представлены и вовлечены в написании этой программы и потом в дальнейшем помогать в реализации этой программы.

Какие и сколько проектов включает в себя данная программа?

У нас есть первый срок, это до конца этого года максимальное количество государственных услуг перевести в режим онлайн, плюс максимальное количество госорганов подсоединить к системе «Тундук». Что такое «Тундук»? Об этом очень часто спрашивают правительство, госорганы уже много работы провели. Почему мы этого не видим? Да, на самом деле каждый госорган на своем уровне работу вел, базу данных делали, но они оказались на разных платформах, на разных языках программирования и между собой несопоставимы, например, тот же Соцфонд и ГРС. «Тундук»- это платформа, которая сможет все эти госорганы между собой связать и как у нас юрту тундук держит воедино в одном целом, эта электронная платформа тундук тоже все органы между собой соединяет, чтобы они могли всей информацией между собой обмениваться взаимодействовать, это мы тоже должны в этом году запустить. Есть такой план, который сейчас будет финализироваться, по тому что мы можем сделать в этом году и будут максимальные усилия прилагаться, чтобы это все сделать, какие -то вещи они будут запускаться в этом году, но их реализация потребует год или два. Прокладка Интернет-кабеля до каждого села это усилия, которые потребуют пару лет. Но мы должны сейчас начать, чтобы вся страна была охвачена Интернетом.

Какая сумма потребуется для реализации данной программы? Какие сроки выдерживает программа: когда планируется дать старт?

По оплате мы будем действовать таким образом. Многие проекты можно реализовать не требуя больших финансовых вливаний, потому что уже 90% работы проделано и просто нужен дополнительный толчок, дополнительная поддержка, совместные усилия, чтобы это реализовывалось. Например, чтобы к «Тундуку» подключились все органы, нужно просто команде IT-шников прийти в определенный госорган и помочь присоединиться к этой платформе, то есть это не требует больших финансовых вложений. Какие-то инфраструктурные вещи потребуют инвестиций, есть проекты которые имеют компонент на окупаемость, то есть они представляют интерес для частного сектора, тогда эти вещи должен делать частный сектор, там есть разные форматы, есть например формат ГЧП - государство-частное партнерство, когда инвестор на свои деньги реализует проект, он свои инвестиции возвращает в течение 3-4 лет, а потом все оборудование перейдет государству. Например, умные города можно по этому принципу запустить, где инвестор приходит и всю инфраструктуру ставит, всех программным обеспечением обеспечивает, готовит наших специалистов, чтобы через какое-то время, когда они окупили свои инвестиции, передали государству, а у нас уже были готовые специалисты, чтобы его дальше использовать. Это роль частного сектора, но есть какие-то проекты социального характера, где нет какой-то окупаемости, то есть частный сектор туда не пойдет, а мы будем работать с нашими партнерами по развитию, где различные партнеры скажут: мы вам поможем, скажем запустить телемедицину, или запустить онлайн образование, или построить Интернет-соединение. Есть проект «Цифровая CASA», которую финансирует Всемирный банк, там, например, предусмотрены инфраструктурные вещи как прокладка Интернета для населенных пунктов страны.

Расскажите поподробнее о некоторые проектах программы, которые планируется реализовать в краткосрочной перспективе?

Перечень проектов сейчас прорабатывается. Там какая задача? Мы хотим проект проранжировать, есть некоторые проекты которые нужно уже реализовать в этом году, мы их называем «низко висящие фрукты», просто нужно руку протянуть и сорвать этот фрукт. Некоторые проекты потребуют год-два: это инфраструктурные проекты, некоторые вещи потребуют более долгого срока, например, повышение человеческого капитала, образование в новом формате. Мы сейчас это будем запускать, но результаты мы увидим только через 5 лет, все что мы можем успеть в этом году мы по ним сейчас прилагаем максимальные усилия. Говоря мы, это все ветви власти, аппарат президента, правительства, Жогорку Кенеш, а также бизнес, гражданское общество, то есть сейчас есть рабочая группа, где представлены самые активные эксперты, знающие эту тематику. Жогорку Кенеш, например, сейчас рассматривает необходимые законы, чтобы цифровая экономика заработала или правительство могло в цифровом режиме работать, это что конкретно? Там есть 4 законопроекта, один из них закон об электронной цифровой подписи, если когда закон примут, тогда необязательно будет все документы в бумажном виде подписывать ручкой, электронная цифровая подпись будет иметь такую же юридическую силу, на практике это означает, что вы можете какие-то документы направлять в онлайн режиме, необязательно подписывая или сканируя, или наручно относить, это почему такой законопроект необходим. Другой законопроект о защите персональных данных, то есть когда мы все эти данные переведем в онлайн режим, обязательно нужно будет обеспечить соответствующую защиту, чтобы кибербезопасность была, чтобы хакеры не могли взломать и вот тоже сейчас закон идет о защите персональных данных, это и физическая защита и защита от того, чтобы никакой госорган. Например, несанкционировано не мог получить информацию. Вы должны быть в курсе, кто, когда и какой госорган хочет получить о вас информацию, личные данные будут защищены. Это то, что делает Жогорку Кенеш, правительство сейчас работает над созданием так называемого совета «Таза коом»,он создан и сейчас исполнительный орган «Таза коом», где будут работать независимые эксперты, для того, чтобы разного рода проекты прописывать, техзадания готовить и их реализовывать. Частный сектор тоже активно вовлечен, они на своем уровне какие-то инициативы внедряют. Я приведу пример как Интернет создает возможности для обычных граждан: у меня родственники в селе и у них дом, который они построили чтобы дети жили. Дети, например, уехали учиться и он пустует, сейчас они используют глобальную услугу Airbnb — в Интернете они зарегистрировали свой дом и теперь туристы Европы, Азии Америки сидят и через Интернет находят услугу, заказывают и приезжают спокойно снимают эти квартиры, то есть люди в селах и в городе могут посредством Интернета получать какой-то уже дополнительный заработок. Например, у нас бабушки в селе ткут ковры, килемы, шырдаки, кому ни продадут? Только своим односельчанам, у которых тоже есть килемы и шырдаки, а если бы был Интернет они могли бы онлайн продавать. Например, в Индии есть пример, где целое сообщество специализировалось на этих коврах, а когда к ним провели Интернет, они смогли в онлайн режиме продавать уже по всей Индии и глобально. Например, недавно всемирно известная марка платков Hermеs, они выпустили платок с кыргызкими узорами и его продают за 800 долларов, это показывает, что кыргызские узоры очень популярны и востребованы во всем мире и значит наши ремесленники могли бы через Интернет свои какие-то подделки продавать или сельхозпродукцию тоже, обходя каких-то посредников и напрямую узнавать какие цены есть и продавать. Это преимущество, которое дает Интернет.

Найдены ли потенциальные инвесторы для программы? Не так давно в Кыргызстан приезжал министр иностранных дел ОАЭ и сообщалось, что эмираты заинтересованы в программе «Таза коом»?

Да, и со стороны различных государств, международных организаций и международных компаний есть заинтересованность реализовать программу. Мы провели большую конференцию «Таза коом», куда мы пригласили большое количество международных экспертов и международных организаций. Они поделились своим опытом и организации посмотрели, какие проекты они могут потянуть. 11 июня будет форум высокого уровня, где ожидается участие генерального секретаря ООН, различных международных организаций, которые придут и конкретно смогут сказать, какие проекты они могли бы реализовать совместно с нами. Эта работа ведется и частный сектор будет участвовать.

Как вы оцениваете в целом состояние информационных технологий в Кыргызстане? Какие основные проблемы в данном направлении в стране?

Мы проводили анализ и обнаружили следующее, например, в 2000-х годах Кыргызстан шел впереди региона, но по субъективным и объективным причинам мы стали замедляться в развитии, в том плане, что революции были, режимы, которые правили были не заинтересованы в открытости и прозрачности, потому что это сразу выносится на суд людей, что они проводили. Сейчас что отличается от того периода? Есть политическая воля руководства страны и государственных органов. Они говорят: мы хотим достичь открытого и прозрачного общества, поэтому она так называется «Таза коом». То есть путем перевода всей информации и данных в онлайн режим, перехода на цифровое правительство, мы будем предупреждать, не только бороться с коррупцией, которая имеет место.

На данный момент мы в регионе крепкий средничок. Россия и Казахстан очень сильно ушли вперед в плане инфраструктуры: у них Интернет намного дешевле. Другие наши соседи находятся в чуть похуже ситуации, чем она есть у нас, мы находимся где-то посерединке. Но у нас есть такие вещи, которых ни у кого больше нет. Первое, это открытая и экономическая среда, открытость, слова «плюрализм» - это одно из главных требований для построения цифрового государства. Мы сможем использовать это преимущество для того, чтобы стать хабом для нашего региона, потому что такие компании как Google, Facebook они по всему миру строят свои центры обработки данных, но они с опаской относятся к странам, где например, зарегулированы пресса, свобода слова, потому что они боятся, что их там будут блокировать, а в такие страны как Кыргызстан они предоставляют очень оптимальные условия, но мы тоже как страна должны создать условия для них: у нас тоже должен быть проложен Интернет, электричество должно быть стабильное, законы должны быть соответствующие, которые сейчас в парламенте применяются, поэтому есть у Кыргызстана хорошая возможность сейчас «выстрелить», но мы должны все усилия приложить, чтобы эта программа заработала.

Насколько активно внедряются IT-проекты в государственных органах Кыргызстана? Назовите проекты, которые реализуются на сегодняшний день реализуются в госорганах?

Я приведу в пример ГРС, они у нас стоят в авангарде многих госорганов, они уже запустили вещь, которая в регионе является уникальной — электронные биометрические цифровые паспорта. Уже сейчас граждане могут бесплатно заменить обычные свои ID-карты на цифровые карты, а в этой цифровой карте будет огромное количество высокотехнологичных вещей как электронная цифровая подпись. Для того, чтобы запустить такой проект было приложено огромное усилие, та же например справка с Соцфонда, про которую я говорил, они тоже большую работу провели за последний год и много месяцев, и сейчас это уже начинает приносить плоды, то есть у разных госорганов есть разные инициативы, которые они сейчас стараются реализовать, но программа «Таза коом» поможет все усилия сейчас быстро продвигать. Например, Министерство здравоохранения тоже запускает интересные вещи, например, электронные медицинские карточки. Сейчас что происходит? Человек переехал с одного места на другое или в другую поликлинику прошел и необязательно его бумажная медицинская карточка пришла вместе с этим человеком, врач заново открывает карточку, то есть история болезни исчезает, а когда она будет в электронном виде, вся история болезни сохранится.

Затрагивая IT -сферу как вы считаете, насколько в Кыргызстане на сегодняшний день развивается интернет-торговля? Имеется ли перспектива развития электронной коммерции в Кыргызстане? Как вы относитесь к инициативе цифрового шелкового пути в проекте Великого шелкового пути? На самом ли деле, Кыргызстан может стать связующим звеном в данной системе?

Пару недель назад президент Алмазбек Атамбаев летал на форум Шелкового пути в Пекин, там участвовали президенты, премьер-министры 30 стран мира, прилетели около 300 министров различного ранга со всех стран, все международные организации на уровне генеральных секретарей ООН, Всемирный банк, МВФ. Тогда президент заявил, что Кыргызстан реализует и выпускает проект «Таза коом» и готов к сопряжению программы «Таза коом» с программой «Один пояс- Один путь», который Китай сейчас продвигает и итогом этого сопряжения может быть как раз цифровой Шелковый путь. Кыргызская Республика издревле была центром древнего Шелкового пути и благодаря новым технологиям Кыргызстан сможет стать одним из центров цифрового Шелкового пути, если мы хорошо разовьем инфраструктуру внутри своей страны и создадим все благоприятные условия для того, чтобы инновационные, высокотехнологичные идеи проекты реализовывались у нас.

Какой процент рынка торговли уже на электронных рынках Кыргызстана сегодня? Когда электронная коммерция вытеснит традиционную?

В Америке все традиционные торговые компании, такие как Walmart и другие, за последние несколько лет их рыночная капитализация сократилась на десятки процентов, это показывает, что традиционный формат торговли начинает терять темпы, а площадка как Amazon постоянно показывает темпы роста, китайская площадка Alibaba огромные темпы роста показывает. В Кыргызстане тоже есть онлайн-платформы, которые на уже очень хороший уровень выросли и здесь мы должны пользоваться тем опытом, который мы наработали. С момента независимости Кыргызстан был таким торговым центром для всей Евразии: товары из Китая, Индии и Турции через наши рынки проходили на рынки Казахстана и Евразии.

Сейчас все переходит на онлайн-формат и мы должны этот тренд поймать, потому что у наших предпринимателей есть все завязки: у них есть контакты в Китае, в Турции у них есть покупатели по всему региону, просто нужно помочь перейти на новый формат работы и, например, привлечь те же крупные китайские компании как Alibaba, чтобы у них перевалочные базы здесь были, чтобы они там оптом загоняли, расфасовывали и на рынках Евразийского союза распространяли. Эти вещи, которые являются возможностями, но нужно этими возможностями воспользоваться, потому что если мы не будем активно продвигать и активно участвовать в таких инициативах, то другие страны могут взять лидерство, поскольку сейчас во всем мире идет конкуренция.

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Нынешние годовые подписчики имеют право продлить подписку по прежней цене в 3980 сомов. Для этого необходимо авторизоваться на сайте.
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: Мобильное приложение Tazabek для Android Мобильное приложение Tazabek для iOS
Поделись реакцией: Муж. Жен.
Улыбка
Грусть
Удивление
Злость
Необходимо авторизоваться
Популярные
Закрыть  Закрыть

up

×