DW: Решение Вашингтона оставить Mina Corp. поставщиком топливо для ЦТП «Манас», может быть связано с нежеланием позволить России вмешаться в его отношения с Бишкеком

Tazabek - В 2009 году Бишкек хотел денонсировать договор с США об использовании Пентагоном киргизского аэропорта "Манас". Договор все же был продлен, но спор вокруг "Манаса" возник вновь. Об этом сегодня, 23 ноября, пишет Deutsche Welle.

Центр транзитных перевозок США, расположенный в аэропорту "Манас" недалеко от Бишкека, является основным предметом дискуссии между Вашингтоном, Бишкеком и Москвой. Формально речь идет о том, кому будет отдано право на осуществление поставок горючего для ВВС США в "Манасе". Однако часто высказывается мнение, что данный спор - перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном. Россия хочет участвовать в решении вопроса о присутствии США в Киргизии. США пытаются удержать позиции, созданные при Акаеве и Бакиеве.

Перетягивание каната?

После очередной смены власти в Киргизии в апреле 2010 года из Бишкека в США поступила информация, что фирмы, которые занимались поставками топлива для ВВС США: Mina Corp. и Red Star, участвовали в финансовых махинациях, имевших место во время правления Курманбека Бакиева. В Бишкеке считают, что Максим Бакиев, используя эти фирмы, нанес Киргизии существенный экономический ущерб. Кроме того Mina Corp. и Red Star были задействованы в схеме непрямых взяток, которые Пентагон давал семье Бакиевых.

"В США Пентагоном и Конгрессом было инициировано расследование. Несколько неожиданным был результат - фирма Mina Corp. ни в каких нарушениях не замечена", -рассказывает в интервью Deutsche Welle немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch).

В начале ноября Пентагон объявил о том, что заключил новый контракт на поставку топлива для "Манаса" - и опять с Mina Corp. Киргизское правительство распространило специальное заявление, в котором призвало США приостановить сотрудничество с фирмой до завершения расследования, проводимого Генеральной прокуратурой Киргизии. Ранее в ходе визита в США Роза Отунбаева предложила Вашингтону иной способ решения вопроса.

Как говорит Михаэль Лаубш, Бишкек дал понять, что хотел бы уйти от практики участия частных фирм в схеме поставок, и видит выход в создании государственного предприятия. "Идея в том, что опасность коррупции снизится, поскольку контроль государства за поставками будет более эффективным. Бишкек предложил создать это предприятие совместно с "Газпромом", который осуществлял бы поставки топлива из России. А США продолжают настаивать на работе с прежним частным подрядчиком", - рассказывает немецкий эксперт.

Почему США не согласны?

На вопрос "почему" профессор Вашингтонского университета Эрика Марат в интервью Deutsche Welle ответила так: "Насколько мне известно, Конгресс США и правительство Киргизии пока не смогли точно указать на коррупционные схемы, в которых якобы участвовали Mina Corp. и Red Star, поэтому Пентагон возобновил сотрудничество с этими компаниями. Это официальная версия. Другая версия в том, что пока, может быть, в США не нашлось серьезных конкурентов, которые могли бы заменить эти две компании".

По мнению Эрики Марат, (она подчеркнула в интервью Deutsche Welle, что выражает исключительно свою личную точку зрения) правительство Отунбаевой, действительно, предпринимает попытки сделать поставки топлива в "Манас" более прозрачными. Но для этого нужно время, которого у Пентагона нет. "Посмотрим на результаты расследования, проводимого в Киргизии и, возможно, других расследований в США. Возможно, этот контракт еще будет отменен. Посмотрим также, насколько быстро киргизское правительство сможет консолидировать свои усилия и создать условия для других подрядчиков".

"Газпром" не забыт…

Однако наблюдатели отмечают, что решение Вашингтона может быть связано с нежеланием позволить России вмешаться в его отношения с Бишкеком. " Я не исключаю этого, но не могу рассуждать на эту тему без точных данных, - говорит эксперт из США Эрика Марат. - Существует вероятность, что "Газпром" все же будет поставлять топливо для "Манаса". Насколько я знаю, 20-30 процентов поставок будут отданы не Mina Corp. и Red Star, а другими подрядчикам". Эрика Марат подчеркивает, что нет полной информации о намерениях "Газпрома". "Непонятно, действует ли "Газпром" в данном вопросе самостоятельно, или это инициатива России. На основании поступающих ко мне сообщений я сделала вывод, что Mina Сorp. и Red Star неформально проводят серьезную работу с Пентагоном, с конгрессменами, со СМИ, с целью остаться главными подрядчикками в Киргизии", - говорит эксперт из США.

Немецкий эксперт Михаэль Лаубш считает, что нынешняя ситуация вокруг "Манаса" - это проблема между США и Бишкеком. "Россия не в восторге от военного присутствия США в Киргизии. Но, по моей информации, в дискуссии активного участия Москва не принимает, хотя направила в Бишкек сигнал о том, что создание госпредприятия вместо Red Star для нее предпочтительнее. А в США, судя по всему, определенные круги в силовых структурах не хотят отказываться от контроля за поставками топлива, и, в целом, от возможности влиять на геополитическую ситуацию. В частности, по каналу скрытого финансирования определенных политических кругов в Киргизии через частные структуры", - полагает немецкий эксперт.

Как утверждает Михаэль Лаубш, в руководстве зарегистрированных на Гибралтаре фирм Mina Сorp. и Red Star - два американца, бывшие сотрудники спецслужб США. Кроме того, по мнению немецкого эксперта, США смущает определенная зависимость Киргизии от России.

Если не "Манас", то Термез

Михаэль Лаубш подчеркивает, что пока вопрос о поставках топлива не решен, но, по его мнению, позиция США более сильная, нежели позиция Бишкека. "США платят за аренду "Манаса" немалую сумму, а деньги Бишкеку необходимы. На случай неудачи США уже начали готовить альтернативные варианты, например, Термез в Узбекистане, - говорит эксперт. - Высокопоставленные представители США недавно посещали Ташкент и обсуждали этот вопрос, хотя общественности об этом не сообщалось. На днях было подписано соглашение с Астаной об использовании возможностей Казахстана для воздушного транзита в Афганистан".

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: